Обращение к народному искусству как условие развития воображения учащихся начальной школы
Среди характеристик, описывающих идеал современного образования, который представлен в ФГОС, наряду с такими качествами как высоконравственный и компетентный гражданин России названо и понятие творческого человека1. Следовательно, школа призвана развивать способности учеников к творчеству. Одной из основ творческой личности выступает развитое воображение.
Существуют разные подходы в определении воображения. Так, С.Л. Рубинштейн писал: «Воображение – это отлёт от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов2». Образную природу воображения подчеркивает и другой авто: «Воображение – это способность создавать новые чувственные или мыслительные образы <…> процесс преобразующего отражения действительности»3. Л.С. Выготский подчёркивал, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений»4. А.А. Мелик-Пашаев вводит дополнительную характеристику воображения, понимая под ним «способность человека создавать выразительный образ, раскрывающий необразное внутреннее содержание произведения»5.
Как видно из определений, существенным признаком воображения в первую очередь может считаться способность субъекта создавать новое. Однако, этого недостаточно, потому что становится затруднительным проведение различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому, что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения. Большинство исследователей отмечают, что воображение есть процесс создания не просто нового, а именно новых образов, протекающих в наглядном плане.
В научных определениях зачастую используется понятие преобразование (преобразующее воображение и т.д.). На наш взгляд, здесь представлена существенная характеристика воображения, связанная с соотношением реального и появлением нового, отличающегося от того, что есть. С одной стороны, абсолютно новое человеческий мозг породить не может, все новое создавалось на основе осмысления существующего. С другой стороны, воображение может совершить и отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Таким образом, воображение осуществляется в результате преображения действительности, когда человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Следовательно, всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием.
Итак, значимые характеристики воображения – это создание нового, прежде всего новых образов в результате преображения действительности. При этом для нас важен подход Мелик-Пашаева, чьи рассуждения позволяют понять созданные образы, как отражающие сущностные характеристики явления, предмета, процесса и обнаруживающие ценностную позицию автора.
Нами было проведено диагностирующее исследование среди учащихся 2 В класса МАОУ «Гимназия «Эврика» Великого Новгорода. Мы хотели получить информацию о том, насколько школьники способны придумать образ необычного предмета, при этом предмет соотносился с традиционным сказочным миром. Ученикам было предложено нарисовать сказочный цветок. Кроме того, они должны были выбрать из всех работ ту, на которой, по их мнению, был самый необыкновенный цветок и объяснить свой выбор. Вторая часть задания показывала, насколько школьник способен не только сам создать, но и увидеть и оценить новое и необычное. В эксперименте участвовали 26 учеников.
Рисунки учащихся могут быть разделены на несколько групп:
• Первая – это те работы, в которых форма цветов соответствует реальности и лишь разноцветные лепестки говорят о том, что автор попытался создать что-то необычное на основе своей способности воображать. Таких работ 10.
• Вторая группа работ состоит из одного рисунка, однако мы сочли возможным выделить данную работу в самостоятельную группы, потому, что, по нашему мнению, воображение школьника проявилось в выборе цветовой гаммы – не просто яркой, но и необычной – голубые стебли и листья, и разноцветная земля. Мы думаем, что в данном случае по сравнению с первой группой можно говорить о том, что воображение у школьника больше развито.
• Следующая группа состоит из рисунков, в которых необычность образа цветка передавалась тем, что он очеловечивался – ему рисовали лицо. Эта группа включает в себя 7 картинок.
• Отдельно скажем об одном рисунке, в котором на первый взгляд представлен действительно необычный образ, однако он не соответствует поставленной задаче: понять, что это цветок затруднительно. Заметим, что ученик по наблюдениям и обследованием педагогического коллектива отнесён к школьникам с неустойчивым эмоциональным развитием, поэтому рассматривать его работу как проявление развитого воображения мы не будем.
• Последняя группа работ – 7 рисунков, по нашему мнению, позволяет говорить, о том, что у школьников воображение более развито по сравнению с одноклассниками. Эти работы отличаются необычностью формы, выбором цветовой гаммы (например, разноцветные не только лепестки, но и листья цветка), или узором (полосатый цветок). Подчеркнём, что из семерых школьников четверо занимаются дополнительно изобразительным искусством, кроме того шестеро входят в состав наиболее успевающих учеников в классе.
Итак, из 26 школьников можно говорить, что развитыми признаками воображения обладает меньшинство учащихся (семь учеников).
Из рисунков школьников была составлена выставка, и ученики должны были выбрать наиболее удачно нарисованный сказочный цветок и подобрать слова, которые опишут этот цветок и объяснят их выбор. Наибольшее количество голосов получили две работы: у одной 8 голосов, у другой – 6. С одной стороны, выбор второго цветка (6 голосов) совпадает и с нашей оценкой как работы, в которой проявилось воображение школьника. При этом ученики наряду с предложенными учителем характеристиками (красивый, яркий, волшебный, сказочный, необычный, красочный, завораживающий) предложили и две своих – единственный и изысканный. С другой стороны, тот факт, что наибольшее количество голосов получил цветок из первой группы (привычная форма, разноцветные лепестки) позволяет предположить, что ученики выбрали его не на основе необычности образа, а как узнаваемый образ из книг-сказок – цветок такой формы можно увидеть в детских книгах. Здесь сработала оценка привычности соответствия принятому образу, а не оценка способности создать новое на основе имеющегося опыта.
Таким образом, мы можем говорить, что школьники не только испытывают затруднение в проявлении своего воображения при создании необычного образа в рисунке, но и не склонны оценивать способность создавать новое путём комбинации из имеющихся элементов.
Мы считаем, что народное декоративно-прикладное искусство содержит богатый потенциал для развития воображения учащихся начальной школы. Во-первых, образы народного искусства – яркий пример преобразования окружающей человека реальности. Для многих промыслов характерны растительные узоры (Хохлома, Городец, Жостово), так же среди образов встречаются те животные, что были привычны в жизни народа и воспринимались им символически: конь, олень, птица (Мезень, Городец, Гжель). Следовательно, можно показать учащимся, как реальность может быть преобразована силой воображения.
Во-вторых, одним из распространенных способов создания нового на основе осмысления опыта выступает комбинация элементов (комбинирование как осуществления анализа и синтеза элементов реальности выступает одним из механизмов воображения). Народное искусство предлагает богатый набор образцов по комбинации элементов. Например, цветовое комбинирование: гжельская роза создана двумя цветами – голубым и белым, в создании городецкой розы участвуют розовый, красный, коричневый, белая оживка. Школьник, таким образом, сможет осознать, что один и тот же предмет реальности может быть преобразован на основе использования разного цветового соотношения, а, следовательно, и он может быть включиться в поиск новых цветовых комбинаций.
В-третьих, особенность народного искусства состоит в особых возможностях проявления авторской свободы в рамках традиций. С одной стороны, основа народного творчества – следование традициям и сохранение их, с другой стороны, наличие таких принципов народного творчества, как повтор, вариация и импровизация6, позволяет мастеру не оставаться на уровне простого копииста и открывает возможности для проявления собственного замысла. Существует не один вариант написания городецкой розы или оленей мезенской росписи. Примечательно, что когда авторы методических разработок, изучают со школьниками написание, например, городецкой розы, то наряду с простым копированием, они одновременно предлагают изучить варианты написания цветка7. Соответственно школьник получает опыт вариативного виденья одного образа, и такой опыт, по нашему мнению, открывает возможности для поиска его собственного варианта, а значит и помогает проявлению воображения.
В-четвертых, образы народного искусства наполнены ценностным осмыслением окружающего мира, необычное сочетание цветов или неожиданное расположение элементов не вызвано желанием создать нечто оригинальное ради привлечения внимания. Художественный образ выражает ценностную позицию автора, например, яркая праздничная цветовая гамма городецкой росписи подчеркивает жизнерадостное восприятие мира, умение и желание видеть во всем красоту; бело-голубые образы Гжели создают нежно-лиричный мир, напоминающий снежные просторы Руси и ее голубые дали. Суждение М.А.Некрасова по-своему позволяет объяснить распространение растительных и цветочных мотивов в народном искусстве: «Идеал красоты, связанный с жизнью вечной, заключал в себе идею преображения мира, выраженную в образах цветения, растительной силы земли, гармонии и стройной взаимосвязанности части и целого – целокупным восприятием мира»8.
Таким образом, народное искусство и по образам, их многообразию, и по способам их создания, и по опыту преображения окружающей действительности, и по ценностному наполнению художественных образов содержит богатый потенциал для развития воображения учащихся начальной школы. А обращение к народному искусству следует понимать, в том числе, и как одно из условий развития воображения младших школьников.
Список литературы:
1Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Сост. Е.С.Савинов]. М.: Просвещение, 2010, С.12.
3Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. С. 103
4См.: Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собрание сочинений: В 6 т. Т 2. М., 1982. С. 436-455
5Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. М.: Просвещение, 2008. С. 99.
6Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. М.: Просвещение, 2000. С. 24-25.
7Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь. М.:Мозаика-Синтез, 2010.
8Некрасова М.А. Русское народное искусство как педагогическая проблема. Его духовная сущность и место в современном образовании // Православие и традиционная народная культура: Сборник докладов. М., 2005. С. 32.
|