Многим учителям приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети в младшей школе быстро устают от монотонного урока, уровень внимания и сосредоточенности снижается.
Чтобы поддержать интерес детей к предмету, необходимо понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят и искать способы повышения качества образования и эффективности обучения иностранному языку. Главная задача учителя- добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.
Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игры - это хороший прием в организации занятий, который поможет заинтересовать ребят и увлечь их, активизировать мыслительный процесс и творческий потенциал. Ведь игра — это именно то, что понятно и естественно для детей 1-4 класса. А при изучении иностранного языка, такого как английский, использование игр просто обязательно. Они помогут ребятам освоить большие объемы материала и систематизируют эти знания.
Игры на уроках английского языка мы обычно фокусируем на тех темах, которые проходим на занятиях. Например, фонетические, орфографические, дидактические, коммуникативные, грамматические, лексические. Каждая из них будет полезна и интересна детям. Ведь включая игры в учебный процесс, мы помогаем ученикам:
• усвоить материал и расширить словарный запас,
• повторить и закрепить лексику на английском языке,
• воспринимать информацию на слух,
• развить слуховую реакцию и слуховую память,
• развить речевую реакцию в процессе коммуникации,
• активизировать и стимулировать познавательную деятельность,
• снять языковой и психологический барьер, страх говорить на английском языке,
• снять усталость и напряжение учеников в классе,
• научить выражать мысли в их логической последовательности.
Важно помнить о том, что в таких играх обязательно учитывать возраст учеников, их уровень знаний, общую психологическую картину класса. Таким образом получится вовлечь в обучающий процесс каждого ученика в классе, повысить их мотивацию и стимулировать активность на уроке. Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки обучающихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться с целью повторения уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.
Преимущество игр в том, что они посильны даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение доступности заданий- все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
М. Ф. Стронин в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:
• лексические игры
• грамматические игры
• фонетические игры
• орфографические игры
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Цели:
• тренировака учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке
• активизация речемыслительной деятельности учащихся
• развитие речевой реакции учащихся
1. Составь слово.
Учащимся предлагается список существительных. Надо подобрать к ним слово (общее для всех), чтобы получилось сложное существительное.
Например: Snow Foot Ball Basket
2.Зннаете ли вы животных?
Представители от каждой команды по очереди произносят названия животных:
a fox, a dog, a monkey и т. д.
Побеждает тот, кто последним назовет животное.
3. Собери картинку.
Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур I see … This is … He has got… .…She has got …. It is blue (grey, etc.)
4. «Be quick»
Все ученики делятся на две команды. В ходе жеребьевки выбирается команда, которая будет начинать игру. Один из игроков первым называет слово на английском. Затем представители команд по очереди должны называть слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Кто не смог придумать слово, выбывает из игры. Побеждает та команда, в которой осталось больше всего игроков. Пример: «Aunt → Telephone → Elephant → Tiger».
5. «Who knows the parts of the body?»
Ученики делятся на две команды. Задача ведущего давать представителям обеих команд задания: «Touch your legs», «Show your nose» и другие. Команда, правильно выполнившая задание, получает одно очко
6. «Who knows the colors best?»
Ведущий называет цвета на английском языке. Ребята должны показать предметы в классе или одежду того цвета, который назвал ведущий. Побеждает та команда игроков, которая показала правильно больше предметов.
7. «Guess the word?»
Преподаватель загадывает слова по изученной теме и просит учеников отгадать их. Учащиеся спрашивают его: «Is this a...?». И так до тех пор, пока слово не будет угадано. Тот, кто отгадал слово, становится ведущим и загадывает новое слово.
8. «The chain of words»
Ведущий называет на русском языке день недели и бросает мяч ученику. Он в свою очередь должен назвать этот день недели на английском языке. Можно немного усложнить задачу: ведущий будет спрашивать «What day is before (after) Tuesday?». В этой игре можно менять дни недели на цвета, названия месяцев, числительные.
9. «Snowball»
Игра проводится, как индивидуальное соревнование. Задача детей в том, чтобы придумывать слова по определенной теме и называть их вместе со всеми словами, которые придумали соперники. Выбывает тот, кто не смог придумать свое слово или не вспомнил, что говорили другие игроки.
10. «Глухой телефон»
Ребята делятся на две команды и выстраиваются по цепочке. Первый в колонне ученик придумывает слово и шепчет его на ушко следующему участнику своей команды. Последний, кто услышит слово, должен поднять руку и назвать его на английском языке. Команда, справившаяся первой, выигрывает.
11. «Запомни слово»
Участники игры должны заранее подготовить картинки своих родственников или же принести их фотографии из дома. Водящий называет слово: «A brother», участники игры в ответ показывают рисунок или фотографию брата и повторяют это слово на английском. В случае ошибки ребенок отдает рисунок. Побеждает тот, у кого сохранятся все рисунки и фотографии.
12. «Назови шестое»
Задача водящего — перечислить по 5 слов из изученной темы, например, 5 цифр, 5 животных, 5 членов семьи, 5 профессий. Тот, на кого укажет ведущий, должен быстро добавить еще одно название по теме, не повторяя перечисленных слов. Если ему удалось это сделать, то он становится следующим водящим.
13. «Съедобное/несъедобное»
Малыши становятся в линию. Ведущий бросает им по очереди мяч, называя слово на английском языке. Если это можно съесть, ребенок ловит мяч. Если предмет несъедобный - мяч отбивается. Тот, кто правильно отреагировал, делает один шаг вперед, неправильно — остается на месте.
14. Мимы (Guess a word (an action) with pantomime)
Можно работать с любой лексической темой - даже с прилагательными.
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Цель: тренировка учащихся в произнесении английских звуков.
1.Слышу — не слышу.
Учащиеся делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный, учащиеся поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки, все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.
2. Широкие и узкие гласные
Преподаватель называет слова. Учащиеся поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.
3. Правильно-неправильно.
Преподаватель называет отдельные слова или слова в предложениях, фразах. Учащиеся поднимают руку при чтении выделенного им звука в звукосочетаниях. Затем он просит каждого учащегося в обеих командах прочитать определенные звукосочетания, слова, фразы и предложения. При правильном чтении звука учащиеся поднимают руку с зеленой карточкой (флажком), при неправильном — руку с красной карточкой (флажком). Выигрывает команда, которая после подсчета очков наиболее правильно оценит наличие или отсутствие ошибок.
4. Какое слово звучит?
Учащимся предлагается набор из 10—20 слов. Преподаватель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Учащиеся должны сделать следующее:
Вариант 1. Найти в списке слов произнесенные преподавателем и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем.
Вариант 2. Отметить в списке только те слова, которые были произнесены преподавателем.
Вариант 3. Записать на слух слова, которых нет в списке, и попытаться найти их в словаре, и, если они неизвестны учащимся , выписать их значения, установить, имелись ли орфографические ошибки при их записи.
Выигрывает тот, кто наиболее качественно выполнил задание.
5. Скороговорки. (Tongue twisters)
Учитель располагает на доске определенные скороговорки, которые он бы хотел отработать, и делит класс на две команды. Каждый ученик должен иметь возможность проговорить скороговорку, которую выбирает для него учитель, так много раз, как он сможет, быстро и правильно, каждый правильный вариант произнесения приносит команде 1 очко. Как только он делает ошибку ход переходит к другой команде.
Примеры скороговорок:
- She sells sea-shells by the seashore.
- Red leather, yellow leather.
- Thirty thousand feathers on a thirsty thrush’s throat.
- Peter Piper picked a peck of pickled peppers.
- Around the rugged rocks the ragged rascal ran.
- The Leith police dismisses us.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Цель: формирование орфографических навыков у учащихся, развитие внимания, зрительной памяти, логики и гибкости мышления.
1. Буквы рассыпались
Преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?». Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.
2. Телеграммы
Преподаватель пишет на доске какое-нибудь слово. Каждый играющий должен придумать телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы слова, написанного на доске, второе - со второй буквы и т. д.
3. «Угадай-ка»
Учитель подготавливает перед игрой поднос со случайными предметами: книги, карандаши, игрушки, цветы или, что найдется под рукой. Завязывает ребенку глаза и просит его потрогать, пощупать и громко произнести название предмета на английском. За угаданное слово он получает один балл. Дополнительное очко игрок получает, если правильно произнесет слово по буквам. Побеждает тот, кто наберет больше всех баллов.
4. «Вставь букву»
Преподаватель записывает на доске слова с пропущенными буквами, а ученики в свою очередь должны заполнить эти пропуски недостающими буквами. Например: «b*ll - ball, bl*ck - black, mo*key — monkey».
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Цель: навык у учащихся употребления речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
1. Комментатор
Учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их, например: I am sitting. I am standing up. I am going to the window.
Учитель даёт ученику карточку за каждое правильно названное действие. Победителем становится тот, кто набрал большее количество карточек.
2.What do you like to do?
Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.
3. «Do you have...?»
Четыре человека встают возле доски лицом к классу. За спиной в руках держат игрушечных животных. Те, кто сидит на своих местах, должны отгадать животных, задавая вопрос: «Do you have...?» или «Is it...?»
4. «I can't see»
Преподаватель заранее подготавливает игрушки и выкладывает их на стол. Дети рассматривают их внимательно и запоминают. Потом они отворачиваются, а учитель прячет одну из игрушек. Задача малышей в том, чтобы ответить, какой из игрушек не хватает и назвать остальные: «I can see... I can't see...»
5. «What's your name?»
Дети садятся в круг, хлопают два раза в ладоши и по коленям, задают вопрос: «What's your name?» Потом они по очереди хлопают в ладоши и по коленям дважды и отвечают: «My name is...».
6. «Угадай по голосу»
Ученики по очереди становятся ведущими и выходят по одному к доске, встав к классу спиной. Преподаватель в это время указывает на одного из учеников. Этот ребенок говорит: «Hello!». Задача водящего угадать по голосу, кто это был: «Are you...?» Ответы для него: «Yes, I'm... No, I'm not...». Затем игроки меняются местами.
7. «Пантомима»
Один человек из класса выходит к доске и показывает какое-либо действие, например, по теме «Домашние обязанности». А другие дети должны догадаться и называть на английском, что он делает: «Marina is washing up», «Nikita is doing the laundry», «Lena is ironing her clothes, etc.».
8. «Grammar detective»
Записываются на доске или раздаются карточки с текстом или отдельные предложения. Задача учеников - найти существительное и объяснить, почему перед ним должен стоять артикль «a», «an» или «the».
9. «Room buttle»
Эта игра напоминает всем известную игру «морской бой». Два игрока рисуют план комнаты. Мебель и ее количество оговариваются заранее. Участники должны отгадать ее расположение, задавая соответствующие вопросы.
Например, «Are there a cupboard in the middle of the room?», второй игрок должен ответить: «Yes, there is/No, there are not.» Побеждает тот, кто быстрее своего соперника заполнит комнату соответствующими предметами мебели.
10. Пазлы. Отличная игра, нацеленная на командную работу. Она подходит для повторения времен, фраз, оттачивания навыков чтения и т.д. Как играть в пазлы? На бумаге пишутся 3-5 предложений разным цветом; Затем лист разрезается так, чтобы разделить все фразы; Слова перемешиваются и складываются в шапку; Класс делится на 2-3 команды и каждая поочередно собирает предложения; Побеждает та команда, которая быстрее сложит все слова в правильном порядке, чтобы получились исходные предложения.
Заключение
Использование игр на уроках английского языка помогает учителю обеспечить младшим школьникам хорошее и крепкое запоминание материала, глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию. При этом ребята не будут уставать от скучных зазубриваний и неинтересных учебных упражнений на знание грамматики, лексики и орфографии.
|