В современных динамически меняющихся условиях развития Российского образования актуальной является проблема повышения эффективности обучения, изменение ценностно-смыслового назначения образования и превращения его в технологию формирования личности нового типа. Важным компонентом системы общего образования является исследовательская деятельность, которая содействует формированию умений и навыков предметной деятельности и чувства собственного достоинства.
Особенности содержания предметов естественнонаучного цикла способствуют формированию и развитию целого ряда общенаучных компетенций у учащихся, в том числе исследовательской.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы подтверждает возрастание интереса научно-педагогического сообщества к исследовательской деятельности школьников.
Исследовательская деятельность как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися, исходя из интересов и актуальности данной проблемы.
Организация исследовательской деятельности учащихся требует грамотного подхода и решения комплекса задач, стоящих перед педагогом: учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических, психолого-педагогических.
Но, несмотря на то, что исследовательскую деятельность относят к инновационным технологиям XXI века, многие педагоги испытывают значительные трудности по внедрению этого метода в школьную практику: неуверенность в своих силах, даже порой боязнь, связанная с недостатком знаний о предметах исследования и отсутствием опыта исследовательской работы по биологии; трудности мотивирования детей к исследовательской деятельности, «погружения» их в исследовательской проект; перегруженность детей в школе.
Значение исследовательской деятельности учащихся в реализации задач биологического образования очень велико, так как она формирует представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучает специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирует и развивает умения и навыки исследовательского поиска; развивает познавательные потребности и способности, креативность учащихся.
Осуществление детьми творческого поиска, решения задач исследования способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.
Итоги исследовательской деятельности должны иметь практическое значение, чтобы ученик мог видеть связь между итогами своего исследования и решением биологических проблем.
Исследовательская работа по биологии предполагает широкое использование натуральных объектов – живых растений и животных, гербариев и фиксированного материала, микропрепаратов и лабораторного оборудования.
Один из актуальных видов исследовательской работы школьников является экологический мониторинг.
Школьный экологический мониторинг (ШЭМ) – это часть системы экологического образования, предназначенная для формирования экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на основе практической деятельности, включающей программные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности. Проведение мониторинговых исследований является самой эффективной формой экологического образования учащихся.
На основе анализа психолого-педагогической, методической и специальной литературы, выявлено современное состояние проблемы и ее отражение в школьном биологическом образовании.
Разработаны и апробированы методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на внеклассных занятиях по биологии: экологический
|