Поступление ребёнка в школу – важный этап в его жизни, он меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в первом классе ребёнка необходимо готовить. Очень важно, чтобы дети 7 – летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, определённым объёмом знаний и умений.
Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению ребёнка в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислектиками (детьми с нарушениями чтения и письма).
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу и синтезу слова, установление различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Так же понятие готовности к обучению грамоте старших школьников включает в себя сформированность и развитие таких необходимых компонентов, таких как: общая и мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы. Несформированность данных компонентов может привести к проблемам при освоении грамоты и вызвать негативное отношение старших дошкольников к обучению грамоте.
Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь.
Дети с третьим уровнем недоразвития речи, как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя речи. Для таких детей необходимы систематические занятия по формированию устной речи, обучению правильному словоизменению и словообразованию, совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза.
У здорового ребёнка овладение звуковой системой происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений пальцев рук.
Нарушения моторики у старших дошкольников с ОНР носят широкий характер: наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, рисовании. Задерживается развитие готовности руки к письму, т.к.дети долго не проявляют интереса к рисованию и другим видам ручной деятельности. Моторная несостоятельность этих детей особенно заметна на занятиях по физкультуре и на музыкальных занятиях, где они отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.
Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчёркивается многими исследователями. Поэтому необходимо развивать двигательный анализатор, который является стимулирующим фактором развития речи и нервно-психических процессов.
Нарушение чёткости артикулирования во время речи, невнятная в целом речь дошкольников с общим недоразвитием речи не позволяет формироваться чёткому слуховому восприятию. Часто дети не контролируют своё произношение.
Обучению грамоте старших дошкольников с ОНР должна предшествовать определённая логопедическая работа, а также проводиться параллельно с обучением грамоте.
Направления этой работы следующие:
1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. Работа над устранением неправильного звукопроизношения.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
5. Развитие грамматических навыков.
6. Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыка пересказа небольших текстов.
7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений.
8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации.
Для детей с ОНР наиболее приемлем звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, так как он более полно отражает закономерности фонетической системы русского языка.
Большое количество старших дошкольников, страдающих ОНР, составляют группу риска по дислексии и дисграфии. Вот почему так важно преодолеть недостатки фонематического слуха, пространственных представлений, общую и мелкую моторику для предотвращения дальнейших проявлений в будущем.
Подводя итог можно сделать вывод, что при обучении старших дошкольников грамоте необходимо комплексное развитие всех сторон речи, высших психических функций и анализаторных систем, так как теоретически обосновано взаимовлияние и взаимодействие всех этих компонентов на процесс овладения грамотой.
|