Межпредметная интеграция – вaжнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивaет взаимосвязь естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач.[1]
Образовательная область «Технология» является основой практико-ориентированной образовательной области в школе, в которой практически реализуются все знания. Основным предназначением технологии в системе общего образования является формирование технологической грамотности, технологической компетентности, исследовательской культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.[3] Умение многое делать своими руками - залог уверенности в себе.
Поэтому важнейшей особенностью уроков технологии является связь с другими предметами, такими как биология, физика, экология, химия, геометрия, черчение, география, иностранный язык, литература и другими.[2]
Как на уроках организовать образовательный процесс, формирующий и оценивающий метапредметные результаты? Каждая школа и каждый учитель самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности, условия, социальный заказ.
В своей работе, для расширения рамок традиционного обучения и формирования метапредметных результатов учащихся, применяю различные способы межпредметной интеграции: интегрированные уроки, межпредметные проекты, метапредметные проекты.
Особое внимание уделяю межпредметным проектам, которые объединять несколько предметов, и решают достаточно сложные проблемы.
Вместе с учащимися разрабатываем и реализуем межпредметные проекты по разным темам, например таким:
• «Кулинарное путешествие в (Америку, Европу, Азию)» (межпредметная связь технологии с географией, историей);
• «Режим дня и правильное питание для подростка» (межпредметная связь технологии с обществознанием, биологией и экологией);
• «Символы России» (межпредметная связь технологии (выполнить символ России) и истории) и так далее.
Такие проекты выступают в роли интегрирующих факторов, способствующих интеграции учебных предметов помогая преодолевать дробность образования. Тем самым решается педагогическая задача, способность применять на практике полученные знания по основам наук.
Особую роль, на мой взгляд, играют проекты по технологии, связанные с экологией и окружающей средой, так как вопрос сохранения природы стоит в мире очень остро, поэтому нами реализуется проект «Апсайклинг. Создадим новое из старого».
В ходе работы над этим проектом выполняются мини-проекты, связанные с решением проблем экологической направленности.
Например, мини - проект «Целлофановая фантазия». В основе проекта лежит изготовление мозаичного полотна. Для успешного выполнения проекта пришлось получить консультацию целого ряда учителей по общеобразовательным предметам – химии (раздел «Что такое полиэтилен и его свойства»), экономики, математики (экономический расчет), информатики (оформление документации), ИЗО (составление сюжета мозаики), истории (историческая справка), литературы (составление стихотворений, использование новых терминов), конечно же, технологии, а еще в ходе данного проекта был проведен целый ряд экологических исследований. В результате данных исследований, было выяснено многое о вреде полиэтилена.
Разработать идеи по вторичному применению мусора и изготовить из него интересные изделия для украшения интерьера, выяснить, как можно применить использованную упаковку в повседневной жизни, удалось в ходе реализации межпредметного творческого мини - проекта «Красота из мусора».
С большим удовольствием учащиеся принимаются за проект «Экологичная сумка в стиле шоппер». С целью уменьшить потребление пластиковых пакетов, заменив на их шоппер, ребята получают знания из различных школьных предметов, таких как география, химия, история, математика и другие.
Я предлагаю выполнять шопперы из старых джинсовых вещей. Ведь практически у каждого имеется вещи из джинсовой ткани. Одежда из джинсы отличается высокой износостойкостью, прочностью, и кажется, что ей нет сноса. Но со временем, в каждом доме складываются на дальнюю полку джинсовые изделия, которые стали малы, или вышли из моды, при этом оставаясь вполне в приличном виде. Проблема переработки текстиля встает перед жителями Земли, поэтому так важно не выбрасывать вещи из джинсы, а давать им новую жизнь.
Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам, формируются метапредметные результаты учащихся.
Список использованных источников и литературы
1. Деревенцова С.И. Межпредметные связи на уроках технологии / Деревенцова С.И. [Электронный ресурс] // Мультиурок : [сайт].
2. Муленко Ю. Связь уроков технологии с другими предметами учебного цикла / Муленко Ю. [Электронный ресурс] // Цикл : [сайт].
3. Скубак, В. Л., Плеханова, Г. И., Плеханова, Т. А. Роль уроков технологии в профессиональном самоопределении личности / В. Л. Скубак, Г. И. Плеханова, Т. А. Плеханова [Текст] // Наука, образование, общество: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2020 г. — Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2020. — С. 119-120.
|