Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Опыт обучения детей с нарушениями письменной речи в условиях общеобразовательной школы

СКАЧАТЬ (293.7 Kb) 04.11.2023, 19:11
Разживкина Ольга Владимировна
учитель начальных классов, ЧОУ "Тульская Православная классическая гимназия"
В настоящее время учителя начальных классов всё чаще сталкиваются с проблемой нарушения письменной речи у учащихся начальных классов. В современной школе вряд ли найдется учитель, который в своей работе не встречался с данной проблемой. А зачастую в каждом классе оказывается не один, а сразу несколько детей, испытывающих явные трудности в овладении письменной речи.

В логопедии существуют специальные термины, обозначающие нарушения письменной речи, - дисграфия (специфическое нарушение процесса письма) и дислексия (специфическое нарушение процесса чтения). В своей статье я хотела бы подробнее остановиться на рассмотрении вопроса нарушения формирования навыка письма у младших школьников.

Под дисграфией понимается стойкое появление в письменной речи специфических ошибок, не связанных с изучением орфографических правил письма. К таким ошибкам относятся пропуски, замены, перестановки букв и слогов. К тому же возможно появление таких специфических ошибок как персеверации (повторения отдельных букв и слогов при написании слова) и контаминации ( более сложное нарушение буквенного образа слова, представляющее собой смешение частей двух или более слов). Причем эти ошибки многократны, часто появляются в разных словах и местах (начало, середина, конец слова).
Учителя и родители могут заметить появление таких ошибок в процессе обучения ребенка в 1 классе. Но чаще всего говорить о дисграфии мы можем только к концу первого года обучения в школе, поскольку именно в это время дети начинают списывать, писать под диктовку не только отдельные слова и предложения, но и тексты. Когда дети работают в прописях и их работа связана в основном с совершенствованием каллиграфических навыков, пропуски и перестановки букв воспринимаются взрослыми как несформированность навыков, необходимых для правильного воспроизведения на письме графического образа слова. Но при написании предложений и небольших текстов появление таких специфических ошибок (чаще всего не единичных) заставляет взрослых задуматься о причинах их появления.

Говоря о причинах возникновения нарушений письменной речи у учащихся младших классов, я бы хотела отметить, что данный вопрос широко и подробно разрабатывается в современной логопедии. Однако я придерживаюсь точки зрения на этот вопрос И.Н. Садовниковой. Согласно мнению И.Н. Садовниковой «применительно к младшим школьникам точнее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения». Однако нельзя забывать, что дисграфия очень часто отмечается у детей, имеющих органические нарушения или отставания в развитии систем, необходимых для нормального формирования речевой функции (нарушение слуха и зрения, отставание речевого развития, задержка психического развития и др.).

Безусловно, работа по преодолению дисграфии должна проводится квалифицированными логопедами-дефектологами в процессе специально-организованного коррекционного обучения. Учитель начальных классов просто не обладает набором необходимых знаний, не владеет определенными методиками, позволяющими грамотно и эффективно работать с детьми с нарушениями письменной речи. К тому же учитель просто не имеет возможности в условиях школьного обучения организовать регулярные и систематические занятия с такими детьми. Задача учителя в этом случае – вовремя распознать и отреагировать на появление ошибок, указывающих на нарушения письменной речи. Задача родителей – помочь своему ребенку в преодолении трудностей формирования письменной речи путем коррекционного обучения.

Однако учителя начальных классов могут использовать в процессе обучения задания и упражнения, разработанные логопедами и дефектологами. Такие упражнения эффективнее всего использовать в период обучения грамоте на уроках русского языка и литературного чтения. Именно в это время такие задания будут носить пропедевтический характер, а также будут способствовать полноценному формированию письменной речи у учащихся. Более подробно я бы хотела остановиться на тех упражнениях, которые способствуют развитию навыков языкового анализа и синтеза. Поскольку именно навыки языкового анализа и синтеза лежат в основе процесса письма, а большая часть ошибок, возникающих при дисграфии, связана именно с нарушением или несформированностью данных навыков. Также следует отметить, что навыки языкового анализа и синтеза включают в себя навыки фонематического анализа и синтеза (умения определять звук в слове и составлять слово из звуков), слогового анализа и синтеза (умения выделять слог в слове и составлять слова из слогов), анализа и синтеза предложений (умения делить предложения на слова и составлять слова из предложений).

 
Упражнения, направленные на развитие фонематического анализа
 
Упражнение 1.
Цель упражнения: развитие навыка определять наличие звука в слове.
Содержание упражнения. Назови и запиши названия овощей и фруктов, в которых есть звук [а]. Подчеркни букву А красным цветом.
Языковой материал: капуста, картофель, салат, кабачок, апельсин, абрикос, банан и т.д.

Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие навыка определять первый звук в слове.
Содержание упражнения. Рассмотри картинки. Назови предметы, изобра-женные на них. Определи первый звук в каждом слове. Составь из этих звуков имя девочки.
Языковой материал: эльф, морковь, молоток, арбуз.

Упражнение 3.
Цель упражнения: развитие навыка определять последний звук в слове.
Содержание упражнения. Посмотри на картинку. Назови предмет, изобра-женный на ней. Определите последний звук в слове.
Языковой материал: мост, лес, пенал, шарф, патрон, сом, волк, ландыш, трактор.

Упражнение 4 .
Цель упражнения: развитие навыка определять место звука в слове.
Содержание упражнения. Рассмотри картинки. Определи место звука [а] в словах. Запиши эти слова под соответствующими схемами.
Языковой материал: белка, лиса, арбуз, машина, зебра, цапля.

Упражнение 5.
Цель упражнения: развитие навыка определять предшествующий и последующий данному звуки в слове.
Содержание упражнения. Подпиши только те картинки, в названиях которых есть звук [и]. Укажи место буквы И в словах. Определите соседей звука [и] в словах.
Языковой материал: улитка, утюг, иголка, кошка, книга, кит.

Упражнение 6.
Цель упражнения: развитие умения определять общий звук для ряда слов.
Содержание упражнения. Рассмотри картинки. Назови предметы и живот-ных, которые на них изображены. Какой звук общий в этих словах?
Языковой материал: ракушка, рак, рыба, икра.

Упражнение 7.
Цель упражнения: развитие навыка определять место звука, предшествую-щий и последующий данному звуки в слове.
Содержание упражнения. Рассмотри предметы. Назови их. Определи место звука [м] в словах. Соедини предмет со схемой. Назови соседей звука [м]. Языковой материал: молоток, лампа, бегемот.

м
м
м


Упражнение 8.
Цель упражнения: развитие навыка определять последовательность звуков в слове.
Содержание упражнения. Рассмотри картинки. Назови предмет, изображенный на каждой картинке. Последовательно назови звуки, из которых состоит каждое слово.
Языковой материал: кот, торт, игла, нитка, книга, слон, шляпа, корова, каштан.

Упражнение 9.
Цель упражнения: развитие навыка определять количество звуков в слове.
Содержание упражнения. Назови и запиши название предмета, изображенного на каждой картинке. Подпиши под каждой картинкой количество звуков в её названии.
Языковой материал: гроза, улитка, ёж, орехи, горох, юла, пень, морковь.

 
Упражнения, направленные на развитие фонематического синтеза
 
Упражнение 1.
Цель упражнения: развитие навыка составлять слово из последовательно названных звуков.
Содержание упражнения. Послушай последовательность звуков. Составь из них по порядку слово.
Языковой материал: дом, крот, туча, сумка, собака, коробка.

Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие навыка составлять слово из непоследовательно названных звуков.
Содержание упражнения. Послушай последовательность звуков. Составь из них слово, поменяв порядок звуков.
Языковой материал: а, р, к; у, м, а, к; ш, о, к, к, а; р, б, ы, а, к, и.

Упражнение 3.
Цель упражнения: развитие навыка составлять слово из непоследовательно представленных звуков.
Содержание упражнения. Переставь буквы в домиках так, чтобы получились слова. Назови и запиши их.
Языковой материал: зубр, сказка, репка, рыбка.

Упражнение 4.
Цель упражнения: развитие навыка составлять слова, добавляя звуки.
Содержание упражнения. Из слов пропали буквы гласных звуков. Посмотри, что получилось. Помоги восстановить слова. Верни буквы гласных звуков.
ЛТ ГРД НТК КН ЛН БЗР СХР ВД БРН
Языковой материал: лото, город, нитка, кино, луна, базар, баран, сахар, вода.

Упражнение 5.
Цель упражнения: развитие навыка составлять слова, добавляя предложен-ные звуки.
Содержание упражнения. Отгадайте зашифрованные слова, поставив на место пропуска сначала букву Т, а потом Д. Запишите получившиеся слова.
Языковой материал: __очка, __ело, __ом, у__очка.

Упражнение 6.
Цель упражнения: развитие навыка составлять слова по схемам.
Содержание упражнения. Подбери к схемам слова с буквой О и запиши их.

О

 
Упражнения, направленные на развитие слогового анализа
 
Упражнение 1.
Цель упражнения: развитие навыка делить слова на слоги.
Содержание упражнения. Послушай слово. Повтори это слово, разделяя его на слоги. Определи, сколько слогов в каждом слове.
Языковой материал: буря, небо, сорока, ворона, гусеница, Катя, Катюша, Мария, карандаши.

Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие навыка определять количество слогов в слове.
Содержание упражнения. Рассмотри картинки. Назови предметы, изобра-женные на них. Разложи картинки в 3 домика: в домик с цифрой 1 положи слова, состоящие из 1 слога, в домик с цифрой 2 – из 2 слогов, в домик с цифрой 3 – из 3 слогов.
Языковой материал: дыня, дым, машина, кубики, пони, пила, сом, собака, муха, рот, колесо, лопата, торт.

Упражнение 3.
Цель упражнения: развитие навыка определять количество слогов в слове.
Содержание упражнения. Подпиши картинки, разделив слова на слоги.
Языковой материал: лодка, машина, автобус, метро, самолёт, самосвал.

Упражнение 4.
Цель упражнения: развитие навыка определять первый слог в слове.
Содержание упражнения. Рассмотри картинки. Назови предметы, изобра-женные на них. Назови в каждом слове первый слог.
Языковой материал: перо, телефон, курица, пила, карман, морковь, форточка.

Упражнение 5.
Цель упражнения: развитие навыка определять количество слогов в слове.
Содержание упражнения. Назови изображенных зверей. Запиши слова – названия. В скобках запиши количество слогов в слове.
Языковой материал: медведь, пеликан, цапля, кошка, волк, лиса.

Упражнение 6.
Цель упражнения: развитие навыка выделять определенный слог в слове.
Содержание упражнения. Сократи слова до одного слога с буквами З и С. Например: берёза – за.
Языковой материал: сосна, роза, нарцисс, сирень, василёк, зверобой, хризантема.

Упражнение 7.
Цель упражнения: развитие навыка определять количество слогов в слове.
Содержание упражнения. Рассмотри картинки. Назови предметы, изобра-женные на них. Нарисуй слоговые схемы слов.
Языковой материал: кит, чашка, гриб, вишня, пирог, ёж, труба.

Упражнение 8.
Цель упражнения: развитие навыка определять количество слогов в слове.
Запиши слова в два столбика: односложные – в столбик под цифрой 1, двусложные – под цифрой 2.
Языковой материал: лист, стол, стулья, зебры, кино, гнездо, эхо, крот, кедр, гномы, мост, уха, дрозд, аист.

 
Упражнения, направленные на развитие слогового синтеза

Упражнение 1.
Цель упражнения: развитие навыка составления слогов из предложенных звуков.
Содержание упражнения. Даны рассыпанные буквы (а, у, о, и). Дополни буквы М и Н до слогов и запиши их (сначала открытые слоги, затем открытые).

Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие навыка составления слогов из предложенных звуков.
Содержание упражнения. Пройди по дорожкам – составь и запиши слоги с буквами Ш и Ж.
Языковой материал: Ш – а у и ю е Ж – а у и ю е

Упражнение 3.
Цель упражнения: развитие навыка составлять слова из предложенных слогов.
Содержание упражнения. Прочитай записанные слоги. Составь из них слова. Запиши эти слова.
Языковой материал: кру, ва, же; ко, шо, лад; ши, ма, на; ла, шко; жи, э, та; гаж, ба; ле, зо, же.

Упражнение 4.
Цель упражнения: развитие навыка составлять слова, дополняя их предло-женным словом.
Содержание упражнения. Вставь в слова пропущенные слоги. Назови получившиеся слова.
Языковой материал: __тон, __зон, антило__, ___гвин, шим___зе, __ран.
БИ ПИ ПА БА ПИН ПАН

Упражнение 5.
Цель упражнения: развитие навыка составлять слова, дополняя слог до слова.
Содержание упражнения. Прочитай слоги. Дополни каждый слог до нового слова. Запиши слова.
Языковой материал: ___ - ба, лес - ____, двер – ка, ко - ___ - ры, кол - ___- са, за - ___- ка, ___ - ба – ка.

Упражнение 6.
Цель упражнения: развитие навыка составлять слова по схемам.
Содержание упражнения. Отгадайте и запишите имена детей.

Ва ЛЯ
То
По
Ко
Ю
Га
О
Лё

 
Упражнения, направленные на развитие анализа предложений

Упражнение 1.
Цель упражнения: развитие навыка определять количество слов в предложении.
Содержание упражнения. Послушай предложение. Определи количество слов в предложении. Какое слово стоит на первом месте в этом предложе-нии?
Языковой материал: Девочка танцует.
Мальчик собирает ягоды.
Мама режет яблоко ножом.
Перед домом растет старый дуб.
Дети весело играли во дворе.

Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие навыка определять первое слово в предложении.
Содержание упражнения. Послушай предложение. Какое слово стоит на первом месте в этом предложении?
Языковой материал: Дети рисуют.
Мальчик играет во дворе.
Мама моет посуду.
За домом растет высокий дуб.
Ребята весело играли во дворе.

Упражнение 3.
Цель упражнения: развитие навыка определять количество слов в предложении.
Содержание упражнения. Прочитай предложения. Составь схемы предложений по образцу.
Языковой материал: У Вани новые варежки.
Мы купили новый телевизор.
На клумбе цветут красивые флоксы.
Жираф пьёт воду.
Наступила тёплая весна.

У Веры новый фартук. 

Упражнение 4.
Цель упражнения: развитие навыка определять количество слов в предложении.
Содержание упражнения. Послушай предложение. Какая схема подходит к каждому предложению.
Языковой материал: Собака грызёт кость.
За домом растёт сирень.
Рита поёт.
У Вити много новых игрушек.

 
Упражнения, направленные на развитие синтеза предложений
 
Упражнение 1.
Цель упражнения: развитие навыка составлять предложения из представленных слов.
Содержание упражнения. Прочитай слова. Составь из них предложения. Запиши.
Языковой материал: 1) Тёма, дрова, новым, рубит, топором.
2) Карандашами, Даша, цветными, рисует.
3) Тёма, в, приехал, деревню, дедушке, к.
4) В, с, театр, дети, учителем, поехали.

Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие навыка составлять предложения из представленных сочетаний слов.
Содержание упражнения. Соедини части предложений стрелками.
Языковой материал:
Кеша купил сели на калитку.
Катя кормила жёлтая канарейка.
Галка и сорока мы видели фламинго.
На ветку рябины волнистого попугая.
В зоопарке на пруду серых голубей.
В клетке заливалась сели снегири.

Упражнение 3.
Цель упражнения: развитие навыка составлять предложения, добавляя слово.
Содержание упражнения. Закончи предложение одним словом. Запиши.
Языковой материал: Мама купила новый _________________.
В океане плавает огромный _____________________.
Нитку нужно вдеть в ___________________.
Лида взяла в библиотеке интересную _______________________.

Упражнение 4.
Цель упражнения: развитие навыка составлять предложения из представленных слов.
Содержание упражнения. Прочитай слова. Составь из них предложения так, чтобы выделенное слово было первым. Запиши.
Языковой материал: 1) Веры, жил, у, Пушок, кот.
2) соснах, грачи, построили, на, гнёзда.
3) груши, и, поспели, в, яблоки, садах.

Упражнение 5.
Цель упражнения: развитие навыка составлять предложения с определенным количеством слов.
Содержание упражнения. Составь и запиши предложение по каждой схеме.

Безусловно, представленные упражнения включены в современные учебные пособия для обучения в начальной школе. Но, как показывает практика, их объем недостаточен для полноценного формирования письменной речи детей, имеющих предпосылки к появлению у них дисграфии.

Список литературы:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия: Дидактический материал по коррекции письменной речи. – М.: Книголюб, 2003. – 144 с.
2. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. – 128 с.
3. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 48 с.
4. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупрежде-нию ошибок чтения и письма у детей. – СПб.: Стройлеспечать, 1995. – 64 с.
5. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, студентов педагогических специальностей. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 279 с.

 
Автор: Разживкина Ольга Владимировна
Учитель начальных классов
ЧОУ «Тульская Православная классическая гимназия»


Категория: Блоги | Добавил: OlgaR86
Просмотров: 93 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог