Сегодня: 06.12.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Опытно-экспериментальная работа по развитию вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений ДШИ

СКАЧАТЬ (132.3 Kb) 19.10.2020, 19:18
Сандзюк Елена Сергеевна
преподаватель хоровых дисциплин, МБУ ДО "Детская школа искусств имени А. И. Баева"
Опытно-экспериментальная работа по развитию вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений ДШИ

Планирование, организация и анализ опытно-экспериментальной работы по развитию вокально-хоровых навыков

Опытно-экспериментальная работа проводилась с младшим хором, муниципального казенного образовательного учреждения «Северной детской школы искусств им. А. И. Баева» в течение одного полугодия.

В эксперименте участвовали 20 учащихся в возрасте 8-10 лет, поделенные на 2 группы: контрольную и экспериментальную.

В связи с темой выпускной квалификационной работы перед нами стоит задача – на практике проверить выдвинутую нами гипотезу. Мы полагаем, что процесс успешного и эффективного развития вокально-хоровых навыков будет более действенным, если учитывать специфику работы с учащимися инструментальных отделений и подбирать соответствующие данной специфике приемы и методы.

Экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный (завершающий) этапы.

Задачи констатирующей части опытно-экспериментальной работы:
- выявить состояние работы по изучаемой проблеме в практике дополнительного образования детей, отношения родителей к постановке данной проблемы;
- провести педагогическую диагностику уровня сформированности вокально-хоровых навыков младших школьников, разработать научно-методическое обеспечение для реализации комплексной образовательной программы;
- определить методы и приемы работы, повышающей эффективность развития навыков младших школьников.

На данном этапе использовались задания и вопросы, содержание которых позволило диагностировать уровень развития вокально-хоровых навыков детей как экспериментальной, так и контрольной группы.

Для диагностики исходного уровня вокально-хорового обучения младших школьников были выбраны следующие методы: беседа, индивидуальное прослушивание (песня, система заданий, состоящая из различных упражнений и попевок).

В качестве критериев были взяты структурные компоненты по А. Н. Стуловой, которые могут быть рассмотрены как показатели становления вокально-хоровых навыков, необходимые для художественно-выразительного исполнения хоровых произведений, эмоционально - осознанного отношения детей к музыке и развития их творческого потенциала [51, с. 138].

Таким образом, показателем уровня развития вокально-хоровых навыков являются: 1) певческое дыхание, 3) звукообразование, 4) артикуляция, 6) слуховые навыки, 7) навыки эмоциональной выразительности исполнения.

В соответствии с данными показателями были выявлены три уровня развития вокально-хоровых навыков: низкий, средний, высокий.

Оценка каждого показателя проводилась по десятибальной системе. Каждая цифра означала определенный уровень: 1-3 – низкий, 4-6 – средний, 7-10 высокий.

В понятие «звукообразование» входят: атака звука, качество тембра (резонирование, чистота (наличие призвуков), степень напряженности звучания голоса, полетность – высокая певческая форманта), звуковысотный диапазон.

Певческое дыхание характеризуется такими показателями как: стремление сохранить вдыхательную установку при пении, что создает ощущение опоры звука на дыхание; умение регулировать подачу дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука (динамический диапазон); владение постепенным и экономным выдохом (продолжительностьфонационноговыдоха).

В понятие «артикуляция» входят: качестводикции, разборчивость, осмысленность, грамотность произношения), ровность тембра на различных гласных на всем диапазоне.

В понятие «слуховые навыки» включены следующие способности: чувство ритма, звуковысотный слух, чувство лада, а также: чистота интонирования, восприятие качества певческого голоса (вокальный слух), оценка учащимся качества певческого исполнения и самооценка, музыкальная память.

Низкий уровень. Звукообразование характеризуется придыхательной атакой (звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха) или твердой (голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха), сиплым, глухим, бедным, напряженным, крикливым тембром, звуковысотным диапазоном меньше квинты. Певческое дыхание предполагает: наличие шумного поверхностного вдоха при помощи поднятия плеч (ключичное дыхание), отсутствие опоры на дыхание, звук не выдерживается на одной высоте, а постепенно затухает, короткий фонационный выдох. Артикуляция характеризуется наличием вялых артикуляционных движений, неразборчивой дикции, или наоборот, слишком энергичной работы губ, языка, нижней челюсти, излишне открытого звучания гласных. Слуховые навыки подразумевают: низкие слуховые способности, точность звуковысотного интонирования плохая; отсутствие музыкальной памяти. Навыки эмоциональной выразительности предполагают безразличное отношение кпевческойдеятельности, эмоциональная ограниченность, исполнение не выразительное (мимика — вялая, движения - скованы, эмоциональный настрой не соответствует содержанию песни).

Средний уровень. Звукообразование характеризуется: мягкой атакой звука, но не постоянной, случаются «подъезды»; бедным тембром, не всегда ровным, но не напряженны; звуковысотным диапазоном квинта-октава. Певческое дыхание предполагаетналичие опоры на дыхание, но сохранение ее лишь на не продолжительное время;исполнение упражнения с постепенным затуханием голоса, среднюю продолжительность фонационного выдоха. Артикуляция подразумевает не всегда разборчивую дикцию; но гласные не «пестрят» на всем диапазоне. Слуховые навыки характеризуются следующими признаками: точность звуковысотного интонирования средняя; при наличии каких-либо слуховых представлений и музыкальных знаний, учащийся не может их применить в новой ситуации, непродолжительная музыкальная память. Навыки эмоциональной выразительности предполагают нестабильный интерес к певческой деятельности, при эмоциональной отзывчивости исполнение недостаточно выразительное (мимика — вялая, движения - скованные, однако внутренний настрой передает содержание исполняемого произведения.

Высокий уровень. Звукообразование характеризуется следующими признаками: мягкая атака, звук без призвуков, берется «сверху»; тембр достаточно насыщенный, звонкий, не напряженный; звуковысотный диапазон больше октавы. Певческое дыхание предполагает хорошую опору на дыхание, выдерживание звука на одной высоте без затухания; пение упражнений воспроизводится ровным по силе голосом, постепенным и экономным выдохом. Артикуляция характеризуется четкой разборчивой дикцией, ровным тембром на всех гласных на всем диапазоне. Слуховые навыки характеризуются точностью звуковысотного интонирования; умением тонко слышать и ориентироваться впевческомзвучании, способностью слышать особенности звука: степень округления, его позицию (высокую или низкую), яркость и т.д.; хорошей музыкальной памятью. Навыки эмоциональной выразительности предполагают интерес к певческой деятельности, развитость эмоционального восприятия, владение широким спектром эмоциональных состояний и чувств, способностьсопереживатьи иметь личное отношение к музыке, мимика, жест, движение, внутренний настрой от понимания смысла и содержания исполняемого произведения.

Анализ полученных данных в ходе констатирующего эксперимента выявил преобладание среднего и низкого уровня, что явно не достаточно для планируемого нами результата. Самые низкие показатели дети получили за звукообразование, слуховые навыки, навыки эмоциональной выразительности исполнения.

Наблюдения показали, что все компоненты вокально-хоровых навыков у разных детей проявлялись в различных качествах. Один и тот же ребенок мог иметь высокий, средний и даже низкий уровень по разным заданиям. С такими детьми намечалась систематическая, планомерная работа.

На основе полученных результатов констатирующего эксперимента следует формирующий этап опытно-экспериментальной работы.

В формирующем эксперименте решались следующие задачи:
- выявить лучшие физические качества голоса;
- обучить приемам пения, навыкам интонирования и выразительного исполнения на основе эмоциональной отзывчивости – обогащение тембровых красок голоса, музыкального слуха;
- применить определенные методы и приемы работы, повышающей эффективность развития вокально-хоровых навыков.

На основании выдвинутой нами гипотезы, поставленных задач и теоретико-методологического анализа результатов констатирующего эксперимента было определено содержание данного исследования. Занятия состоялииз занимательных упражнений на формирование и развитие певческих навыков, таких как певческое дыхание, артикуляция, звукообразование, слуховые навыки, навыки эмоциональной выразительности.

Для решения задач эксперимента разработана программа, состоящая из учебно-тематического плана, теоретического и практического блоков, методического обеспечения, планируемого результата. Теоретическая часть включает в себя изучение строения голосового аппарата, творчества композиторов-песенников, жанров вокальной музыки, манер исполнения произведений, истории музыки, знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего и т. д. Практическая часть предусматривает развитие вокально-хоровых навыков с усложнением подбора музыкального материала; обучение приемам вокального исполнения, восприятие и анализ музыкальных произведений.

Это вызвало необходимость разработки и внедрения модели развития музыкальных способностей младших школьников с учетом выделенных нами педагогических условий (см. схему 1).

Схема 1.
Модель развития вокально-хоровых навыков младших школьников
на основе певческой деятельности

Требования, предъявляемые к детям, были следующие: творческий характер обучения, оптимальный уровень его трудности для исполнения вокально-хоровых произведений и упражнений, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя, поддержание интереса к деятельности (превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность ребенка).

Был отобран хоровой репертуар, играющий самоценную смысловую рольв воспитательном значении, который подбирался в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках хоровой деятельности ДШИ. Песенный материал включал произведения русской и зарубежной классики, народной музыки, лучшие детские песни российских композиторов и значительно обновленный репертуар современных композиторов-песенников.

С учетом репертуара определены этапы исследовательской деятельности, обеспечивающие динамику развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке, раскрытие творческого потенциала школьников.

Первый этап (мотивационный). «Я хочу учиться петь». На данном этапе занятий дети получали певческие навыки.Для развития каждого из средств вокально-хоровой выразительности: дыхания, артикуляции, звукообразования и других был отобран комплекс упражнений.

Цель вокально-хоровых упражнений – вырабатывание вокально-хоровых навыков, которые помогают учащемуся передать художественный образ, содержание хорового произведения. В начале работы было осуществлено знакомство с вокально-певческой установкой. Детям было объяснено, что если человек хорошо сидит, он хорошо себя чувствует, следовательно, и хорошо поет. Для этого приводились следующие слова: «Сидит дед – ему сто лет, нам меньше – мы сидим вот так». На первые слова необходимо сгорбиться, плечи наклонить вперед, когда произносится вторая фраза, плечи разводим и сидим прямо.

Перед разучиванием произведения было необходимо настроить голосовой аппарат учащихся на работу. Для этого в увлекательной форме проводилась дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой (см. приложение 1). Среди практических упражнений с детьми по выработке правильного совместного дыхания применялся следующий прием: по руке, показывающей движение вверх (ауфтакт), дети делают вдох, затем, когда рука задержалась в своей верхней позиции, они задерживают дыхание, при движении руки вниз (к «точке») — делают выдох. Было предложено произнести детскую скороговорку «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», вздохнуть и на выдохе просчитать: «раз Егорка, два Егорка...» (и так до полного выдоха). Предлагаемое упражнение способствует развитию у младших школьников способности экономно расходовать дыхание.

Проводилась работа по распеванию на гласные, согласные буквы алфавита: гаммообразная попевка, пение интервалов, гармонических последовательностей с названием слогов «за», «да», «ма», «мо», «ра», «ру», «лё», «лю».

Применялись упражнения на формирование чистого высотного звука, расширение диапазона. Например, пение высоких нот, наклоняясь вперед, похлопывая ладонями по животу. Здесь была использована «фонопедическая система» новосибирского ученого В. В. Емельянова см. приложение 2).

Изображение огромного животного снизу вверх. Медленно глиссандо вверх и вниз. Эти же упражнения с озвучиванием, похлопыванием отдельных частей: голова –« у», шея – «о», туловище – «а», спина (низ) – «э», хвост – «ы».

Особенность практической работы с детьми состоит в том, что особенное внимание уделялось игровой форме в выполнении данных упражнений, что более активно позволило вовлечь учащихся в работу на формирование тех или других вокально-хоровых навыков.

При разучивании произведения выполнялись упражнения, соответствующие характеру данного произведения. На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает артикуляция и дикция. У учащихся инструментальных отделений тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания использовались попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Для четкого проговаривания текста применялись скороговорки: «На дворе трава, на траве дрова», «Пошла Поля полоть петрушку в поле», «Вело-мото- кино- фото- теле- радио - сипед», а также артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова (см. приложение 3).Выразительному исполнению также способствовали упражнения: «Кот-воркот» «Страшная сказка» и др. (см. приложение 4).

Немало важное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Прежде всего, прививалось умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные произносились утрированно, в первую очередь согласную «р». Обращалось внимание детей на то, как следует переносить согласную к следующему слогу или слову, например: «опу-шка», а не «опуш-ка».

Большие трудности возникли в работе над ансамблем. Для ритмического ансамбля использовались детские музыкальные инструменты: ребята прохлопывали заданный ритмический рисунок, а так же небольшие попевки.

Проводимая работа осуществлялась с соблюдением требований по охране детского голоса, соблюдался режим работы и отдыха.

Ниже в таблице приведены упражнения по распеванию, развитию вокально-хоровых навыков на хоровых заняти

Применяемые упражнения при распевании

№ Применяемые упражнения
1 «Лошадки» Дети дышат громко, чтобы было слышно,10 раз.
«Кошечки» Приседания с поворотами влево и вправо под музыку и без нее,8 раз.
Распевание на гласные. По знаку руки - вдох носом, на выдохе пение звука до конца («а», «о», «у», «и»).

Распевание на слоги под аккомпанемент (ле-ми-ле, ма-мэ-ми-мо-му, ми (ма) -хи-хи-хи-хи )
Распевание на согласную. Три раза повторить отрывисто и на четвертый раз – протяжно (ж, м, з).

2 «Ладошки» Дети сжимают и разжимают ладошки под музыку. 6 раз.
«Ладошки» + «Кошечки». Под музыку и без нее, по 6 раз.
«Ладошки» + «Лошадки» и при этом приседание под музыку, 8раз.
Распевание на согласные звуки (з, ж, н, м, б).
Рисование голосом динозаврика (он изображен на карточке). Голова динозаврика – звук высокий, постепенно спускаемся к ногам – звук снижается до хрипения. Движение сверху - вниз.
Покричать 2 раза спокойно, на 3 – громче, на 4-5 – очень громко. На гласную «а»
Распевание на слог «ю зи я» на возвышение.
Распевание на гласные. Звук тянется, пока звучит нота.
Сначала девочки, потом мальчики.
Распевание на слоги (ми-хи-хи-хи-хи, ма, мо)
Распевание скороговоркой (да-де-ди-до-да-де-ди-до (3 раза)-ду)). Нужно обратить внимание на дикцию.

3 Распевание на мелодию симфонии №40 В. А. Моцарта (на слог «ля», «лё», «ли»).
Распевание на слоги с открытым и закрытым ртом, очень тихо, просто тихо, громко и очень громко (лё-ли-лё-ли-лё).
Пропевание фразы «Светит солнышко к нам в окошечко» тихо, ласково, как марш.
Распевание по нотам (соль-ми-до, соль-ми-соль-ми), 8 раз.
Распевание по нотам (си-соль-ми), 4раза.
Распевание скороговоркой (да-де-ди-до-да-де-ди-до (3 раза) – д у).

4 «Лошадки»
«Кошечки» + «Ладошки» под музыку и без нее.
Распевание на гласные. По знаку руки – вдох носом, на выдохе – пение звука до конца.
Распевание на слоги под аккомпанемент.
Распевание на согласные, 3 раза повторить отрывисто и на 4 раз протяжно (ж, м, з).
Рисование динозаврика голосом.
Прокричать 2 раза спокойно, на 3 – громче, на 4 – очень громко

Данный этап предполагал освоение навыков правильного звукообразования; чистого интонирования, артикуляции и др. Весь комплекс данных упражнений способствовал сосредоточению слухового внимания, правильному звукообразованию, умению различать звуки по высоте и длительности, а так же развитию вокально-слуховой координации. При инсценировании народных песенок добивались четкой дикции, передачи характера музыки. Содержание деятельности на данной стадии связано с обогащением испытуемых музыкальными впечатлениями, которые стимулировали заинтересованное отношение детей к пению и создавали основу для активного участия детей в занятиях: пение несложных детских песенок с сопровождением фортепиано с четко выраженной мелодической линией.

Второй этап (эмоционально-интеллектуальный) «Мой голос звучит красиво» направлен на формирование элементарной системы знаний о музыкальных произведениях и средствах их выразительности, согласно учебно-тематическому плану. Данный этап предполагал работу над собственной манерой исполнения, овладение действий по оперированию слуховыми навыками, освоение правил поведения на сцене, закреплением на практике полученных в процессе освоения детьми вокально-хоровых навыков. Эта цель достигалась через дедуктивно-индуктивное восприятие учебно-художественного музыкального материала, организацию учебных и практических задач в процессе обучения пению при выполнении детьми вокально-хоровых и дыхательных упражнений. Выстраивался унисон, формировался навык цепного дыхания, для дикции и артикуляции. На данном этапе происходило обогащение тембра голоса при помощи сравнения красок голоса и цвета в рисунке по яркости, сочности, колориту. Это рисование длительностей, динамических оттенков музыки, более сложных мелодических оборотов, музыкальных интервалов, музыкальных штрихов.

На втором этапе применялись методы и приемы, способствовавшие освоению навыков пения с элементами двухголосия, подголосками с использованием различных интервалов при помощи упражнений с наглядными пособиями: «Высотный дом», «Колокольчики» и др. Пластико-пантомические этюды («Иностранец», «Цветущая поляна», «Остров плакс» и др.) помогали в передаче различного эмоционального состояния, выраженного в музыке, динамики, формы музыкального произведения. Приобретались навыки пения в сопровождении фортепианои минусовые фонограммы без мелодии.

Третий этап (познавательно-творческий) «Я певец хора» вовлекал испытуемых в процесс музыкального творчества путемсамореализациив концертной деятельности, участия, музыкальных вечерах. Закреплялось умение держаться на сцене, быть раскрепощенным перед слушателями, придумывать музыкальные постановки, уметь вслушиватьсяв аккордовую партитуру, владеть своим голосом. Сценическая импровизацияна основе полученных знаний, умений и навыков являлась предпосылкойдля творческого нахождения на сцене, что поднимало исполнительское мастерство на новый уровень. Непрерывное усложнение заданий за счет последовательного расширения учебного материала приводило к возникновениюу учащихся внутренней необходимости создания качественно высоких продуктов творчества. Повышалось исполнительское мастерство – в репертуар добавлялись каноны, двухголосные произведения, которыми учили детей, прежде всего, слышать нижний звук из двух звучащих, причем линия нижнего голоса должна быть более яркой, чем у верхнего.

Поэтапное развитие вокально-хоровых навыков предполагало обучение правильным техническим приемам пения, которыми дети овладевают от простого к сложному, от известного к неизвестному. Все занятия проводились с постепенным усложнением музыкального материала. Рисование средств музыкальной выразительности, графическая музыка, пластическое интонирование включались в процесс планирования непосредственно в те упражнения, над которыми осуществлялась работа.

При разучивании песен мы добивались, чтобы дети соблюдали правила вдоха и выдоха, певческой позиции, пели свободно и легко.

Наряду с общепедагогическими методами нами использованы методы музыкальной педагогики, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства: метод моделирования художественного творчества, метод упражнений (вокальных, дыхательных и т.д.), метод вовлечения в музыкально-творческую деятельность, метод мыслительного внутреннего пения и сравнительного анализа, метод подражания, фонетический метод (звуковой наглядности), объяснительно-иллюстративный, метод подражания.

Внедрялись различные педагогические формы работы (музыкальные конкурсы, праздники, музыкальные вечера и др.). Проведение конкурсов и музыкальных вечеров; музыкальные путешествия и вечера творчества композиторов, выступали важным условием заинтересованности учащихся процессом пения, стремлением повысить свою исполнительскую культуру. Обязательным являлся ежегодный отчетный концерт.

Использовались и привлекательные для детей виды занятий: занятие-путешествие, концерт, занятие-дискуссия, занятие-игра, занятие-размышление, встреча с искусством, интегрированные занятия (музыка-рисование, музыка-ритмика) и т. д.

Для родителей были организованы родительские собрания с концертом.

Для проверки эффективности исследовательской работы были проведены контрольные срезы. Обработка результатов опытно-экспериментальной работы показывает, что в ходе эксперимента прослеживается изменение уровня развития вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений по направлениям оценки, соответствующим выделенным критериям.

Данные таблицы (см. таблицу 1.) свидетельствуют о том, что на констатирующем этапе исследования большинство детей в экспериментальных и контрольных группах имеют средние показатели развития вокально-хоровых навыков (50%). Высокий уровень характерен для небольшого числа младших школьников: 20%– в экспериментальной, 10 % – в контрольной группе.

Контрольный этап эксперимента показал, что положительная динамика прослеживается в обеих группах, но качественно картина значительно преобразовалась в экспериментальной группе, где уровень развития вокально-хоровых навыков показывает 60%, увеличение составляет 40%. В контрольной группе положительная динамика составляет 20%. Количество детей с низким уровнем развития вокально-хоровых навыков в экспериментальной группе сократилосьна 20%, в контрольной группе – на 10%.

Сопоставление данных, полученных на констатирующем и формирующем этапах исследования, свидетельствует о том, что процесс развития вокально-хоровых навыков учащихся в экспериментальной группе осуществлялся более интенсивно, качественно и продуктивно, чем в контрольной.

Методические рекомендации по развитию вокально-хоровых навыков у учащихся инструментальных отделений

Формирование и развитие вокально-хоровых навыков достигается при помощи упражнений, которые даются в определённой последовательности, по линии постепенного усложнения заданий. Поэтому учащимся инструментальных отделений необходимо овладеть целым комплексом художественно-технических приёмов. Правильный подбор упражнений помогает выработать каждый певческий навык в отдельности, а также закрепить комплекс навыков в совокупности. Упражнения не могут сводиться к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними.

Упражнения по развитию вокально-хоровых навыков должны основываться на следующих методических принципах:

- поддержание у детей интереса, активности и эмоционального тонуса в процессе упражнений, что достигается разнообразием как самих упражнений, так и методических приёмов;
- развитие слуха учащихся (воспитание слухового контроля, умения оценить правильность выполнения каждого вокально-технического задания);
- пение упражнений без сопровождения, что способствует успешному воспитанию вокального слуха учащихся и выработке чистоты интонации;
- связь вокальных упражнений с музыкальной грамотой, что достигается разучиванием и пением этих упражнений по нотам;
- личный показ и объяснения педагога в процессе упражнений, демонстрация фотографий и плакатов, отражающих правильные и неправильные приёмы голосообразования, с соответствующими пояснениями;
- сознательное овладение навыками то есть понимание детьми правил и способов выполнения упражнений;
- сочетание в процессе вокально-хоровых упражнений коллективного пения с индивидуальным опросом отдельных учащихся.

В педагогической практике существуют две группы музыкально-певческих упражнений.

Первая группа - это те упражнения, которые не связаны с изучаемым певческим материалом. В таких упражнениях постепенно формируются чистота унисона, точное интонирование тона, полутона и т. д.

Учителя музыки и хормейстеры составляют специальные попевки - упражнения, учитывая особенности своих хоровых коллективов. При этом важно помнить, что обязательными компонентами упражнений должны быть: повторность, определенная организация и целенаправленность на улучшение качества голосообразования.

Сущность вокального упражнения определяют два последних из них. «Любое вокальное упражнение превратится в бесполезное повторение, если оно не будет специально организовано в соответствии с конкретно поставленной целью. Так, различные звуки в пределах диапазона можно петь отдельно, бессистемно много раз. Но от этого их звучание не выравнивается, даже если мы поставим перед собой эту цель. Когда же мы отдельные звуки расставим поступенно (по три-пять звуков) и будем специально их петь связно, напевно на какой-либо слог, то есть специально организуем повторение всех звуков в задуманной последовательности, такие упражнения будут способствовать выравниванию звучания голоса»- утверждает А. Г. Менабени в своей работе «Музыкальное воспитание в школе» [32, с. 29].

А. Г. Менабени предлагает ряд полезных рекомендаций при отборе упражнений для первой группы:
1. Упражнения должны быть простыми по мелодическому и ритмическому рисунку, легко запоминаться.
2. Пение не может совсем не выражать никаких эмоций, поэтому даже при пении упражнений необходимо стремиться к определенной эмоциональной окраске голоса. Пение лучше ассоциировать с радостным настроением, поэтому упражнения чаще даются в мажоре.
3. В начале обучения упражнения исполняются в спокойном, медленном темпе, в дальнейшем темп может меняться в зависимости от методических целей. При развитии подвижности голоса, по мере освоения навыков, темп упражнения убыстряется.
4. Упражнения обычно располагаются в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх и вниз.
5. При введении нового упражнения его мелодию можно поддерживать аккомпанементом. Как только интонация у учащихся станет устойчивой, необходимо оставлять одну гармоническую поддержку. Далее очень полезно для выработки четкой координации между слухом и голосом петь упражнения без сопровождения инструмента с предварительной ладовой настройкой.
6. Начальные упражнения на центральном участке диапазона должны петься ровным по силе звуком mf. Пение упражнений следует начинать с наиболее естественно, красиво и без напряжения звучащих нот в диапазоне певца, так называемых примарных звуков. Обычно это ноты в среднем отделе диапазона детских голосов («фа»-«ля, си» первой октавы); постепенно объем звуков увеличивается до всего диапазона голоса. Крайние, предельные звуки диапазона вовлекаются только на более поздних этапах обучения, их лучше у детей не касаться. Формирование крайних нижних и верхних звуков может идти только на базе хорошо звучащей середины, поэтому, прежде всего, укрепляется средний участок диапазона.

Важная роль в таких упражнениях принадлежит определенной системе: от элементарного овладения основными вокально-хоровыми навыками к их более тонким проявлениям.

Вторая группа упражнений составляется из трудных фрагментов разучиваемых вокально-хоровых произведений. Такие упражнения предшествуют разучиванию произведения и имеют достаточно узкую задачу: подготовить учеников к усвоению нового наиболее сложного материала в произведении. Этот вид упражнений представляет собой отдельные фразы из произведений, заключающие в себе определённые трудности. Отрывки из песенного материала выделяются для специальной работы и поются на слоги, на отдельные гласные, а также различными другими приёмами, используемыми в зависимости от трудностей той или иной фразы (высокая тесситура, трудный текст).

Важным моментом является то, что эти упражнения разного рода не должны быть самоцелью в хоровой работе, а лишь средством развития вокально-хоровых навыков.

Таким образом, упражнения по развитию вокально-хоровых навыков должны быть хорошо продуманы и даваться систематически, а также в определённой последовательности, по линии постепенного усложнения заданий.

Формируя вокально-хоровые навыки у учащихся инструментальных отделений, подбирая упражнения по их развитию необходимо учитывать особенности детской физиологии, специфику работы с инструменталистами и, в соответствии с этими особенностями, использовать соответствующие приемы и методы. Хормейстеру важно знать, что каждому возрастному периоду соответствуют свои особенности звучания, вытекающие из анатомо-физиологических норм развития голоса.

Поскольку опытно-экспериментальная работа проводилась с младшим хором, необходимо охарактеризовать данный возрастной период.

Младший школьный возраст- это возраст до 10 лет. Певческие голоса детей 7 – 10 лет характеризуются нешироким певческим диапазоном – максимум октава (до-ре первой октавы – до-ре второй), легким фальцетным (головным) звучанием, небольшой силой – от пиано до меццо-форте, что физиологически объясняется специфичностью голосового аппарата младших школьников (короткие и тонкие голосовые связки, малая емкость легких и т.д.). Существенного различия между голосами мальчиков и девочек нет.

Понимание особенностей детской физиологии требует от педагога охраны и гигиены детского певческого голоса. Учитывая, что пение – процесс физиологический, в котором происходит большая трата энергии, хормейстер не должен допускать переутомление певцов. Необходимо проводить занятия в проветренных помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы отдыха, не допускать форсированного звучание голосов, остерегаться исполнения завышенного по трудности репертуара, и не злоупотреблять неудобной (высокой или низкой) тесситурой.

Целью в организации вокально-певческой работы на первом этапе знакомства детей с вокально-хоровым искусством является развитие физиологической и психологической основы певческой культуры юного исполнителя. Педагогически целесообразным считается слушание детьми голоса преподавателя. А.Н. Карасев в своем труде «Методика пения» в этой связи полагал, что первый способ знакомства с музыкальным материалом есть слушание других, и это слушание, смотря по тому, как поют, должно иметь влияние и на будущее музыкальное развитие ребенка [27, с. 83]. В основе подобного овладения певческой культуры лежит предрасположенность детей к подражанию. Слушая голос учителя и звучание фортепиано (хорошо настроенного), дети постепенно вырабатывают устойчивость слухового внимания.

Уже на первом занятии с детьми педагогу надлежит в игровой форме провести диагностику уровня развития музыкального слуха и певческих данных учащихся и на основании полученных результатов наметить три интонационные группы дифференцированного обучения пению. Первая интонационная группа –дети с диапазоном не менее сексты (ре-ми), интонирующие мелодию без поддержки инструмента, поющие звонким, естественным звуком. Вторая интонационная группа – дети с несколько суженным диапазоном, нестабильной интонацией. К третьей группе можно отнести «гудошников».

По мнению некоторых исследователей сажать неверно интонирующих детей лучше всего ближе к педагогу: во-первых, потому, что отстающие будут сзади себя слышать правильное пение, а во-вторых, преподавателю легче следить за их развитием.

Причины плохой интонации могут быть следующие: нелюбовь к пению, стеснительность, апатия или, наоборот, чрезмерная активность, отсутствие координации слуха и голоса, заболевание голосовых связок, физиологические расстройства слухового аппарата, слабость слухового внимания, мышечная зажатость. В том случае, если причины не связаны с физической патологией, для многих учащихся проблема чистого интонирования, как правило, вполне разрешима при условии систематичности занятий и постоянства педагогического контроля.

Но ошибочно думать, что внимание педагога будет посвящено в основном плохо интонирующим детям. Дифференцированное обучение предполагает активизацию хороших поющих детей посредством привлечения их к показу правильного пения.

С первого же урока учащиеся знакомятся с основными дирижерскими жестами, внимание (дыхание), вступление и окончание (снятие). Можно в образной форме сравнить каждый жест, например с сигналом светофора: вынесенная вперед рука учителя (желтый свет- «внимание»), вступление (зеленый свет- «поем»), снятие (красный свет- «молчим»).

Приступая к пению, дети знакомятся с вокально-певческой установкой. Педагогу необходимо объяснить, что при пении сидеть нужно ровно, не горбиться и не вытягивать ноги.

Объясняя детям механизм дыхания, можно предложить им поставить руки на пояс, бесшумно набрать в легкие воздуха и на мгновение «закрыть дыхание на ключик». Среди практических упражнений с детьми по выработке правильного совместного дыхания рекомендуется такой прием: по руке дирижера, показывающей движение вверх (ауфтакт), дети делают вдох, затем когда рука задержалась в своей верхней позиции («верхней точке»), задерживают дыхание и, наконец, при движении руки дирижера вниз (к «нижней точке») производят выдох. Можно предложить детям произнести на выдохе какую-нибудь считалочку. Упражнение способствует развитию способности экономно расходовать дыхание, «чтобы при наименьшей затрате воздуха получить большой запас звука и притом наилучшего качества»[42, с. 92]. При этом не следует чрезмерно наполнять легкие воздухом (уместно сравнение с вдыханием аромата цветка).

Постепенно вводится понятие «купола» (как средства способствующего объемности звучания), ансамбля (как умения петь слаженно и дружно), строя (как умения слушать и слышать свое пение и звучание всего хора), звукообразования.

Формируя представления о правильной артикуляции, необходимо постепенно, из урока в урок, добиваться свободы певческого аппарата, собранности губ при пении гласных «и» и «ю», округлости звучания гласной «я», близкой по формированию гласной «ё».

Необходимо также с первых занятий обращать внимание детей на четкость дикции в пении, по значимости равную четкости актерской дикции в театре. Формируя у детей этот навык, можно использовать с целью активизации работы артикуляционного аппарата прием произнесения текста песни шепотом – «по секрету», но так, чтобы слышно было каждое слово. При пении излишняя утрированность движения губ снимается, но сохраняется четкость и ясность произношения текста.

Для развития у детей навыка высокой певческой позиции полезно проговаривать текст песни либо отдельные фразы голосом героев любимых мультфильмов или сказочных персонажей, а затем пытаться сохранить те же самые ощущения в пении. Также рекомендуется пение песен с нисходящим движением мелодии.

Дальнейшая работа хормейстера строится на закреплении приобретенных навыков и последующем развитии певческого аппарата, в частности расширения диапазона голоса. В силу роста организма в тембре учащихся инструментальных отделений второго и третьего года обучения появляется звонкость. Певческое дыхание становится более протяженным, слуховой контроль –более активным. С учетом вышеуказанных позитивных изменений в певческом развитии учащихся инструментальных отделений педагог вправе обращаться к произведениям с более широким диапазоном, более объемными фразами, с элементами двухголосия. Наряду с пением по слуху целесообразно вводить пение по нотам, и, в этом случае, основными критериями правильного пения, по-прежнему остаются такие характеристики звука, как естественность, «серебристость», полетность.

Однако при всей важности работы над техникой хорового исполнительства она не должна стать самоцелью, ибо пение изначально было проявлением состояния души. И в этой связи заслуживает внимания позиция Т. Л. Беркман, которая в своем труде « Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению» утверждает: «Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание»[11, с. 145].

Возможности певческих голосов учащихся инструментальных отделений ограничены. Поэтому хормейстер должен знать, что красота и прелесть детского звучания не в силе голоса, а в звонкости, полетности, эмоциональности. Не следует увлекаться нюансом f. Слишком громкое пение ведет к форсированному звучанию, что приносит вред голосу. Это объясняется природой детского голосового аппарата. В возрасте 7-10 лет при пении происходит неполное замыкание голосовой щели, вибрируют лишь края голосовых связок. Поэтому для младшего хора характерно фальцетное звучание. Наиболее ярко голоса малышей звучат в нюансе mp, mf, умеренном f. Нюанс p - очень трудный для исполнения, поэтому на наш взгляд, на начальном этапе, им следует пользоваться не часто.

Дыхание в пении имеет исключительное значение: от дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть свободным, равномерным, естественным. Не все учащиеся инструментальных отделений сразу понимают, как нужно дышать, и многие из них, делая вдох, поднимают плечи. Такое дыхание ведет к крикливому пению. Хормейстер должен рассказать и наглядно показать детям, как нужно дышать. Необходимо, чтобы работали мышцы живота, а также нижние и верхние отделы грудной клетки, затем, на примере своего пения, подчеркнуть разницу в звучании голоса при правильном и неправильном дыхании. Практика показывает, что тренировать, оттачивать технику дыхания следует на музыкальном материале. Работать над дыханием необходимо на протяжении всей деятельности любого хорового коллектива.

Особое внимание в развитии вокально-хоровых навыков необходимо уделять воспитанию музыкального слуха, так как чистое интонирование - фундамент хорового пения. Начинать эту работу нужно с первых же занятий. С самого начала необходимо приучить детей к умению сосредоточиться на звучании, «слушать тишину» (неумение сосредоточиться на звучании - одна из причин фальшивого пения и даже «гудения»).

В работе с учащимися инструментальных отделений, как правило, встречаются дети с различными музыкальными задатками. Одни обладают прекрасным слухом и интонируют безупречно, у других, при регулярных хоровых занятиях, очень быстро налаживается координация между слухом и голосом. Особое место в работе занимает воспитание унисона. Это серьезная, трудная и очень важная задача, потому что хороший унисон в хоре – основа чистого многоголосного пения.

Формирование певческой деятельности у учащихся инструментальных отделений зависит не только от их индивидуальных способностей и коллективного хорового опыта, но также и от тех условий, в которых протекает деятельность. К числу таких условий относится вопрос дисциплины в хоре. Хорошее поведение на занятиях - залог будущего успеха.

В работе с детьми также обязательно нужно учитывать то обстоятельство, что им трудно долгое время усидеть на месте; они быстро устают и отключаются от учебного процесса. Поэтому необходима частая смена заданий, песен, упражнений. Не следует очень долго задерживаться на разучивании одного произведения, полезно взять другое и на новом песенном материале вырабатывать и совершенствовать те навыки, с которыми познакомились дети на примере разучивания предыдущей песни. Впоследствии можно вернуться к первому произведению и уже на более высоком музыкальном уровне доучить его.

Подобный метод является действенным средством формирования готовности к певческой деятельности, так как активизирует учебный процесс, что в свою очередь способствует интенсивному развитию вокально-хоровых навыков.

На протяжении всего курса обучения преподаватель должен следить за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков обучающихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей учащихся.

Например, такой прием, как подражание, необходим на первом этапе работы. Показ педагога - вообще очень эффективный метод работы, а на начальном этапе, когда дети склонны к подражанию, этот метод просто незаменим. Педагогу следует использовать не только метод подражания – «сделай, как я», но также спрашивать наиболее активных, способных детей, тех, кто может служить примером для подражания.

В хоровой работе с учащимися инструментальных отделений младшего возраста необходимо шире использовать привычные для детей формы деятельности, в первую очередь элементы игры, чтобы на их базе постепенно приучить певцов к новым формам деятельности. Игровые приемы очень облегчают хоровую деятельность младших школьников. Чем многообразнее будет проводиться такая работа, тем быстрее будут достигнуты результаты. Вместе с тем хормейстеру необходимо знать, что игровые моменты должны быть лишь отдельными приемами, не подменяющими суть хоровой деятельности, требующей умения преодолевать встречающиеся трудности.

Хоровое пение имеет две стороны: во-первых, это серьезное занятие, где учащиеся получают новые умения и навыки; во-вторых, это творческий процесс, в котором должны присутствовать шутка, игровые моменты (маршировка, хлопки в ладоши), игра на различных детских музыкальных инструментах, использование исполнительских красок (пение запева одной группой хора, припева - другой, чередование пения солиста и хора и т.п.), двигательная активность.

Дети приходят в хор учиться хоровому пению и получать эстетическое наслаждение от всего творческого процесса: от знакомства с новыми произведениями, исполняя их, общения с руководителем хора, со своими сверстниками.

Поэтому педагог должен обладать большим терпением и тактом в кропотливой хоровой работе, уметь находить верные слова, рождающие ассоциации с близкими и понятными ребенку явлениями, поддерживать и ободрять своих певцов, чтобы они чувствовали свою победу над трудностями.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать следующие выводы:

1. Эффективности развития всего комплекса вокально-хоровых навыков и качеств, необходимых для эмоционально-осознанного вокального интонирования и раскрытия творческого потенциала, способствует:
- комплекс педагогических условий, включающий накопление музыкально-интонационного опыта вокальной культуры учащихся в форме специальных занимательных упражнений для развития звукообразования, слуховых навыков, артикуляции, певческого дыхания;
- организация музыкально-певческой деятельности, осуществляемой в интегрировании разнообразных форм общения с искусством (пластическое интонирование и рисование средств музыкальной выразительности).

2. Предложенная модель развития вокально-хоровых навыков младших школьников на основе певческой деятельности выступает как интегрированная научно-теоретическая конструкция, включающая:
- поэтапную деятельность учащихся, способствующую постепенному накоплению вокально-хоровых навыков и проявляющуюся в обогащении музыкальных впечатлений школьника;
- технологию развития вокально-хоровых навыков, построенную на принципах целостности, синкретизма, художественности, индивидуализации и дифференциации, оптимистической перспективы;
- организацию внеклассной работы по музыкальному воспитанию младших школьников на основе авторской программы хорового класса;
Таким образом, предложенные методические рекомендации и модель способствуют усилению процессуальной стороны развития вокально-хоровых навыков и обеспечивает повышение общего уровня музыкальных знаний и певческих умений.

Приложение
Приложение 1.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
1-е упражнение «Ладошки»
Исходное положение: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю – поза экстрасенса.
Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки (делать хватательные движения).

Подряд сделать 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгнуть» 4 раза). Затем руки опустить и отряхнуть, 3-4 секунды пауза. Ещё сделать 4 коротких и шумных вдоха, и снова пауза.

Помните: активный вдох носом, пассивный выдох ртом.
Нормы: прошмыгайте носом 24 раза по 4.

В начале урока возможно лёгкое головокружение. Не пугайтесь, оно пройдёт к концу урока. Если головокружение сильное, то сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы, после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10).

2-е упражнение «Погончики»
Исходное положение: встаньте прямо. Кисти рук сжаты в кулачки и прижаты к поясу. В момент вдоха резко толкаем кулачками к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в исходное положение на уровень пояса, плечи расслаблены.
Выше пояса кисти рук не поднимать, сделать подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений.

3-е упражнение «Насос»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч.
Сделайте лёгкий поклон вперёд (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно резкий короткий вдох носом во второй половине поклона.
Вдох должен кончиться одновременно с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий вдох с пола. Возьмите в руки свёрнутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шины автомобиля. Поклоны вперёд делаются ритмично и легко, низко не наклоняйтесь, вполне достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

Помните, накачивать шину нужно в темпоритме строевого шага.
Делать подряд 16 вдохов-движений, затем отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов.

4-е упражнение «Кошечка»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола).

Делайте лёгкую, танцующую присядь и одновременно с присядью – повороты туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем, такая же присядь с поворотом влево, и, тоже короткий, резкий вдох. Вправо-влево, вдох-выдох. Выдохи уходят между вдохами сами.
Колени слегка гнутся и выпрямляются (присядь лёгкая, пружинистая, глубоко не приседать). Руки делают хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот делается только в талии. Делать подряд 32 вдоха-движения, отдых, повтор.
5-е упражнение «Обними себя»

Исходное положение: руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым объятием резко шмыгайте носом. Руки в момент объятия идут параллельно друг другу (а не крест-накрест, но какая рука сверху, а какая снизу – всё равно, руки местами не менять), широко в стороны не разводить и не напрягать.

6-е упражнение «Большой маятник»
(«насос» + «обними меня»)
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперёд – руки тянутся к полу – вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице, наклон назад – руки обнимают плечи). Вдох.
Кланяйтесь вперёд-назад, вдох с потолка. Выдохи уходят между вдохами сами.

7-е упражнение «Повороты головы»
(вправо-влево)
Исходное положение: основная стойка.Чуть-чуть покачивайте головой, как будто говорите: «Ай-ай! Как не стыдно!». Смотреть прямо, вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен быть после каждого вдоха.

8-е упражнение «Маятник головой»
(вниз-вверх)
Исходное положение: основная стойка, опустите голову вниз – вдох, поднять голову вверх – выдох. Выдох должен уходить после каждого вдоха.

9-е упражнение «Перекаты»
Исходное положение: левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус тоже, стойка на одной ноге. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие, на неё не опираться. Делаем лёгкий, танцующий присед на левой ноге (нога в колене слегка гнётся) и одновременно с приседом – вдох (после приседа левая нога мгновенно выпрямляется). Затем присядем на правую ногу – вдох. Исходное положение: правая нога впереди.

10-е упражнение «Шаги»
а) «передний шаг» (рок-н-ролл). Исходное положение: основная стойка. Поднимаем левую ногу, согнув в колене, вверх до уровня живота (от колена нога прямая, носок натянут вниз как в балете). На правой ноге в этот момент делаем лёгкий, танцующий присед и вдох. После приседа мгновенно занять исходное положение. То же с правой ногой. Норма: 3 по 32 раза.
б) «задний шаг». Исходное положение: основная стойка. Отводим левую ногу, согнутую в колене назад, как бы хлопая себя пяткой по голенищам. На правой ноге в этот момент слегка приседаем – и шумно шмыгаем. Возвращаемся в основную стойку. То же с левой ногой. 32 вдоха-движения.
с) Снова «передний шаг».

Приложение 2.
Методика распевания «Фонопедическая система» В. В. Емельянова
«Едем в зоопарк»

Упражнение 1.
- Сегодня мы с вами поедем в зоопарк. Поедем на машине. Но дорога в зоопарк заросла травой. Траву необходимо скосить.
«Косим траву» со звуком «шить», который произносится на активном выдохе. Рукой имитируем движение косаря (4-8 раз).
Данное упражнение нацелено на активизацию работы дыхательных мышц (диафрагмы).

Упражнение 2.
- Теперь дорога расчищена, надо завести нашу машину. Губы должны быть влажными. На долгом выдохе имитируем работу двигателя машины. Соревнуемся, у кого больше «бензина» в машине, т.е. дольше может работать двигатель.

Упражнение тренирует способность экономно расходовать дыхание. «Имитация звука «Р» вибрацией губ. Обратите внимание на то, чтобы имитировалась комбинация согласных «ДБР», т.е. звонких, а не глухих «ТПР». Можно предложить игру в поездку на автомобиле с изменением направления движения, подъёмом в горку, спуском и т.д., такие задания побудят детей изменять высоту и силу тона на вибрации губ. В любом случае рекомендуется добиваться звучного энергичного тона...».

Упражнение 3.
- Мы с вами приехали в зоопарк. Сколько здесь разных животных! Давайте подойдём к первой клетке. Здесь живут змеи (кобры). Кобра пока спит, но скоро проснётся.
Изображаем кобру: рука согнута в локтевом суставе (держать параллельно полу), затем «кобра» поднимается и шипит - «ш-ш-ш». Кисть руки – это голова кобры. Сначала пальцы сомкнуты в кулак, затем на звук шёпотом «а-а-а», пальцы раздвигаются, имитируя раскрытие «капюшона» кобры. Звук «Ш» должен плавно переходить в звук «А» (всё шёпотом).

Упражнение 4.
- А это – вольер с лошадками. Лошадки скачут по кругу все вместе.
Дети цокают, губы в позиции «О».
- А лошадки все разбежались.
Дети цокают на разные гласные: «Е», «У», «А».
- Снова лошадки побежали по кругу все вместе.
Дети цокают, губы в позиции «О».

Приложение 3.
Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова

Упражнение 1
Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза. Далее, каждое задание исполняется по четыре раза.

Упражнение 2
Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка, и все более далеко отстоящие поверхности. Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении. Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Упражнение 3
Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Предложите детям пощелкать всем одинаково, т.е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками.)

Упражнение 4
Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки. Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.

Приложение 4.
Координирующие интонационно–фонетические упражнения
В. В. Емельянова (сб. «Развивающие голосовые игры»)

Последовательность введения заданий мотивирована постепенностью увеличения звуковысотной и динамической нагрузки на голосовой аппарат детей. Общее направление движения – от звуков низкой тесситуры и энергетики к звукам более высокой тесситуры и энергетики. Интонационно-фонетические упражнения не предусматривают высоких энергозатрат, громких и высоких звуков. Вся работа должна строиться на соответствующих эмоциональных переживаниях детей в игровой ситуации.

№1. «Штро-бас» («Кот-воркот»)
Задание: Произнести стихотворный текст урчащим звуком без возникновения фиксированной высоты звука. Лицевые мышцы расслаблены, глаза прикрыты. Руки вытянуты вперед и согнуты в локтях. Пальцы совершают колебательные движения, передающие общее расслабление.

Приём: необычное движение.

Показатели: произвольное включение и осознание режима работы гортани – «штро-бас» – голосовых складок.
Контроль: слуховой – звучание только штро-бас-регистра. Символические действия – сопровождение произнесения текста работой пальцев рук. Формирование грудных вибрационных ощущений.

№2. «Страшная сказка»
Рот открыт круговыми движениями вперед-вниз, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щеки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица испуганное.

Задание: в таком положении произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему эмоциональную окраску испуга. Гласные включать в работу по очереди (как написано), постепенно приходя к оптимальной по фонетической близости последовательности «У-О-А-Э-Ы» (или «Ы-Э-А-О-У»). Гласные и их сочетания можно рассматривать как «псевдослова», складывающиеся в «псевдофразы». Во время проговаривания гласных и, в конкретном варианте стихотворного текста, пальцы продолжают контролировать расстояние между зубами через расслабленные мышцы щёк.

Возможен вариант сочетания абстрактного и конкретного вариантов, например: учитель – «Слушай…», дети – «У» и наоборот.

Приём: отключение управляемой мускулатуры.

Показатели: произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани – «толстого» голоса. Отключение управляемой мускулатуры. Специфическая форма рупора. Освоение оптимальной последовательности гласных – фонетической формулы, которая, возникая впервые на этом упражнении, будет постоянно использоваться в упражнениях.
Контроль: слуховой – тихий низкий звук, а не крик (ля-си малой октавы). Визуальный – произнесение гласных без участия губ и челюсти не взирая на неразборчивость стихотворного текста. Символические действия.


Категория: Блоги | Добавил: Tktyfcthuttdyf35
Просмотров: 80 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Журнал для педагогов


Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 06.12.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог