Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Организация проектной деятельности

СКАЧАТЬ (20.5 Kb) 21.02.2022, 14:45
Корнилова Екатерина Петровна
учитель начальных классов, МБОУ "Губернаторский лицей" №101 города Ульяновска

 
Помощь в организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
В последнее время очень часто в начальной школе говорят о проектной деятельности, проводятся различные конкурсы исследовательских работ, многие из них сейчас проводятся дистанционно. В дистанционном формате есть свои плюсы, расширяются границы проводимых конкурсов, появляется возможность выйти на международный уровень, не выходя из дома.

Многие педагоги испытывают страх перед участием в таких конкурсах. У многих возникает вопрос: «А смогу ли я? Хватит ли мне опыта, смогу ли заинтересовать ребенка и помочь ему выбрать ту или иную тему, подготовить проект и защитить его?» Вопросы очень распространенные и требуют детального рассмотрения.

У меня, также как и у сотен таких педагогов тоже было немало сомнений, поэтому для себя я решила более детально рассмотреть этот вопрос, чтобы в дальнейшем создать некий «алгоритм» , который поможет мне и другим педагогам подготовиться к проектам и исследовательской работе. Очень часто в образовании слова «проектная» и «исследовательская» деятельность употребляется как синонимы. Но тем не менее между ними есть существенная разница. Исследование - самостоятельная поисковая деятельность, а проектирование – деятельность строго по плану. В настоящем мире ребенка следует обучать как к поиску истины, так и проектированию.

Для того, чтобы развить у младшего школьника навыки исследования, важно понимать, что исследования и наблюдения должны быть систематическим, цель работы - четко сформулирована и посильна для достижения. При этом надо обязательно учитывать общее развитие школьника, имеющийся у него запас знаний и умений. Выполняя самостоятельную работу, ученик обязательно должен вести дневник и на основании полученных данных делать выводы. Я всегда начинаю работу над исследовательской и проектной деятельностью во 2-ом классе. В 1-ом классе делаю упор на развитие умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности , стараюсь привить интерес к познавательной деятельности. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

В рамках традиционных учебных занятий использую:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

В подготовке к исследовательской и проектной деятельности очень хорошим подспорьем является тетрадь А.И. Савенкова «Я – исследователь».

В ней очень четко и грамотно показаны все этапы над проектом и исследованием. Постепенно ,выполняя предложенные в тетради задания, вы сможете освоить основные приемы проведения исследований.

В обучении методике можно выявить несколько этапов:
- выбор темы, формулировка цели исследования, формулирование гипотезы;
- сбор данных об объекте исследования, приемах и методах работы;
- составление плана, проектирование эксперимента;
- создание условий для достижения поставленной цели;
- регистрация за ходом работы и наблюдениями;
- анализ результатов наблюдений и формулировка выводов;
- корректировка плана и написание выводов;
- литературное оформление работы;

Первым этапом в работе ученика будет выбор темы, если возникают трудности, можно задать себе вопросы : «Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я занимаюсь в свободное время? Какие предметы мне интересны более всего?» и т.д. Какими могут быть темы исследования:
- фантастические
- экспериментальные
- теоретические

Вторым этапом, после того, как ребенок определился с темой работы, он ставит цели и определяет задачи исследования. Задачи всегда уточняют цель, а цель указывает общее направление работы, задачи описывают основные шаги.

Как только сформулирована цель и поставлены задачи, выдвигается гипотеза – предположение, рассуждение, догадка еще не доказанная и не подтвержденная. Возможно, гипотез будет несколько.

Третьим этапом будет являться составление плана работы. Для того, чтобы составить план, необходимо ответить себе на вопрос: «Как мы сможем узнать об этом что-то новое?»

Какими могут быть доступные методы исследования:
- подумать самостоятельно
- посмотреть книги о том, что исследуешь
- спросить у взрослых
- посмотреть научные фильмы по своей теме
- обратиться к сети Интернет
- понаблюдать
- провести эксперимент

На каждый из методов стоит дать письменный ответ.
Следующим, пятым, этапом работы будет подготовка к защите. Необходимо кратко изложить на бумаге самое главное. Что для этого потребуется:
1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
2. Классифицировать основные предметы, характеристики и т.д.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Выстроить по порядку основные идеи.
5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
6. Сделать выводы.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
8. Подготовить текст сообщения.
9. Составление списка литературы.
10. Приготовить презентацию.
11. Подготовиться к ответам на вопросы.

Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся: немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой-нибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении; для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной роботы.

Список используемой литературы:
1. С12 Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд.,
исправл. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005 — 32 с.: ил.
ISBN 5-9507-0239-5
2. Савенков А.И., Обухов А.С. Методические рекомендации по подготовке
к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов
дошкольников и младших школьников «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» / Под ред.
А.С. Обухова. – Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Библиотека журнала:
«Исследователь/ Researcher», 2018


Категория: Блоги | Добавил: kornilowacat
Просмотров: 277 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог