В настоящее время, мы переживаем глобальную информатизацию в области образования. Информатизация образования – это есть процесс обеспечения эффективного применения современных информационных технологий, которые направлены на осуществление педагогических и психологических целей обучения и воспитания, для реализации которых появились и успешно используются образовательные онлайн-ресурсы. Данные ресурсы активно интегрируются в учебный процесс и сопровождается включением мультимедийных и коммуникационных технологий, что выгодно дополняет традиционные методы обучения. Зачастую понятие «интернет-ресурс» синонимично понятию «онлайн-ресурс», в следствии чего дадим определение.
Интернет-ресурс – это совокупность интегрированных средств технического и программно-аппаратного характера, а также информации, предназначенной для публикации во Всемирной паутине. Интернет-ресурс может содержать информацию в текстовой, графической и мультимедийной форме [5].
Организация Объединенных наций по вопросам образования науки и культуры UNESCO предлагает следующую классификацию открытых образовательных онлайн-ресурсов по методическому назначению:
1. Тренажеры – служат для отработки навыков, закрепления пройденных знаний;
2. Обучающие – сообщают знания и формируют навыки;
3. Информационно-поисковые и информационно-справочные – выдают сведения по запросу;
4. Контролирующие – отвечают за проверку усвоенных знаний и навыков;
5. Игровые – организация досуга для развития реакции, логического мышления, памяти и других способностей;
6. Расчетные – служат для автоматизации вычислений;
7. Учебно-игровые программы для обучения в игровой форме;
8. Демонстрационные – служат для визуального отображения информации, явлений и процессов для достижения наибольшей наглядности;
9. Лабораторные – ресурсы для дистанционных экспериментов;
10. Имитационные и моделирующие – моделируют реальность для изучения ее аспектов [2].
С какой целью используются онлайн-ресурсы при реализации учебного процесса? Рассмотрим цели, для достижения которых используются данные ресурсы на современном уроке:
1. Использование данной технологии на уроках. Учащиеся учатся работать с электронной почтой, поисковой системой и находить информацию в сети Интернет для ответов на поставленные вопросы учителя. Таким образом, учащиеся приобретают основные умения пользователя Интернет, осваивают часть телекоммуникаций для своих нужд.
2. Учитель стремится сделать свой урок необычным, завлекательным. На уроке демонстрируются онлайн-материал, проигрываются мультимедийные файлы. Например, показ извержения вулкана, солнечного затмения на уроках окружающего мира. За счет Интернет-технологий увеличивается наглядность на уроке.
3. Менее консервативные преподаватели дают возможность учащимся решать образовательные задачи с помощью онлайн-ресурсов.
4. В настоящее время учебные заведения вынуждены использовать электронную форму обучения. Для реализации образовательной программы необходимо использовать онлайн-ресурсы с целью решения текущих образовательных задач [1].
Онлайн-ресурсы обладают следующими функциями:
1. Диагностическая функция. Подобная функция позволяет выявить уровень навыков, умений и знаний обучающегося. Дидактические возможности онлайн средств обучения позволяют находить и разрешать пробелы, имеющиеся в знаниях обучающихся.
2. Обучающая функция. Данная функция заключается в том, что применение онлайн-ресурсов позволяет организовать работу обучающегося по усвоению им определенного предмета. Выполняя свою обучающую функцию, онлайн-ресурс предоставляет школьнику возможность повторно решить задание из однотипной группы или того же уровня сложности.
3. Воспитательная функция. Современные средства обучения, как онлайн-ресурсы, дисциплинируют деятельность учащихся и способствуют их самоорганизации. При работе с этими инструментами у школьников формируется стремление к развитию ответственности, самостоятельности и инициативности [1].
Консервативно настроенные учителя избегают использования онлайн-ресурсов при реализации ученого процесса, считая, что отсутствует целесообразность и полезность их использования, упуская из виду такие достоинства использования онлайн-ресурсов как:
1. Доступность изложенного материала в любой момент времени. Электронные технологии позволяют организовать непрерывное обучение. Участники образовательного процесса могут в любой момент обратиться к заданию или источникам.
2. Мобильность. Доступность получения знаний из любой точки, где имеется доступ в Интернет.
3. Широта предоставляемой информации. Находясь в Интернет-среде, обучающийся может непосредственно в процессе работы над материалом предложенным учителем, обратиться в любые мировые источники.
4. Оперативность предоставления информации. В традиционном обучении источником информации является книга, или же учебник. Бумажные носители редко обновляются, так как школы не имеют необходимой финансовой поддержки. Интернет-ресурсы позволяет обновлять любую информацию и обеспечивать доступ к актуальной информации.
5. Автоматизация учебного процесса. Преподавателю нет необходимости составлять и обрабатывать множество однотипных вариантов заданий. Система самостоятельно осуществит проверку и сохранение результатов.
6. Мультимедийность. Использование онлайн-ресурсов предполагает использование мультимедиа, что улучшает восприятие материала. Особенно в начальной школе, так как у обучающиеся находятся в переходном этапе перехода переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.
7. Владение современными инфокоммуникационными технологиями является одной компетенций выпускника образовательного учреждения [3].
Но их мнение не совсем безосновательно, существуют и следующие недостатки использования онлайн-ресурсов. К ним относится:
1. Необходимость владения компьютерной грамотностью. Без умения работать с образовательными онлайн-ресурсами, их использование становится неэффективным.
2. Низкая эмоциональная вовлеченность. Отсутствие эмоционального подкрепления действий на уроке, снижается запоминаемость информации.
3. Слабый уровень контроля. На уроках возможно использование онлайн тестов. У обучающегося есть возможность списать, найти информацию в сторонних источниках, что может ставить под сомнение уровень овладения учебным материалов [4].
Но данные недостатки легко компенсируются с помощью прохождения курсов прохождения квалификации в сфере владения ИКТ компетенцией, более эмоциональной вовлеченностью учителя при использовании онлайн-ресурсов и более повышенным контролем в учебной деятельности.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что использование онлайн-ресурсов при реализации учебного процесса положительно влияет на мотивацию младших школьников. Уроки с использованием онлайн-ресурсов есть один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование онлайн-ресурсов позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании исключительно традиционных методов обучения. Так же, использование онлайн-ресурсов экономит время, что позволяет дополнять традиционные средства обучения. Использование технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.
Библиографический список:
1. Использование интернет ресурсов в реализации комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей уровневой программы художественной направленности [Электронный ресурс]
2. О проблемах использования интернет-ресурсов современной системе общего образования [Электронный ресурс]
3. Преимущества и недостатки электронного обучения [Электронный ресурс]
4. Реализация электронного обучения: как обучать по-новому без труда [Электронный ресурс]
5. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) [Электронный ресурс]
|