Методическая разработка урока русского языка
«Обособленные второстепенные члены предложения. Повторение», 8 класс
Тип урока: урок обобщения.
УМК Русский язык. 8 кл.: учебник / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2015.
Форма проведения: смешанное обучение «Смена рабочих зон»
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Техническое оснащение: компьютер, проектор, мобильные устройства с приложением для сканирования QR-кода, образовательный портал школы (платформа moodle).
Раздаточный материал: индивидуальные маршрутные листы (белые, зелёные, жёлтые), клей, фломастеры, таблица (для группы 1), лист А3 (для группы 2).
Цели урока:
уточнить и закрепить понятия об обособлении, группах и признаках обособленных членов предложения;
закрепить правила пунктуации при обособленных членах предложения.
Задачи урока:
актуализировать и восстановить знания учащихся о признаках предложения с обособленными членами;
формировать умение постановки знаков препинания при обособленных членах;
создать условия для развития пунктуационной зоркости учащихся;
уметь конструировать предложения с обособленными членами и составлять схемы, находить случаи обособления в тексте.
Планируемые результаты:
предметные:
• знать содержание понятий обособленные определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства;
• систематизировать знания об общих закономерностях постановки знаков препинания при обособленных второстепенных членах предложения;
• соблюдать на практике письма основные пунктуационные нормы постановки знаков препинания при обособленных членах предложения;
• знать особенности интонации предложений с обособленными членами;
• обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки.
Метапредметные:
регулятивные:
• умение ставить и адекватно формулировать учебную задачу, прогнозировать содержание учебной деятельности;
• умение осуществлять практические действия по инструкции;
• умение осуществлять самоконтроль и самооценивание.
Познавательные:
• умение извлекать и систематизировать информацию;
• умение проводить наблюдение, анализ, строить схему;
• овладение приёмами анализа и синтеза;
• умение приводить примеры.
Коммуникативные:
• владение монологической и диалогической формами речи;
• умение слушать и выражать свои мысли;
• владение навыками работы в группе;
• функциональное владение современными средствами коммуникации.
Личностные:
• стремление к речевому самосовершенствованию;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• воспитание культуры поведения.
Межпредметные связи: литература, ИКТ, математика.
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:
оценивание промежуточных результатов как в группе (станция «Работа в группе»), так и индивидуальных (станция «Онлайн зона», индивидуальный тест);
наблюдение учителя за работой учащихся, анализ ответов;
анализ конечного продукта учебной деятельности каждой группы - качество таблицы (группа 1), схемы (группа 2), решений лингвистических задач (группа 3);
анализ учителем маршрутных листов: таблицы самооценки (перевод заработанных баллов в отметку и рефлексии).
Методический комментарий: класс заранее делится на 3 группы:
1. группа с низким уровнем знаний (группа №1 «белый цвет»)
2. группа с достаточным уровнем сформированности навыков (гр. №2 «зелёный цвет»)
3. группа с высоким уровнем сформированности навыков (группа №3 «жёлтый цвет»).
Перед началом урока обучающиеся находят свою фамилию в одном из списков: белом – зелёном – жёлтом (списки вывешиваются заранее на информационном стенде у входа в класс). Занимают рабочее место на соответствующей станции.
Ход урока:
I.Организационный момент и мотивация к учебной деятельности (1 минута): Приветствие. Учитель объявляет тему урока, просит ознакомиться с маршрутными листами, в которых указана очередность смены рабочих зон и выполнения заданий, критерии оценки работы на уроке. В конце маршрутного листа есть таблица самооценки, которую ученики будут заполнять самостоятельно в течение урока.
II. Актуализация необходимых знаний, определение темы и целеполагание (4 мин.).
Слово учителя: «Послушайте притчу и постарайтесь решить пунктуационную задачу, опираясь на свой разум: «Однажды богатый путешественник заблудился и стал просить бога о помощи. Он даже написал клятву на клочке бумаги: «Обещаю за свое спасение поставить статую золотую, пику держащую». Путешественник спасся, но ему стало жалко обещанного богу золота. Однако он придумал, как выполнить обещание и при этом сэкономить… - Как он это сделал?»
Предполагаемый ответ: Путешественник переставил запятую, изменил обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Учитель формулирует задание: «Напишите в каждой группе 2-3 аргумента: «Зачем изучать тему «Обособленные второстепенные члены предложения?»». Афиширование результатов обсуждения, определение темы («Обособленные второстепенные члены предложения») и постановка цели данного урока: научиться правильно ставить знаки препинания при обособленных членах.
В коллективном диалоге определяют учебную задачу: нужно хорошо знать все случаи обособления второстепенных членов предложения и научиться применять знания при пунктуационном оформлении письменного текста.
Слово учителя: «Известен случай, когда врач поставил запятую в рецепте не там, где надлежало. Ночью спохватился, какую непоправимую беду принесёт больному ошибочная дозировка лекарства. Наняли они с братом извозчика и помчались к больному. Обошлось, но понервничал изрядно врач по имени Антон Павлович Чехов. Действительно, «…они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться,» - так писал К.Г. Паустовский. Итак, цель и задачи урока определены, приступаем к работе. В добрый путь!»
III. Систематизация знаний по теме. Организация познавательной деятельности (каждая станция по 10 минут и по минуте на переход, итого: 33 минуты). Переход со станции на станцию осуществляется по команде учителя. Маршруты групп (подробнее см. приложения №1, 2, 3):
Класс работает по плану, указанному в маршрутных листах урока, учитель координирует перемещение групп и проводит работу в зоне «Работа с учителем».
Содержание маршрутных листов:
IV. Подведение итогов (6 минут)
Учитель предлагает учащимся вернуться к цели урока, глядя на кластер, таблицу и примеры, проанализировать степень её достижения.
Учащиеся выставляют себе оценку в маршрутном листе и заполняют анкету рефлексии, затем сдают листы учителю.
V. Домашнее задание (1 минута): учитель кратко комментирует варианты домашней работы.
1)№352
2)Создайте учебный пазл «Угадай-ка» по теме в приложении https://learningapps.org
3)Составьте презентацию «Обособленные второстепенные члены предложения»
Приложение №1: маршрутный лист ученика группа №1
Приложение №2: маршрутный лист ученика группа №2
Приложение №3: маршрутный лист ученика группа №3
Фотографии урока
VI. Методические ресурсы, список литературы
1. (дата обращения 04.11.2019)
2. (дата обращения 04.11.2019)
3.Даутова О.Б., Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / Даутова О.Б. - СПб.: КАРО, 2015.
4.Жебровская О.О., «Реализация модели смешанного обучения: один учитель - разные дети»
5.Бройде М.Г., Занимательные упражнения по русскому языку. – Москва, 2015
6.Полонецкая Л.З., Галкина Г.В., Занимательные задания по русскому языку. – Москва, 2016
|