Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Методическая разработка занятия "Один против всех или все против одного"

СКАЧАТЬ (1.10 Mb) 12.03.2024, 12:24
Шалагинова Т.В. Кротенко Д.А.
социальный педагог-Шалагинова Татьяна Валерьевна, педагог-психолог - Кротенко Даина Александровна, МАОУ "Гимназия №41" Новоуральский городской округ, Свердловская область


Этап создания мотивации и эмоционального настроя на работу (5 мин.)
Цель: настроить участников на продуктивную деятельность, заинтересовать учащихся, поднять настроение, способствовать освоению приемов эмоциональной рефлексии.
Результат: готовность и настрой учащихся на учебную деятельность.
Педагог приветствует учащихся.
Учащиеся приветствуют педагога.
Педагог раздаёт каждому ученику по три стикера разных цветов (один большой и два маленьких). Включает презентацию.
Предлагает ученикам метафорические ассоциативные карты из набора «Удивляйся чаще» Ю. Воловиковой и обращается к обучающимся:
- Ребята, перед вами на столе разложены метафорические ассоциативные карты, вам необходимо выбрать карту с рисунком, характеризующим ваше настроение, состояние в данный момент времени в школе.
Учащиеся по одному подходят к столу и выбирают карту, которая соответствует их настроению, и садятся на своё место.
Педагог продолжает:
- В течение минуты подумайте и охарактеризуйте одним словом свое эмоциональное состояние.
Педагог ведёт опрос учащихся.
Каждый ученик показывает карту, которую он выбрал, и одним словом характеризует своё настроение в данный момент.
Педагог обращается к ученикам:
- Ребята, что влияет на ваше настроение школе, от чего оно зависит?
Учащиеся отвечают на вопросы:
- от оценок;
- от отношения учителей;
- от отношений с одноклассниками.
Педагог:
- На какую из названных причин вы можете повлиять как классный коллектив?

Ученики:
- Отношения в классе друг к другу зависит от нас самих.
Этап: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы (17 мин.)
Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность; активизация знаний учащихся с опорой на собственный опыт и опыт одноклассников.
Результат: учащиеся вступают в диалог, ссылаясь на информацию, предложенную педагогом, собственные знания и опыт.
Педагог обращается к ученикам:
- Часто отношения в классе, коллективе очень сильно влияют на желание ходить в школу. Ученик вроде и неплохо учится, и многие предметы ему нравятся, и отношение учителей хорошее, а вот отношение с одноклассниками всё портят. Сегодня мне бы хотелось рассказать вам историю, которая может произойти в каждой школе, но не в каждом классе.
- Такие истории случаются часто и то, как они закончатся, зависит от уровня нравственного развития ученического коллектива, моральных качеств каждого ученика: совести, чести, достоинства. От умения принять другого не похожего на тебя.
- Данная история была предложена в книге «Экзамен для подростков» Е. Мурашевой и Н. Кривец. В книге представлены ситуации из жизни подростков, они представлены в форме экзаменационных билетов.
- Сейчас внимательно прослушайте историю, после этого вам необходимо будет ответить на вопросы.
Педагог читает историю:
- История Тиграна и Васи.
Тигран пришел учиться в новый класс. И не то чтобы сразу вписался в незнакомый коллектив, но поставил себя правильно – все относятся к нему с уважением. Друзей особо нет, но приятели есть.
Очень скоро Тигран заметил, что весь класс травит Васю. Этот Вася и на самом деле со странностями, хотя в учебе успевает. Но вот сказать, что он полностью в себе, нельзя. И внешность у него не очень обычная. И привычки странные. Голос у него слишком пискля-вый для пятнадцати лет. Но самое главное – постоять за себя Вася не может. А травят его, судя по всему, уже не первый год. Почему никто не вступается за него – непонятно. Вася растет в неполной семье, его воспитывает одна мать. Однажды Тигран её видел, и ему показалось, что она тоже со странностями.
Когда-то Тиграна тоже пытались травить, и он это хорошо помнит. Это было еще в младших классах. Его обзывали черномазым: у Тиграна смуглый цвет кожи. После нескольких стычек с одноклассниками он пошел заниматься айкидо. Сейчас у него высокий дан, и никому не приходит в голову издеваться над ним. Но он хорошо помнит то ощущение травли, когда не понимаешь, куда бежать и что делать. И вот он смотрит на ситуацию с Васей и думает: что же ему делать?

Педагог продолжает и переключает слайды презентации:
- История Тиграна и Васи заканчивается вопросом, ответы вы видите на слайде.
- Варианты ответов и решений:
1) Вступиться за Васю, как настоящий мужчина.
2) Не лезть не в своё дело, ведь не при нём это всё сложилось, да и Вася этот ему совершен-но не нравится.
3) Посоветоваться со старшими – родителями, учителями. Пойти к психологу, директору. Словом, не молчать.
4) Свой вариант ответа.

Учащиеся смотрят презентацию и изучают предложенные ответы.

Перед занятием педагог на доске нарисовал мелом четыре больших круга (поля) и пронумеровал их (№ 1, №2, № 3, №4).

Педагог продолжает:
- Ребята, возьмите большой стикер, напишите цифру с ответом, который указывает, как ПРАВИЛЬНО поступить в данной ситуации.
- Приклейте этот стикер на доску в поле с такой же цифрой. Всего ответов четыре. Три из них уже предложены, четвертый вы можете предложить сами, если вас не устроят остальные.

Учащиеся в течение 1-2 минут обдумывают и записывают свой ответ на большом стикере. Далее по очереди выходят к доске и приклеивают стикер к одному из полей на доске.

Педагог продолжает:
- У вас на столе есть ещё два маленьких стикера разных цветов.
- Желтый стикер необходимо взять и приклеить к полю с тем ответом, который, как вам кажется, выбирает большинство людей, попавших в подобную ситуацию.
- Голубой стикер необходимо приклеить в поле с номером ответа, который будет соответствовать вашей реакции в подобной ситуации.
Учащиеся по очереди выходят к доске и приклеивают желтые и голубые стикеры к выбранным полям на доске.

Педагог оценивает и анализирует, каких ответов больше, а каких меньше.
Предлагает детям оценить риски и положительный результат каждого варианта.

Педагог задает вопросы детям:
- В классе большинство ребят считают, что правильным поступком является сообщить взрослым о ситуации травли. Но на вопрос: как бы поступили вы, большинство выбирают ответ №2, т.е. бездействовать, молчать. Почему так происходит?
Ответы детей:
- Ребята боятся, что их тоже начнут травить.
- Не хотят быть «стукачем», ябедой.
- Травля не прекратится, если сказать взрослым, и даже станет хуже.

Педагог комментирует ответы детей:
- Действительно у других ребят есть риск стать жертвой травли. Однако если ситуацию ни-как не разрешать, то негативные последствия наступят для всех участников коллектива. Травля не может прекратиться сразу же, в один момент, но при вмешательстве специалистов её можно остановить.

Педагог продолжает:
- Но мы с вами так и не выяснили, как в этой ситуации поступил Тигран. Давайте проголосуем. Поднимите руки, кто считает, что Тигран вступился за Васю? А кто считает, что он не стал вмешиваться? И наконец, кто считает, что Тигран обратился к взрослым?

Дети голосуют.
Выбор большинства зависит от характера учащихся, принятых норм поведения, сложившихся отношений в классе и др.

- А теперь я зачитаю вам ответ. Это ответ №1: вступиться за Васю, как настоящий мужчина.
- Тигран – боец по природе. Для него естественно – сражаться. А к директору и психологу он в любом случае попадёт. К первому его отведут после того, как он действенно вступиться за Васю и, скорее всего, подерётся с его обидчиками (вряд ли на них подействуют словесные убеждения Тиграна). Ко второму ему порекомендуют обратиться чуть позже. А вот если он не вступиться за «униженного и оскорблённого» и решит, что это не его дело, то перестанет себя уважать и останется в явном проигрыше.

Педагог задает вопросы детям:
- Итак, все-таки почему, опасно молчать, если в коллективе есть травля (буллинг)?
Ответы детей:
- Если молчать, то травля может продолжаться бесконечно и привести к страшным последствиям.

Этап изучения нового материала (5 мин.)

Цель: создание условий для расширения знаний обучающихся о буллинге, его характерных особенностях, участниках и последствиях.
Результат: знакомство учащихся с новыми понятиями

Ребята, а все ли мы одинаково понимаем, что такое буллинг?

Ответы детей.
Учащиеся путаются в понятиях: замечание, критика, конфликт, буллинг.

Педагог озвучивает несколько типовых ситуаций, не все их которых являются буллингом.
Педагог проводит интерактивную презентацию и знакомит учащихся с понятиями:
 буллинг (травля) и его характерные особенности;
 участники буллинга (жертва, агрессор, наблюдатель;
 последствия для каждого участника;
ответственность за буллинг.

Учащиеся слушают педагога и смотрят презентацию.

Этап освоения нового знания (15 мин.)

Цель: дать возможность детям актуализировать и закрепить полученные знания с помощью разбора ситуации, поставленной перед группой.
Акцентировать внимание на важности проблемы буллинга.
Результат: Учащиеся используют в работе полученные новые знания, собственные знания и опыт. Они самостоятельно анализируют и сопоставляют информацию, приобретают навыки сотрудничества, умение работать в группе.

Педагог обращается к ученикам:
- Итак, сейчас вам необходимо оценить последствия выбранного решения для Васи, Тиграна и для всего класса, включая обидчиков. Для этого работа будет организована в группах.
- Ребята, прошу вас разделиться на 5 групп по 4-5 человек.

Учащиеся делятся на группы.

Каждой группе педагог выдает таблицу, в ней представлен один из вариантов ответа на предложенную историю. Так как вариантов ответа всего 3, а групп больше, поэтому над одним вариантом могут работать несколько групп.

Педагог обращается к ученикам:
- Вам необходимо в предложной таблице описать последствия для каждого участника ситуации. Время на подготовку 5 минут.

№1 Вступиться за Васю, как настоящий мужчина
Последствия для Вас
Последствия для Тиграна
Последствия для класса и обидчиков

№2 «Не лезть не в свое дело», ведь не при нем это все сложилось, да и Вася этот ему совершенно не нравится
Последствия для Вас
Последствия для Тиграна
Последствия для класса и обидчиков

№3 Посоветоваться со старшими – родителями, учителями. Пойти к психологу, директору. Словом, не молчать
Последствия для Вас
Последствия для Тиграна
Последствия для класса и обидчиков

Учащиеся работают в группах: 1) знакомятся с проблемной ситуацией (задачей), анализируют её; 2) формулируют ответ на поставленную задачу.

- Время вышло. Теперь каждая команда представляет свой вариант ответа.

Группы выступают с места. Учащиеся озвучивают проблемную ситуацию и свои варианты ответа.

Примерные ответы детей
По таблице №1:
- Вступиться за Васю, как настоящий мужчина.
Последствия для Васи: его больше не будут обижать.
Последствия для Тиграна: Вася будет дружить с Тиграном.
Последствия для класса и обидчиков: все успокоятся. (бывают и противоположные варианты ответа: буллинг продолжится и перейдет на Тиграна)
По таблице №2:
- «Не лезть не в свое дело», ведь не при нём это всё сложилось, да и Вася этот ему совершенно не нравится.
Последствия для Васи: буллинг продолжиться и будет тяжелее.
Последствия для Тиграна: будет мучать совесть, что не вступился.
Последствия для класса и обидчиков: продолжат травить, в классе будет напряжённая обстановка.
По таблице №3:
- Посоветоваться со старшими – родителями, учителями. Пойти к психологу, директору. Словом не молчать.
Последствия для Васи: обратят на него внимание.
Последствия для Тиграна: совесть чиста.
Последствия для класса, обидчиков: беседы с педагогами, наказание (дети отмечают, что в этом случае очень важно насколько грамотно сработают педагоги).

Далее педагог делает вывод. Самое главное необходимо акцентировать внимание детей на том, что как бы ситуация не складывалась, молчать о травле нельзя! Важно об этом сообщать, иначе последствия могут быть необратимыми. Сам коллектив (класс) не может справиться с ситуацией травли, детям необходима помощь взрослых, профессионалов.
- Травля бьет по каждому — и по жертве, и по агрессорам, и по безмолвным свидетелям, влияя на их дальнейшие судьбы, подавляя, как любой длящийся стресс, способности к обучению и формируя неблагоприятные жизненные стратегии.
- Травлю необходимо остановить любым путём!

Этап рефлексии (3 мин.)

Цель: создать условия учащимся для самоанализа собственной деятельности.
Результат: учащиеся осознали результат своей деятельности на занятии.

Педагог обращается к ученикам и подводит итог занятия.
Для подведения итогов нашего занятия, предлагаем каждому ответить на вопросы. Будем использовать следующую форму:
нужно поднять руку
на 900 – при ответе «да»;
на 450 - при ответе «частично»;
на 00 при ответе «нет».
1. Мне понятна опасность, которую несёт буллинг.
2. Я знаю, что надо делать, если стал участником буллинга.
3. Полезна ли информация, которую изучали на уроке?

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, поднимая руки на каждый вопрос.

- Спасибо Вам, ребята, за работу!


Категория: Блоги | Добавил: dianapopsik
Просмотров: 143 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог