Помощь в организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
В последнее время очень часто в начальной школе говорят о проектной деятельности, проводятся различные конкурсы исследовательских работ, многие из них сейчас проводятся дистанционно. В дистанционном формате есть свои плюсы, расширяются границы проводимых конкурсов, появляется возможность выйти на международный уровень, не выходя из дома.
Многие педагоги испытывают страх перед участием в таких конкурсах. У многих возникает вопрос: «А смогу ли я? Хватит ли мне опыта, смогу ли заинтересовать ребенка и помочь ему выбрать ту или иную тему, подготовить проект и защитить его?» Вопросы очень распространенные и требуют детального рассмотрения.
У меня, также как и у сотен таких педагогов тоже было немало сомнений, поэтому для себя я решила более детально рассмотреть этот вопрос, чтобы в дальнейшем создать некий «алгоритм» , который поможет мне и другим педагогам подготовиться к проектам и исследовательской работе. Очень часто в образовании слова «проектная» и «исследовательская» деятельность употребляется как синонимы. Но тем не менее между ними есть существенная разница. Исследование - самостоятельная поисковая деятельность, а проектирование – деятельность строго по плану. В настоящем мире ребенка следует обучать как к поиску истины, так и проектированию.
Для того, чтобы развить у младшего школьника навыки исследования, важно понимать, что исследования и наблюдения должны быть систематическим, цель работы - четко сформулирована и посильна для достижения. При этом надо обязательно учитывать общее развитие школьника, имеющийся у него запас знаний и умений. Выполняя самостоятельную работу, ученик обязательно должен вести дневник и на основании полученных данных делать выводы. Я всегда начинаю работу над исследовательской и проектной деятельностью во 2-ом классе. В 1-ом классе делаю упор на развитие умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности , стараюсь привить интерес к познавательной деятельности. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.
В рамках традиционных учебных занятий использую:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
В подготовке к исследовательской и проектной деятельности очень хорошим подспорьем является тетрадь А.И. Савенкова «Я – исследователь».
В ней очень четко и грамотно показаны все этапы над проектом и исследованием. Постепенно ,выполняя предложенные в тетради задания, вы сможете освоить основные приемы проведения исследований.
В обучении методике можно выявить несколько этапов:
- выбор темы, формулировка цели исследования, формулирование гипотезы;
- сбор данных об объекте исследования, приемах и методах работы;
- составление плана, проектирование эксперимента;
- создание условий для достижения поставленной цели;
- регистрация за ходом работы и наблюдениями;
- анализ результатов наблюдений и формулировка выводов;
- корректировка плана и написание выводов;
- литературное оформление работы;
Первым этапом в работе ученика будет выбор темы, если возникают трудности, можно задать себе вопросы : «Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я занимаюсь в свободное время? Какие предметы мне интересны более всего?» и т.д. Какими могут быть темы исследования:
- фантастические
- экспериментальные
- теоретические
Вторым этапом, после того, как ребенок определился с темой работы, он ставит цели и определяет задачи исследования. Задачи всегда уточняют цель, а цель указывает общее направление работы, задачи описывают основные шаги.
Как только сформулирована цель и поставлены задачи, выдвигается гипотеза – предположение, рассуждение, догадка еще не доказанная и не подтвержденная. Возможно, гипотез будет несколько.
Третьим этапом будет являться составление плана работы. Для того, чтобы составить план, необходимо ответить себе на вопрос: «Как мы сможем узнать об этом что-то новое?»
Какими могут быть доступные методы исследования:
- подумать самостоятельно
- посмотреть книги о том, что исследуешь
- спросить у взрослых
- посмотреть научные фильмы по своей теме
- обратиться к сети Интернет
- понаблюдать
- провести эксперимент
На каждый из методов стоит дать письменный ответ.
Следующим, пятым, этапом работы будет подготовка к защите. Необходимо кратко изложить на бумаге самое главное. Что для этого потребуется:
1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
2. Классифицировать основные предметы, характеристики и т.д.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Выстроить по порядку основные идеи.
5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
6. Сделать выводы.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
8. Подготовить текст сообщения.
9. Составление списка литературы.
10. Приготовить презентацию.
11. Подготовиться к ответам на вопросы.
Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся: немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой-нибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении; для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной роботы.
Список используемой литературы:
1. С12 Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд.,
исправл. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005 — 32 с.: ил.
ISBN 5-9507-0239-5
2. Савенков А.И., Обухов А.С. Методические рекомендации по подготовке
к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов
дошкольников и младших школьников «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» / Под ред.
А.С. Обухова. – Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Библиотека журнала:
«Исследователь/ Researcher», 2018
|