Сегодня: 03.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Обзорная консультация "Оптическая дисграфия: как определить, исправить и предупредить?"

СКАЧАТЬ (2.94 Mb) 29.06.2023, 13:52
Романова Елена Валентиновна
учитель-дефектолог, МДОУ "Детский сад "Ёлочка" г.Надыма"

  

В настоящее время система образования предъявляет всё более высокие требования к качеству обучения. Количество учащихся, которые не успевают усваивать программу начальной и средней школы, за последние годы возросло в несколько раз. Одной из причин такой отрицательной тенденции является недостаточная сформированность оптических и речевых систем у детей, в результате которой и возникают специфические трудности при обучении младших школьников письму под названием дисграфия.

Что такое ДИСГРАФИЯ?
Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.
Дисграфия проявляется типичными и повторяющимися на письме ошибками стойкого характера, не связанными с незнанием правил и норм языка.

Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:
 смешением и заменами графически или фонетически сходных букв;
 искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
 нарушением слитности и раздельности написания слов;
 аграмматизмами на письме.

Эти ошибки, как правило, не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объёма памяти и другое.

О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребёнок овладевает техникой письма, т.е. не раньше 8-8,5 лет.

В последние годы специалисты считают дисграфию острой проблемой, т.к. количество школьников, страдающих этим нарушением, стремительно растёт. В настоящее время в начальной школе до 50% школьников испытывают специфические трудности в овладении письмом и чтением. Причём у большинства из них данные нарушения сохраняются и в более старших классах.

Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Современная классификация включает в себя 5 основных форм дисграфии:
 артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
 акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
 дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
 аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
 и оптическую дисграфию, связанную с недоразвитием оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

- Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в практике встречаются смешанные формы. В этом случае наблюдается несформированность не одной, а сразу 2-х или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.

Остановимся подробно на одном из видов дисграфии - оптической дисграфии.
Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы.
Ребёнку трудно усвоить зрительный образ букв, многие их которых ему кажутся одинаковыми.

Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочек», «овалов») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируются и образуют различные буквенные знаки.
Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
При оптической дисграфии дети начинают добавлять какие-то лишние элементы к буквам: петельки, палочки, крючочки или отнимать их – в основном это относится к буквам, которые сходны между собой графически.
Также к типичным ошибкам относятся пропуски элементов букв или неправильное их расположение в пространстве.

В ряде случаев, особенно у левшей или при наличии органических повреждений мозга, имеет место зеркальное написание букв – так называемое зеркальное письмо, когда дети пишут буквы в другую сторону, справа-налево.
В тяжёлых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребёнок пишет только отдельные буквы.
Перечисленные трудности могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.

Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи ребёнка и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития.
В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено», а именно нарушение или недоразвитие оптических речевых систем в головном мозге.
Немного остановимся на вопросах профилактики оптической дисграфии в раннем детстве, т.к. часто причины дисграфии уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.

Поскольку повреждение головного мозга в большинстве случаев наступает в период внутриутробного развития или в процессе родов, то первые проявления этой патологии наблюдаются ещё в раннем детстве и могут быть отчётливо выявлены специалистами.
Отклонения могут проявляться в запаздывании держания головки, самостоятельного сидения, стояния, ходьбы, в трудностях кормления ребёнка (вялое сосание, частые срыгивания), в недостаточно живой его реакции на окружающих, на перемену обстановки, на новые лица и т.д.

Во всех этих случаях нужно сразу обращаться к специалистам.
В раннем постнатальном периоде важно полнее реализовать именно медицинскую часть профилактических мер, направленную на устранение или хотя бы на сглаживание последствий повреждения головного мозга ребёнка.
Если удастся провести все необходимые для этого лечебные мероприятия, то это и будет тот самый большой вклад, который могут внести медики в дело решения проблемы оптической дисграфии.
Всякая врачебная помощь, оказываемая в более поздний период и направленная на устранение всякого рода уже появившихся «синдромов», будет гораздо менее эффективна, хотя и небесполезна.
Психолого-педагогическая часть комплекса должна реализовываться на этом уже «оздоровлённом» фоне и тоже начинаться с самого раннего возраста.

Основная задача этой составной части профилактики заключается в обеспечении благоприятных социальных условий для формирования всех психических функций ребёнка.
Для решения основных задач профилактики вся окружающая среда должна быть «развивающей», то есть она должна обеспечивать достаточное количество слуховых и зрительных впечатлений, в ней должны присутствовать объекты, способные привлечь и удержать внимание ребёнка, стимулировать развитие его познавательной деятельности.
Большую роль в этом могут оказать тщательно подобранные развивающие игрушки: это может быть игровой развивающий коврик, пирамидки, юла «заводная карусель», подвижные конструкции с укреплёнными на них игрушками-подвесками и другие.

Главным разделом работы по устранению предпосылок оптической дисграфии в дошкольном возрасте является развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Так как если у ребёнка к началу школьного обучения ещё не сформировались зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез, то он не сможет полноценно усвоить начертания букв и неизбежно будет путать их на письме.

Поскольку нижнетеменные отделы коры головного мозга окончательно созревают позже многих других его отделов, то на начальных этапах обучения детей письму трудности дифференциации буквенных знаков имеют место у многих детей, особенно, когда это обучение начинается в детском саду.

Данную предпосылку очень важно своевременно выявить и обязательно постараться устранить до начала обучения ребёнка грамоте, чтобы он просто «не успел» усвоить неправильные начертания букв и тем более ввести их в «моторную память руки».
Какие средства могут помочь устранить проявления оптической дисграфии у детей дошкольного возраста?

Для преодоления оптической дисграфии необходимо проведение последовательной, систематической коррекционной работы.
Такая работа должна включать в себя несколько направлений. Рассмотрим каждое из них.
1-е направление - развитие зрительного гнозиса (т.е. восприятия и узнавания).

С целью развития предметного-зрительного гнозиса можно использовать следующие виды заданий:
 задания на развитие умения узнавать предметы в усложнённых условиях.
▪ называние контурных, наложенных, перечёркнутых или зашумлённых изображений предметов;
▪ дорисовывание или называние предметов, нарисованных лишь наполовину;
▪ найти ошибку в изображении предмета.
Можно предложить ребёнку задания:
▪ распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры;
▪ подобрать предметы, по форме, напоминающие определённую геометрическую фигуру;
▪ найти среди множества контуров геометрических фигур различной величины все изображения заданной фигуры (все треугольники, овалы, квадраты), обвести или заштриховать их;
▪ построить модель самолёта (корабля, машины и др.) из геометрических фигур;
▪ составить целую картинку из частей;
▪ конструирование фигур из палочек (сначала по образцу, затем по памяти).
С целью совершенствования восприятия величины и размеров предметов предлагаются задания:
▪ показать на картинке длинные и короткие предметы;
▪ расположить игрушки по высоте;
▪ расположить карточки с изображениями животных по их реальной величине;
▪ обвести только ту геометрическую фигуру на картинке, которая больше обозначенной;
▪ обвести на картинке только то, что больше или меньше определённого предмета (например: обвести всех, кто меньше птицы; обвести всех, кто больше тигра).

Следующим важным направлением работы по устранению и профилактике оптической дисграфии является развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.
Здесь основным видом деятельности выступает работа с образцом.

Сначала ребёнок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы ребёнок успел рассмотреть и запомнить образец.

Подобную работу с образцом целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисовывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам и другое.

Можно предложить ребёнку запомнить цифровой ряд или ряд геометрических фигур, и повторить его в той же последовательности. Постепенно количество элементов ряда увеличивается, начиная с 3-4-х и к концу обучения, достигает 7-9.

Можно поработать с предметными картинками:
Например, сначала ребёнку в течение 30 секунд показывают рисунок с изображением разных предметов (фигур, букв или цифр) и просят внимательно рассмотреть и запомнить их.
Затем предъявляют другой рисунок, на котором есть изображения из первого рисунка и ещё шесть других, и просят показать все изображения с первого рисунка.

Очень эффективна игра «Что изменилось?»
Один из её вариантов выглядит следующим образом: ребёнку на определённое время предъявляется сюжетная картина и предлагается внимательно рассмотреть её и запомнить всё, что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостаёт каких-то деталей или наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен назвать ребёнок.
Данную игру лучше проводить с группой детей, так как появление элемента соревнования (кто больше найдет отличий) стимулирует запоминание.

Игру «Что изменилось или чего не стало?» можно проводить на материале картинок, геометрических фигур или букв.
Ещё один вариант - разложить картинки, фигуры или буквы в той последовательности, в которой они предъявлялись.

Ещё одно важное направление работы - формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза и пространственных представлений.

Пространственная ориентация включает в себя 3 вида дифференцировок:
 ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей;
 ориентировка в окружающем пространстве;
 и ориентация на листе бумаги.

Для проведения работы в названном направлении, прежде всего, необходимо учить ребёнка различать правую и левую стороны и закреплять различение и называние правой и левой руки.

Педагоги знают, что путаница правой и левой стороны сопровождает многих детей вплоть до школы.

Здесь можно порекомендовать приём под названием «Сердце».
После формирования ориентировки в собственном теле начинаем выполнять упражнения на развитие ощущения окружающего пространства.
Развитие пространственной функции проводится в 3-х плоскостях: лево - право, верх - низ, перед - зад.

В работе по этому направлению можно использовать следующие упражнения:
 можно поиграть в игру, в которой нужно назвать как можно больше предметов, которые находятся справа, слева, спереди, сзади;
 можно дать ребёнку инструкцию: положи ручку перед собой, а карандаш перед ручкой; и потом спросить, что находится дальше от тебя, а что ближе к тебе?
 можно предложить ребёнку рассмотреть картинку и рассказать:
- какие предметы находятся наверху, внизу, слева, справа, в центре;
- какой предмет расположен в верхнем правом углу или в нижнем левом углу;
 можно выполнить «Диктант»: ребёнок под диктовку взрослого выкладывает на поверхности листа геометрические фигуры в названном расположении;
 выполнять команды: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад;
 можно поиграть с ребёнком в игру «Муха». Для этого ребёнку следует передвигать кружок по клеткам в соответствии с инструкцией взрослого;
 отличная игра для зрительного восприятия - «Подзорная труба»: ребёнок исследует картину через узкое отверстие трубочки, фокусируясь только на определённых её фрагментах.

Следующее направление работы с ребёнком - развитие зрительно-моторной координации и графомоторных навыков.
Для овладения процессом письма очень важно, на подготовительном этапе, когда ребёнок ещё только знакомится с образами букв и их начертанием, чтобы прослеживание взором было направлено слева направо и сверху вниз.
Ещё одно очень важное, но особенно сложное направление работы - формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

И последнее направление - это дифференциация смешиваемых по оптическим признакам букв.
Для лучшего усвоения образа букв ребёнку традиционно предлагается:
▪ ощупывать, вырезать и лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, на спине, на столе;
▪ узнать пунктирные, наложенные, зашумлённые, контурные изображения букв;
▪ узнавать буквы по их элементам;
▪ найти определённую букву среди других оптически сходных букв;
▪ дописать недостающий элемент буквы;
▪ узнать буквы, находящиеся в различном пространственном расположении;
▪ определить правильно и неправильно написаны буквы;
▪ узнать буквы по их зеркальному изображению;
▪ конструировать и реконструировать буквы, добавляя или убавляя нужные элементы;
▪ найти определённые буквы на «буквочеловеке»;
▪ определить, чем похожи и чем отличаются сходные буквы и др.

Очень важно, чтобы ребёнок как можно чаще видел правильное начертание букв. Для этого можно повесить на стену плакат с русским алфавитом, можно прикрепить магнитные буквы на холодильник – главное, чтобы в течение длительного время буквы были перед глазами ребёнка.

Когда же родителям и специалистам необходимо начинать бить тревогу?
Прежде всего, надо помнить, у детей вплоть до того момента, как они отправятся в школу, допустимы различные (но не стабильные) отклонения при письме. Это укладывается в показатели нормы.
Так что, если ребёнку ещё нет семи лет, не стоит заранее беспокоиться за его стремление переворачивать буквы. Мягко исправляйте его, обращая внимание на правильное написание.
Но если у ребёнка такое письмо повторяется всё чаще, начинайте предпринимать необходимые меры.
Для начала можно обратиться к психологу и логопеду, они проведут необходимую диагностику и дадут рекомендации по коррекции оптической дисграфии.
Если у ребёнка одновременно с неправильным письмом замечены нарушения речи или работы опорно-двигательного аппарата, придётся проконсультироваться у невролога. Возможно, понадобится пройти курс медикаментозного лечения, которое может назначить только специалист.

Самое главное - не пытайтесь лечить ребёнка, слушая советов подруг и всезнающих соседок. Если проблема возникла - обращайтесь только к специалистам.

Родителям стоит запастись терпением, так как данный процесс работы над преодолением дисграфии у ребёнка небыстрый. Могут понадобиться месяцы, а иногда и годы кропотливой работы.

Дополнительные вопросы по теме:
1) Из чего состоит диагностика дисграфии?
Диагностика дисграфии сводится к исследованию устной и письменной речи и её анализу. На основании полученных результатов назначается коррекция нарушения в виде определённой логопедической работы, к которой могут подключаться педагог-психолог и учитель-дефектолог.

2) От чего зависит результативность коррекционной работы при оптической дисграфии?
Динамика коррекции нарушений при оптической дисграфии во многом зависит от своевременности начала занятий по её устранению и профилактики. Эффективность работы также напрямую связана с правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения занятий.


Категория: Блоги | Добавил: romanova_ev89
Просмотров: 183 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог