Внеурочная деятельность учащихся сама по себе очень нравиться школьникам. Чем может сильнее привлекать ребенка, чем общение, интерес и любимое занятие. Огромный потенциал духовно-нравственного воспитания обучающихся несет в себе грамотная организация их внеурочной занятости, предусматривающая реализацию разноплановых образовательных программ и творческих педагогических проектов. Эффективно организовать данную работу можно лишь детально разработав модель системы допобразования и внеурочной занятости младших школьников в рамках не только всей школы, но и, в первую очередь, конкретного класса, функционирование которой будет направленно на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Содержание реализуемой мною модели допобразования включает в себя следующие курсы духовно-нравственной направленности: «Волшебное перо» (поэтический клуб), «Волшебное слово» (курс риторики), «Яйгор» (татаро-башкирский культурный центр), «Времена года» (тематическая газета), «Умелые ручки» (курс декоративно-прикладного искусства), «Час здоровья» (ежедневный оздоровительно-просветительский курс по основам формирования опыта здорового образа жизни школьников) и творческое объединение обучающихся «Театр для малышей»
Реализация представленных выше курсов носит интерактивный характер, который был мною изначально определен при формировании самой модели внеурочной занятости, а затем и был отражен при разработке рабочих программ. Это позволяет мне комплексно рассматривать с детьми духовно-нравственные темы, используя разные виды организации деятельности обучающихся.
Большим подспорьем в данной работе являются и тематические классные часы, посвященные выдающимся людям, которые являются яркими примерами высокой духовности, образчиками нравственности и морали современного общества. Среди рассматриваемых лиц не только исторические персоны и деятели сферы культуры, но и те люди, которые живут рядом с нами здесь и сейчас. Это и жители города, занятые в разных сферах деятельности и работники школы, которые день за днем, вкладывая свою душу, энергию и безграничную любовь в свое дело, занимаются воспитанием подрастающего поколения. На их примерах я представляю ученикам те морально-нравственные принципы жизни, которые особенно важно сформировать в период их обучения в начальной школе: доброта, милосердие, отзывчивость, ответственность за себя и своих близких, порученное дело, целеустремленность, дисциплинированность, патриотизм и многое другое.
Примером комплексной реализации отдельных тем духовно-нравственного воспитания через созданную модель допобразования и внеурочной занятости могут служить практически все мероприятия, проведенные в классе в течении учебного года (это празднование Дня знаний, Дня учителя, Дня пожилого человека и Дня Матери, встреча Нового года и Рождества, дня защитника Отечества и Международного женского дня, Дня космонавтики, Последний звонок и день Семьи и др.)
Для всех обучающихся нашей школы одним из ярких событий прошлого учебного года стало празднование 70-летнего юбилея учителя начальных классов Л.И.Шевченко, отдавшей более 50 лет своей жизни нашей школе. Подготовку к этому мероприятию с детьми я начала в рамках поэтического клуба «Волшебное перо» , где на самом первом занятии, рассказав детям о жизни и профессиональной деятельности этого замечательного человека, побеседовав с ними о ее высоких морально-нравственных качествах, я предложила им написать собственные стихи в честь этого юбилейного события. Абсолютно все учащиеся класса с удовольствием приняли участие в данной работе, посвятив очень добрые и нежные слова, слова благодарности самому почетному работнику школы в своих пока еще очень маленьких, но безгранично искренних «поэтических произведениях».
Далее, эта работа была продолжена с обучающимися на страницах нашей классной тематической газеты «Времена года», где в разделе знаменательные даты февраля 2023 года появилась заметка об учителе и были опубликованы самые лучшие стихи учеников моего класса о ней.
На финишном этапе подготовки к данному общешкольному мероприятию, завершавшемуся поздравительным концертом, был задействован курс риторики «Волшебное слово», где мы с учащимися отработали выразительное чтение их собственных стихов. На базе татаро-башкирского культурного центра «Яйгор» был подготовлен номер художественной самодеятельности-песня на национальном языке, на занятиях курса декоративно-прикладного искусства «Умелые ручки» были подготовлены «самые дорогие» подарки-подарки, изготовленные своими руками, а творческое объединение обучающихся «Театр для малышей» подготовил актерский этюд на тему школьной жизни и деятельности нашего класса и школы.
В представлении образовательных достижений своих учеников я не ограничиваюсь только школьными стенами. Большая подготовительная работа проводится в рамках организации участия детей в городских, районных и областных мероприятиях. 2021, 2022, 2023 годах было организованно участие в таких районных мероприятиях, как: районный и областной конкурс чтецов на выразительное прочтение произведений Мусы Джалиля, муниципальный тур областного художественного конкурса «Как хорошо уметь читать!», день города, городские новогодние мероприятия. Ежегодно мои ученики участвуют и занимают призовые места в научно – исследовательских работах.
В различных конкурсах участвуют не только мои ученики, но и я сама, являясь примером для своих воспитанников: в 2019 году стала победителем 2 Областного конкурса художественного чтения на тюркском языке, 2020 году стала лауреатом 2 степени, в 2023 году заняла 1 место на 6 Областном конкурсе художественного чтения на тюрском языке, также 2023 году участвовала на республиканском флэшмобе республики Башкортостан, посвящённый ко Дню родного языка.
Не секрет, что все основы воспитания детей идут из семьи и, что семья на сегодняшний день (за редким исключением) не справляется с возможной на нее миссией. Причины этого разные, одна из них связана с низким уровнем или недостаточностью духовно-нравственной культуры самих родителей. Поэтому исключать из поля педагогического воздействия такую категорию родителей абсолютно нельзя, через демонстрацию приемов и методов воспитания их детей, информационно-просветительскую работу необходимо приобщать их к высокодуховным ценностным ориентирам. Очень важно добиться единомыслия родительской и педагогической общественности по основополагающим вопросам духовно-нравственного развития и воспитания учеников. Это можно реализовать только посредством сотрудничества семьи и школы - классного руководителя и родителей. Для этого должна быть выстроена целая система взаимодействия с родителями, которая позволит им не только своевременно знакомиться с ведущими воспитательными идеями учителя их детей, но и приобщаться к важным педагогическим позициям, стать активными помощниками классного руководителя в реализации системы духовно-нравственного воспитания обучающихся.
В своей работе классного руководителя я занимаю позицию наставника в отношении большей части родителей, планомерно, ненавязчиво, но настойчиво взращиваю в их сознание понимание важности духовно-нравственных позиций в их собственной жизни и жизни их детей. Таким образом, массовая воспитательно-просветительская работа с родителями обучающихся на данный момент в моей работе выступает базой духовно-нравственного воспитания детей моего класса.
В работе с родителями центральное место я отвожу организации и проведению родительских собраний. В моём классе это мероприятие возведено в разряд очень важных событий, требующих ответственной подготовки учащихся к демонстрации своих достижений перед родителями. Формы организации представления детьми своих талантов родителям абсолютно разные, начиная от традиционного концерта и театральных постановок, заканчивая показательными уроками и поэтическими гостиными. Именно в ходе этих мероприятий родители могут воочию увидеть, как школа помогает развитию их ребенка, настолько грамотно и эффективно учитель выстраивает индивидуальную работу с учеником по формированию гармоничного развития личности, а также включиться в эту работу.
В заключении хочется добавить, что ни какие воспитательные модели, системы и программы не будут эффективны, если сам педагог не является примером нравственного, личностного и гражданского поведения. Важно вдохновить ребенка примером своей личности, что бы у него появилась внутренняя потребность стать лучше. Таким образом, просто необходимо самому соответствовать тем морально-нравственным ориентирам, которые прививаешь своим детям, не отступая от них не на шаг, а для этого нужно предъявлять к себе довольно высокие требования, повышать самоконтроль и постоянно заниматься самовоспитанием.
|