1. Выступление заместителей директора по УВР.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, что бы он превратился в красивую, полную сил звезду.
Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого “среднего ребенка”, уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющим не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов в этом поприще. Первоначальные представления о высоком коэффициенте интеллектуальности как единственном критерии выдающихся достижений в наши дни обоснованно подвергается сомнению. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.
Одаренность – стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающий средний уровень, креативности и настойчивости.
Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. Специальные исследования школьников позволили выделить следующие 4 группы детей, отличающихся уровнями развития интеллекта и креативности:
1) Высокий интеллект- высокая креативность;
2) Высокий интеллект- низкий уровень креативности;
3) Низкий интеллект- высокая креативность;
4) Низкий интеллект- низкий уровень креативности.
Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность. Определение одаренности ребенка- сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка. При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие причины:
-у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.
Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо ввести специальную работу;
-работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
-необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.
Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов- поддержать их и помочь самореализоваться.
Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию, предупреждать конфликты, неврозы. При необходимости проводить психотерапевтическую и психокоррекционную работу как с детьми, так и с педагогами и родителями.
Работа с такими школьниками диктует определенные требования к личности педагога:
-желание работать нестандартно;
-поисковая активность, любознательность;
-знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
-готовность педагога к работе с одаренными детьми.
Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, -одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований, развития креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества: создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истинны, подойти к эвристическим находкам), появления все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности ( найти ответы!), использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа для ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственности и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности.
Уровень сотрудничество в учебной деятельности- актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждения с учащимися и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.
Здесь уместна работа психолога по ознакомлению учителей с условием, стимулирующими развития творческого мышления детей. В работе с одаренными детьми нужно использовать следующие концептуальные положения: опережающие обучение через стимуляцию индивидуально- исследовательского интереса, стимуляцию группового творчества, приобщение к продуктивной творческой деятельности.
Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможно при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся- проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Креативность возможна в любых видах творчества - технического, научного, художественного, при условии сформированности у ребенка самостоятельности выбора, решения.
На уроках регулярно возникает вопрос о том, как занять отдельных учащихся, имеющих повышенный уровень способностей, увлеченных исследованиями в определенных области, обладающих наклонностями с самообразованию и самообучению. Заставлять их наравне со всеми остальными присутствовать на уроках не всегда имеет смысл, так как может привести к снижению их интеллектуального потенциала. Можно найти выход из этой ситуации в форме “творческого отпуска учащегося”. Такой отпуск предполагает освобождение от посещения занятий по одному или нескольким предметам от 2 недель до 2 месяцев.
Утверждается программа творческого отпуска, который проводится в 4 этапа:
-определение цели, составление программы;
-подготовительный этап ( подбор литературы, определение вопросов исследования, планирования);
-творческая работа ( самообразование);
-отчетный этап.
Работа по развитию творческих способностей может быть организованна при проведении предметной недели, в конкурсах научно-исследовательских работ. Для реализации и развития способностей учащихся можно использовать дополнительную систему образования в форме клубов, студий, секций и т.п
|