Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Олимпиада по русскому языку

СКАЧАТЬ (64.5 Kb) 22.09.2021, 17:24
Сбродова Ирина Александровна
учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №4"
1. Выбери и подчеркни правильный ответ.
• В русском языке глагол «жать» имеет два значения. Значение одного из них – «давить». Выбери значение второго глагола.

а) полоть сорняки;
б) вести трактор;
в) срезать стебли злаков;
г) сеять.

• В какой строчке существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание «-ов»?

а) мандарины, носки
б) носки, чулки
в) корова, килограмм
г) чулки, помидоры

• Вспомни родственные слова и определи, из скольких лошадей состояла упряжка, которую римляне называли «квадригой»?

а) из трёх;
б) из четырёх;
в) из пяти;
г) из шести;
д) из семи.

• Как называется смешная короткая история?

а) онегдот;
б) анекдот;
в) анигдот;
г) анегдод.

• Два класса объединили в один. Что произошло?

а) сливание;
б) слитие;
в) слияние;
г) сливка;
д) слив.

2. В русском языке имеется немало заимствованных слов (слова, которые народ заимствовал из других языков). Например, «массаж» и «жюри» пришли в русский язык из французского языка; «джентльмен» и «футбол» из – английского; «штурм», «штамп» – из немецкого. Определи, из каких языков, названных выше, пришли в русский язык данные слова: кофе, паштет, волейбол, пюре, жалюзи, штраф, спортсмен, гараж, бейсбол, коттедж, пейзаж, штрих, джаз.

Из английского языка пришли слова:
Из немецкого языка пришли слова:
Из французского языка пришли слова:

3. Подчеркни глаголы, в которых по-разному можно поставить ударение.
Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать.

4. Выпиши из ряда слов однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.
Однокоренные слова:

Форма слова:

5. Запишите по 1 прилагательному с приставкой, обозначающей следующее значение в словах:
Без- (бес-) – отсутствие чего-либо –
На- – на поверхности –
При- – вблизи предмета –

6. Данные слова могут являться разными частями речи. Докажи это, составив с ними словосочетания.
Учёный
Часовой
Столовая

7. В тексте вставь пропущенные окончания прилагательных, раскрой скобки, глаголы поставь в прошедшее время.
По шумн___ авеню (идти) _______ атташе. Рядом (идти) _______ мадам в (манто) ________. Из окна, отодвинув легк____ тюль, (выглядывать) _________________ забавн___ шимпанзе. Все это сняли в солнечн____ Сочи для рекламы (тюль) _________.

8. В русском языке много образных выражений, связанных с водой. Например, «как в воду кануть» – бесследно исчезнуть. Вспомни, какие фразеологизмы, связанные с водой соответствуют следующим значениям.
Хранить молчание.
Полное сходство.
Много времени прошло.
Заниматься какой-нибудь бесполезной работой.
Угадал, правильно сказал. –
Дальний родственник –

9. Для каждой группы имён существительных запиши одно общее прилагательное (вспомни прямое и переносное значение слов).
Дорога, воля, дисциплина –
Печаль, яма, мысль –
Пирог, поцелуй, сон –
Клён, малыш, парик –

Ответы
1. Выбери и подчеркни правильный ответ.
• В русском языке глагол «жать» имеет два значения. Значение одного из них – «давить». Выбери значение второго глагола:
а) полоть сорняки; в) срезать стебли злаков;
б) вести трактор; г) сеять.

• В какой строчке существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание «-ов»?
а) мандарины, носки
б) носки, чулки
в) корова, килограмм
г) чулки, помидоры

• Вспомни родственные слова и определи, из скольких лошадей состояла упряжка, которую римляне называли «квадригой»?
а) из трёх;
б) из четырёх;
в) из пяти;
г) из шести;
д) из семи.

• Как называется смешная короткая история?
а) онегдот;
б) анекдот;
в) анигдот;
г) анегдод.

• Два класса объединили в один. Что произошло?
а) сливание;
б) слитие;
в) слияние;
г) сливка;
д) слив.

2. В русском языке имеется немало заимствованных слов (слова, которые народ заимствовал из других языков). Например, «массаж» и «жюри» пришли в русский язык из французского языка; «джентльмен» и «футбол» из – английского; «штурм», «штамп» – из немецкого. Определи, из каких языков, названных выше, пришли в русский язык данные слова: кофе, паштет, волейбол, пюре, жалюзи, штраф, спортсмен, гараж, бейсбол, коттедж, пейзаж, штрих, джаз.

Из английского языка пришли слова: волейбол, бейсбол, джаз, коттедж, спортсмен
Из немецкого языка пришли слова: паштет, штраф, штрих
Из французского языка пришли слова: кофе, пюре, жалюзи, гараж, пейзаж

3. Подчеркни глаголы, в которых по-разному можно поставить ударение.
Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать.

4. Выпиши из ряда слов однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.
Однокоренные слова: лес, лесник, лесной, перелесок, лесничий, лесничество

Форма слова: лесник, лесники, лесником

5. Запишите по одному прилагательному с приставкой, обозначающей следующее значение в словах:
Без- (бес-) – отсутствие чего-либо – безвредный, бездушный, бесстрашный
На- – на поверхности – наземный, настольный, настенный
При- – вблизи предмета – пригородный, пришкольный, прибрежный

6. Данные слова могут являться разными частями речи. Докажи это, составив с ними словосочетания.
Учёный. Ученый кот – известный ученый
Часовой. Часовой механизм – часовой на посту
Столовая. Столовая ложка – школьная столовая

7. В тексте вставь пропущенные окончания прилагательных, раскрой скобки, глаголы поставь в прошедшее время.
По шумной авеню (идти) шёл атташе. Рядом (идти) шла мадам в (манто) манто. Из окна, отодвинув легкий тюль, (выглядывать) выглядывал забавный шимпанзе. Все это сняли в солнечном Сочи для рекламы (тюль) тюля.

8. В русском языке много образных выражений, связанных с водой. Например, «как в воду кануть» – бесследно исчезнуть. Вспомни, какие фразеологизмы, связанные с водой соответствуют следующим значениям.
Хранить молчание. Набрать в рот воды
Полное сходство. Как две капли воды
Много времени прошло. Много воды утекло
Заниматься какой-нибудь бесполезной работой. Воду в ступе толочь
Угадал, правильно сказал. – Как в воду глядел
Дальний родственник – Седьмая вода на киселе

9. Для каждой группы слов запиши одно общее прилагательное (вспомни прямое и переносное значение слов).
Дорога, воля, дисциплина – железная
Печаль, яма, мысль – глубокая
Пирог, поцелуй, сон – сладкий
Клён, малыш, парик – кудрявый

Список использованных источников
1. О.Н. Пупышева, «Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир».
2. Газета «Начальная школа», №42, 1999 г.
3. О.А. Холодова. Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам», 4 класс.
4. Т.В. Ходова, «Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа».


Категория: Блоги | Добавил: irinasbrdva
Просмотров: 870 | Загрузок: 87 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог