Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Одаренные дети и особенности работы с ними

СКАЧАТЬ (20.8 Kb) 03.03.2022, 08:38
Задорожная Екатерина Валентиновна
заместитель директора, МБОУ СОШ №127

1. Выступление заместителей директора по УВР.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, что бы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого “среднего ребенка”, уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющим не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов в этом поприще. Первоначальные представления о высоком коэффициенте интеллектуальности как единственном критерии выдающихся достижений в наши дни обоснованно подвергается сомнению. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.

Одаренность – стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающий средний уровень, креативности и настойчивости.

Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. Специальные исследования школьников позволили выделить следующие 4 группы детей, отличающихся уровнями развития интеллекта и креативности:
1) Высокий интеллект- высокая креативность;
2) Высокий интеллект- низкий уровень креативности;
3) Низкий интеллект- высокая креативность;
4) Низкий интеллект- низкий уровень креативности.

Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность. Определение одаренности ребенка- сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка. При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие причины:
-у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.
Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо ввести специальную работу;
-работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
-необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.

Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов- поддержать их и помочь самореализоваться.

Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию, предупреждать конфликты, неврозы. При необходимости проводить психотерапевтическую и психокоррекционную работу как с детьми, так и с педагогами и родителями.

Работа с такими школьниками диктует определенные требования к личности педагога:
-желание работать нестандартно;
-поисковая активность, любознательность;
-знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
-готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, -одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований, развития креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества: создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истинны, подойти к эвристическим находкам), появления все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности ( найти ответы!), использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа для ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственности и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности.

Уровень сотрудничество в учебной деятельности- актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждения с учащимися и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.

Здесь уместна работа психолога по ознакомлению учителей с условием, стимулирующими развития творческого мышления детей. В работе с одаренными детьми нужно использовать следующие концептуальные положения: опережающие обучение через стимуляцию индивидуально- исследовательского интереса, стимуляцию группового творчества, приобщение к продуктивной творческой деятельности.

Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможно при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся- проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Креативность возможна в любых видах творчества - технического, научного, художественного, при условии сформированности у ребенка самостоятельности выбора, решения.

На уроках регулярно возникает вопрос о том, как занять отдельных учащихся, имеющих повышенный уровень способностей, увлеченных исследованиями в определенных области, обладающих наклонностями с самообразованию и самообучению. Заставлять их наравне со всеми остальными присутствовать на уроках не всегда имеет смысл, так как может привести к снижению их интеллектуального потенциала. Можно найти выход из этой ситуации в форме “творческого отпуска учащегося”. Такой отпуск предполагает освобождение от посещения занятий по одному или нескольким предметам от 2 недель до 2 месяцев.

Утверждается программа творческого отпуска, который проводится в 4 этапа:
-определение цели, составление программы;
-подготовительный этап ( подбор литературы, определение вопросов исследования, планирования);
-творческая работа ( самообразование);
-отчетный этап.

Работа по развитию творческих способностей может быть организованна при проведении предметной недели, в конкурсах научно-исследовательских работ. Для реализации и развития способностей учащихся можно использовать дополнительную систему образования в форме клубов, студий, секций и т.п


Категория: Блоги | Добавил: zev1967
Просмотров: 272 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог