Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с Общим Недоразвитием речи

СКАЧАТЬ (32.5 Kb) 17.11.2023, 18:24
Карпинская Елизавета Владимировна
учитель-логопед, ГДОУ ЛНР ЯСКВ "Солнышко" г.Стаханова
Поступление ребёнка в школу – важный этап в его жизни, он меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в первом классе ребёнка необходимо готовить. Очень важно, чтобы дети 7 – летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, определённым объёмом знаний и умений.

Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению ребёнка в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислектиками (детьми с нарушениями чтения и письма).

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу и синтезу слова, установление различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Так же понятие готовности к обучению грамоте старших школьников включает в себя сформированность и развитие таких необходимых компонентов, таких как: общая и мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы. Несформированность данных компонентов может привести к проблемам при освоении грамоты и вызвать негативное отношение старших дошкольников к обучению грамоте.

Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь.
Дети с третьим уровнем недоразвития речи, как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя речи. Для таких детей необходимы систематические занятия по формированию устной речи, обучению правильному словоизменению и словообразованию, совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза.

У здорового ребёнка овладение звуковой системой происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений пальцев рук.

Нарушения моторики у старших дошкольников с ОНР носят широкий характер: наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, рисовании. Задерживается развитие готовности руки к письму, т.к.дети долго не проявляют интереса к рисованию и другим видам ручной деятельности. Моторная несостоятельность этих детей особенно заметна на занятиях по физкультуре и на музыкальных занятиях, где они отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчёркивается многими исследователями. Поэтому необходимо развивать двигательный анализатор, который является стимулирующим фактором развития речи и нервно-психических процессов.

Нарушение чёткости артикулирования во время речи, невнятная в целом речь дошкольников с общим недоразвитием речи не позволяет формироваться чёткому слуховому восприятию. Часто дети не контролируют своё произношение.

Обучению грамоте старших дошкольников с ОНР должна предшествовать определённая логопедическая работа, а также проводиться параллельно с обучением грамоте.

Направления этой работы следующие:
1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. Работа над устранением неправильного звукопроизношения.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
5. Развитие грамматических навыков.
6. Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыка пересказа небольших текстов.
7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений.
8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации.
Для детей с ОНР наиболее приемлем звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, так как он более полно отражает закономерности фонетической системы русского языка.

Большое количество старших дошкольников, страдающих ОНР, составляют группу риска по дислексии и дисграфии. Вот почему так важно преодолеть недостатки фонематического слуха, пространственных представлений, общую и мелкую моторику для предотвращения дальнейших проявлений в будущем.

Подводя итог можно сделать вывод, что при обучении старших дошкольников грамоте необходимо комплексное развитие всех сторон речи, высших психических функций и анализаторных систем, так как теоретически обосновано взаимовлияние и взаимодействие всех этих компонентов на процесс овладения грамотой.


Категория: Блоги | Добавил: lkv1209
Просмотров: 140 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог