1. Выбери и подчеркни правильный ответ.
• В русском языке глагол «жать» имеет два значения. Значение одного из них – «давить». Выбери значение второго глагола.
а) полоть сорняки;
б) вести трактор;
в) срезать стебли злаков;
г) сеять.
• В какой строчке существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание «-ов»?
а) мандарины, носки
б) носки, чулки
в) корова, килограмм
г) чулки, помидоры
• Вспомни родственные слова и определи, из скольких лошадей состояла упряжка, которую римляне называли «квадригой»?
а) из трёх;
б) из четырёх;
в) из пяти;
г) из шести;
д) из семи.
• Как называется смешная короткая история?
а) онегдот;
б) анекдот;
в) анигдот;
г) анегдод.
• Два класса объединили в один. Что произошло?
а) сливание;
б) слитие;
в) слияние;
г) сливка;
д) слив.
2. В русском языке имеется немало заимствованных слов (слова, которые народ заимствовал из других языков). Например, «массаж» и «жюри» пришли в русский язык из французского языка; «джентльмен» и «футбол» из – английского; «штурм», «штамп» – из немецкого. Определи, из каких языков, названных выше, пришли в русский язык данные слова: кофе, паштет, волейбол, пюре, жалюзи, штраф, спортсмен, гараж, бейсбол, коттедж, пейзаж, штрих, джаз.
Из английского языка пришли слова:
Из немецкого языка пришли слова:
Из французского языка пришли слова:
3. Подчеркни глаголы, в которых по-разному можно поставить ударение.
Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать.
4. Выпиши из ряда слов однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.
Однокоренные слова:
Форма слова:
5. Запишите по 1 прилагательному с приставкой, обозначающей следующее значение в словах:
Без- (бес-) – отсутствие чего-либо –
На- – на поверхности –
При- – вблизи предмета –
6. Данные слова могут являться разными частями речи. Докажи это, составив с ними словосочетания.
Учёный
Часовой
Столовая
7. В тексте вставь пропущенные окончания прилагательных, раскрой скобки, глаголы поставь в прошедшее время.
По шумн___ авеню (идти) _______ атташе. Рядом (идти) _______ мадам в (манто) ________. Из окна, отодвинув легк____ тюль, (выглядывать) _________________ забавн___ шимпанзе. Все это сняли в солнечн____ Сочи для рекламы (тюль) _________.
8. В русском языке много образных выражений, связанных с водой. Например, «как в воду кануть» – бесследно исчезнуть. Вспомни, какие фразеологизмы, связанные с водой соответствуют следующим значениям.
Хранить молчание.
Полное сходство.
Много времени прошло.
Заниматься какой-нибудь бесполезной работой.
Угадал, правильно сказал. –
Дальний родственник –
9. Для каждой группы имён существительных запиши одно общее прилагательное (вспомни прямое и переносное значение слов).
Дорога, воля, дисциплина –
Печаль, яма, мысль –
Пирог, поцелуй, сон –
Клён, малыш, парик –
Ответы
1. Выбери и подчеркни правильный ответ.
• В русском языке глагол «жать» имеет два значения. Значение одного из них – «давить». Выбери значение второго глагола:
а) полоть сорняки; в) срезать стебли злаков;
б) вести трактор; г) сеять.
• В какой строчке существительные в родительном падеже множественного числа имеют окончание «-ов»?
а) мандарины, носки
б) носки, чулки
в) корова, килограмм
г) чулки, помидоры
• Вспомни родственные слова и определи, из скольких лошадей состояла упряжка, которую римляне называли «квадригой»?
а) из трёх;
б) из четырёх;
в) из пяти;
г) из шести;
д) из семи.
• Как называется смешная короткая история?
а) онегдот;
б) анекдот;
в) анигдот;
г) анегдод.
• Два класса объединили в один. Что произошло?
а) сливание;
б) слитие;
в) слияние;
г) сливка;
д) слив.
2. В русском языке имеется немало заимствованных слов (слова, которые народ заимствовал из других языков). Например, «массаж» и «жюри» пришли в русский язык из французского языка; «джентльмен» и «футбол» из – английского; «штурм», «штамп» – из немецкого. Определи, из каких языков, названных выше, пришли в русский язык данные слова: кофе, паштет, волейбол, пюре, жалюзи, штраф, спортсмен, гараж, бейсбол, коттедж, пейзаж, штрих, джаз.
Из английского языка пришли слова: волейбол, бейсбол, джаз, коттедж, спортсмен
Из немецкого языка пришли слова: паштет, штраф, штрих
Из французского языка пришли слова: кофе, пюре, жалюзи, гараж, пейзаж
3. Подчеркни глаголы, в которых по-разному можно поставить ударение.
Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать.
4. Выпиши из ряда слов однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.
Однокоренные слова: лес, лесник, лесной, перелесок, лесничий, лесничество
Форма слова: лесник, лесники, лесником
5. Запишите по одному прилагательному с приставкой, обозначающей следующее значение в словах:
Без- (бес-) – отсутствие чего-либо – безвредный, бездушный, бесстрашный
На- – на поверхности – наземный, настольный, настенный
При- – вблизи предмета – пригородный, пришкольный, прибрежный
6. Данные слова могут являться разными частями речи. Докажи это, составив с ними словосочетания.
Учёный. Ученый кот – известный ученый
Часовой. Часовой механизм – часовой на посту
Столовая. Столовая ложка – школьная столовая
7. В тексте вставь пропущенные окончания прилагательных, раскрой скобки, глаголы поставь в прошедшее время.
По шумной авеню (идти) шёл атташе. Рядом (идти) шла мадам в (манто) манто. Из окна, отодвинув легкий тюль, (выглядывать) выглядывал забавный шимпанзе. Все это сняли в солнечном Сочи для рекламы (тюль) тюля.
8. В русском языке много образных выражений, связанных с водой. Например, «как в воду кануть» – бесследно исчезнуть. Вспомни, какие фразеологизмы, связанные с водой соответствуют следующим значениям.
Хранить молчание. Набрать в рот воды
Полное сходство. Как две капли воды
Много времени прошло. Много воды утекло
Заниматься какой-нибудь бесполезной работой. Воду в ступе толочь
Угадал, правильно сказал. – Как в воду глядел
Дальний родственник – Седьмая вода на киселе
9. Для каждой группы слов запиши одно общее прилагательное (вспомни прямое и переносное значение слов).
Дорога, воля, дисциплина – железная
Печаль, яма, мысль – глубокая
Пирог, поцелуй, сон – сладкий
Клён, малыш, парик – кудрявый
Список использованных источников
1. О.Н. Пупышева, «Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир».
2. Газета «Начальная школа», №42, 1999 г.
3. О.А. Холодова. Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам», 4 класс.
4. Т.В. Ходова, «Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа».
|