Этап создания мотивации и эмоционального настроя на работу (5 мин.)
Цель: настроить участников на продуктивную деятельность, заинтересовать учащихся, поднять настроение, способствовать освоению приемов эмоциональной рефлексии.
Результат: готовность и настрой учащихся на учебную деятельность.
Педагог приветствует учащихся.
Учащиеся приветствуют педагога.
Педагог раздаёт каждому ученику по три стикера разных цветов (один большой и два маленьких). Включает презентацию.
Предлагает ученикам метафорические ассоциативные карты из набора «Удивляйся чаще» Ю. Воловиковой и обращается к обучающимся:
- Ребята, перед вами на столе разложены метафорические ассоциативные карты, вам необходимо выбрать карту с рисунком, характеризующим ваше настроение, состояние в данный момент времени в школе.
Учащиеся по одному подходят к столу и выбирают карту, которая соответствует их настроению, и садятся на своё место.
Педагог продолжает:
- В течение минуты подумайте и охарактеризуйте одним словом свое эмоциональное состояние.
Педагог ведёт опрос учащихся.
Каждый ученик показывает карту, которую он выбрал, и одним словом характеризует своё настроение в данный момент.
Педагог обращается к ученикам:
- Ребята, что влияет на ваше настроение школе, от чего оно зависит?
Учащиеся отвечают на вопросы:
- от оценок;
- от отношения учителей;
- от отношений с одноклассниками.
Педагог:
- На какую из названных причин вы можете повлиять как классный коллектив?
Ученики:
- Отношения в классе друг к другу зависит от нас самих.
Этап: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы (17 мин.)
Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность; активизация знаний учащихся с опорой на собственный опыт и опыт одноклассников.
Результат: учащиеся вступают в диалог, ссылаясь на информацию, предложенную педагогом, собственные знания и опыт.
Педагог обращается к ученикам:
- Часто отношения в классе, коллективе очень сильно влияют на желание ходить в школу. Ученик вроде и неплохо учится, и многие предметы ему нравятся, и отношение учителей хорошее, а вот отношение с одноклассниками всё портят. Сегодня мне бы хотелось рассказать вам историю, которая может произойти в каждой школе, но не в каждом классе.
- Такие истории случаются часто и то, как они закончатся, зависит от уровня нравственного развития ученического коллектива, моральных качеств каждого ученика: совести, чести, достоинства. От умения принять другого не похожего на тебя.
- Данная история была предложена в книге «Экзамен для подростков» Е. Мурашевой и Н. Кривец. В книге представлены ситуации из жизни подростков, они представлены в форме экзаменационных билетов.
- Сейчас внимательно прослушайте историю, после этого вам необходимо будет ответить на вопросы.
Педагог читает историю:
- История Тиграна и Васи.
Тигран пришел учиться в новый класс. И не то чтобы сразу вписался в незнакомый коллектив, но поставил себя правильно – все относятся к нему с уважением. Друзей особо нет, но приятели есть.
Очень скоро Тигран заметил, что весь класс травит Васю. Этот Вася и на самом деле со странностями, хотя в учебе успевает. Но вот сказать, что он полностью в себе, нельзя. И внешность у него не очень обычная. И привычки странные. Голос у него слишком пискля-вый для пятнадцати лет. Но самое главное – постоять за себя Вася не может. А травят его, судя по всему, уже не первый год. Почему никто не вступается за него – непонятно. Вася растет в неполной семье, его воспитывает одна мать. Однажды Тигран её видел, и ему показалось, что она тоже со странностями.
Когда-то Тиграна тоже пытались травить, и он это хорошо помнит. Это было еще в младших классах. Его обзывали черномазым: у Тиграна смуглый цвет кожи. После нескольких стычек с одноклассниками он пошел заниматься айкидо. Сейчас у него высокий дан, и никому не приходит в голову издеваться над ним. Но он хорошо помнит то ощущение травли, когда не понимаешь, куда бежать и что делать. И вот он смотрит на ситуацию с Васей и думает: что же ему делать?
Педагог продолжает и переключает слайды презентации:
- История Тиграна и Васи заканчивается вопросом, ответы вы видите на слайде.
- Варианты ответов и решений:
1) Вступиться за Васю, как настоящий мужчина.
2) Не лезть не в своё дело, ведь не при нём это всё сложилось, да и Вася этот ему совершен-но не нравится.
3) Посоветоваться со старшими – родителями, учителями. Пойти к психологу, директору. Словом, не молчать.
4) Свой вариант ответа.
Учащиеся смотрят презентацию и изучают предложенные ответы.
Перед занятием педагог на доске нарисовал мелом четыре больших круга (поля) и пронумеровал их (№ 1, №2, № 3, №4).
Педагог продолжает:
- Ребята, возьмите большой стикер, напишите цифру с ответом, который указывает, как ПРАВИЛЬНО поступить в данной ситуации.
- Приклейте этот стикер на доску в поле с такой же цифрой. Всего ответов четыре. Три из них уже предложены, четвертый вы можете предложить сами, если вас не устроят остальные.
Учащиеся в течение 1-2 минут обдумывают и записывают свой ответ на большом стикере. Далее по очереди выходят к доске и приклеивают стикер к одному из полей на доске.
Педагог продолжает:
- У вас на столе есть ещё два маленьких стикера разных цветов.
- Желтый стикер необходимо взять и приклеить к полю с тем ответом, который, как вам кажется, выбирает большинство людей, попавших в подобную ситуацию.
- Голубой стикер необходимо приклеить в поле с номером ответа, который будет соответствовать вашей реакции в подобной ситуации.
Учащиеся по очереди выходят к доске и приклеивают желтые и голубые стикеры к выбранным полям на доске.
Педагог оценивает и анализирует, каких ответов больше, а каких меньше.
Предлагает детям оценить риски и положительный результат каждого варианта.
Педагог задает вопросы детям:
- В классе большинство ребят считают, что правильным поступком является сообщить взрослым о ситуации травли. Но на вопрос: как бы поступили вы, большинство выбирают ответ №2, т.е. бездействовать, молчать. Почему так происходит?
Ответы детей:
- Ребята боятся, что их тоже начнут травить.
- Не хотят быть «стукачем», ябедой.
- Травля не прекратится, если сказать взрослым, и даже станет хуже.
Педагог комментирует ответы детей:
- Действительно у других ребят есть риск стать жертвой травли. Однако если ситуацию ни-как не разрешать, то негативные последствия наступят для всех участников коллектива. Травля не может прекратиться сразу же, в один момент, но при вмешательстве специалистов её можно остановить.
Педагог продолжает:
- Но мы с вами так и не выяснили, как в этой ситуации поступил Тигран. Давайте проголосуем. Поднимите руки, кто считает, что Тигран вступился за Васю? А кто считает, что он не стал вмешиваться? И наконец, кто считает, что Тигран обратился к взрослым?
Дети голосуют.
Выбор большинства зависит от характера учащихся, принятых норм поведения, сложившихся отношений в классе и др.
- А теперь я зачитаю вам ответ. Это ответ №1: вступиться за Васю, как настоящий мужчина.
- Тигран – боец по природе. Для него естественно – сражаться. А к директору и психологу он в любом случае попадёт. К первому его отведут после того, как он действенно вступиться за Васю и, скорее всего, подерётся с его обидчиками (вряд ли на них подействуют словесные убеждения Тиграна). Ко второму ему порекомендуют обратиться чуть позже. А вот если он не вступиться за «униженного и оскорблённого» и решит, что это не его дело, то перестанет себя уважать и останется в явном проигрыше.
Педагог задает вопросы детям:
- Итак, все-таки почему, опасно молчать, если в коллективе есть травля (буллинг)?
Ответы детей:
- Если молчать, то травля может продолжаться бесконечно и привести к страшным последствиям.
Этап изучения нового материала (5 мин.)
Цель: создание условий для расширения знаний обучающихся о буллинге, его характерных особенностях, участниках и последствиях.
Результат: знакомство учащихся с новыми понятиями
Ребята, а все ли мы одинаково понимаем, что такое буллинг?
Ответы детей.
Учащиеся путаются в понятиях: замечание, критика, конфликт, буллинг.
Педагог озвучивает несколько типовых ситуаций, не все их которых являются буллингом.
Педагог проводит интерактивную презентацию и знакомит учащихся с понятиями:
буллинг (травля) и его характерные особенности;
участники буллинга (жертва, агрессор, наблюдатель;
последствия для каждого участника;
ответственность за буллинг.
Учащиеся слушают педагога и смотрят презентацию.
Этап освоения нового знания (15 мин.)
Цель: дать возможность детям актуализировать и закрепить полученные знания с помощью разбора ситуации, поставленной перед группой.
Акцентировать внимание на важности проблемы буллинга.
Результат: Учащиеся используют в работе полученные новые знания, собственные знания и опыт. Они самостоятельно анализируют и сопоставляют информацию, приобретают навыки сотрудничества, умение работать в группе.
Педагог обращается к ученикам:
- Итак, сейчас вам необходимо оценить последствия выбранного решения для Васи, Тиграна и для всего класса, включая обидчиков. Для этого работа будет организована в группах.
- Ребята, прошу вас разделиться на 5 групп по 4-5 человек.
Учащиеся делятся на группы.
Каждой группе педагог выдает таблицу, в ней представлен один из вариантов ответа на предложенную историю. Так как вариантов ответа всего 3, а групп больше, поэтому над одним вариантом могут работать несколько групп.
Педагог обращается к ученикам:
- Вам необходимо в предложной таблице описать последствия для каждого участника ситуации. Время на подготовку 5 минут.
№1 Вступиться за Васю, как настоящий мужчина
Последствия для Вас
Последствия для Тиграна
Последствия для класса и обидчиков
№2 «Не лезть не в свое дело», ведь не при нем это все сложилось, да и Вася этот ему совершенно не нравится
Последствия для Вас
Последствия для Тиграна
Последствия для класса и обидчиков
№3 Посоветоваться со старшими – родителями, учителями. Пойти к психологу, директору. Словом, не молчать
Последствия для Вас
Последствия для Тиграна
Последствия для класса и обидчиков
Учащиеся работают в группах: 1) знакомятся с проблемной ситуацией (задачей), анализируют её; 2) формулируют ответ на поставленную задачу.
- Время вышло. Теперь каждая команда представляет свой вариант ответа.
Группы выступают с места. Учащиеся озвучивают проблемную ситуацию и свои варианты ответа.
Примерные ответы детей
По таблице №1:
- Вступиться за Васю, как настоящий мужчина.
Последствия для Васи: его больше не будут обижать.
Последствия для Тиграна: Вася будет дружить с Тиграном.
Последствия для класса и обидчиков: все успокоятся. (бывают и противоположные варианты ответа: буллинг продолжится и перейдет на Тиграна)
По таблице №2:
- «Не лезть не в свое дело», ведь не при нём это всё сложилось, да и Вася этот ему совершенно не нравится.
Последствия для Васи: буллинг продолжиться и будет тяжелее.
Последствия для Тиграна: будет мучать совесть, что не вступился.
Последствия для класса и обидчиков: продолжат травить, в классе будет напряжённая обстановка.
По таблице №3:
- Посоветоваться со старшими – родителями, учителями. Пойти к психологу, директору. Словом не молчать.
Последствия для Васи: обратят на него внимание.
Последствия для Тиграна: совесть чиста.
Последствия для класса, обидчиков: беседы с педагогами, наказание (дети отмечают, что в этом случае очень важно насколько грамотно сработают педагоги).
Далее педагог делает вывод. Самое главное необходимо акцентировать внимание детей на том, что как бы ситуация не складывалась, молчать о травле нельзя! Важно об этом сообщать, иначе последствия могут быть необратимыми. Сам коллектив (класс) не может справиться с ситуацией травли, детям необходима помощь взрослых, профессионалов.
- Травля бьет по каждому — и по жертве, и по агрессорам, и по безмолвным свидетелям, влияя на их дальнейшие судьбы, подавляя, как любой длящийся стресс, способности к обучению и формируя неблагоприятные жизненные стратегии.
- Травлю необходимо остановить любым путём!
Этап рефлексии (3 мин.)
Цель: создать условия учащимся для самоанализа собственной деятельности.
Результат: учащиеся осознали результат своей деятельности на занятии.
Педагог обращается к ученикам и подводит итог занятия.
Для подведения итогов нашего занятия, предлагаем каждому ответить на вопросы. Будем использовать следующую форму:
нужно поднять руку
на 900 – при ответе «да»;
на 450 - при ответе «частично»;
на 00 при ответе «нет».
1. Мне понятна опасность, которую несёт буллинг.
2. Я знаю, что надо делать, если стал участником буллинга.
3. Полезна ли информация, которую изучали на уроке?
Учащиеся оценивают свою работу на уроке, поднимая руки на каждый вопрос.
- Спасибо Вам, ребята, за работу!
|