В каком возрасте ребенок может выбрать будущую профессию? Этот вопрос обычно возникает в старших классах при выборе профиля образования. Часто это становится большой проблемой. Поэтому начинать готовить ребенка к нему необходимо уже в дошкольном возрасте. Ранняя профориентация дошкольников помогает развить у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, дать возможность в игровой форме проявить свои силы и умения в различных видах деятельности и профессий. На занятиях детского объединения «Азбука творчества» у детей формируются позитивные установки к труду и творчеству, желание трудиться. Дети своими руками создают поделки из различных материалов, учатся ответственно относиться к начатому делу. В процессе работы формируются нравственно-волевые качества. Осуществляется воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других, полученному результату. Комфортный психологический микроклимат в детском объединении служит установкой положительного отношения к трудовой деятельности, сверстникам и самому себе. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, учитывать интересы других, сопереживать и радоваться успехам других. Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то вся работа по обучению в детском объединении строится на основе игровых методов и приемов. Во время бесед по ознакомлению с профессиями и трудом взрослых широко используются знакомые детям игровые персонажи, куклы, игрушки, отрывки произведений детской литературы. Наглядность, так же широко применяется на занятиях. Ребенок мыслит образами. Нагляднообразное мышление, преобладающее в дошкольном возрасте, помогает представить себе что-либо зрительно. Поэтому на занятиях широко применяются картинки и иллюстрации трудовых действий людей разных профессий, видеоролики, альбомы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кто работает в больнице?», «В магазине», «Военные специальности», «Космонавты» и т. д. Игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Такая форма занятия как занятие-игра помогает воспроизведению детьми взрослого мира. Они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, берут на себя их роли, и выполняют его в созданной игровой обстановке. Педагог не берет руководящую, ведущую роль, а является рядовым участником, однако способствует созданию ситуаций, требующих применения определенных знаний и умений, применения поисковой деятельности. Это способствует развитию интереса к различным профессиям. Например, в процессе игры – занятия «Юные пешеходы», дети закрепляют знания о правилах дорожного движения, профессиях полицейский, водитель, регулировщик, дорожный работник и др. Настольно-печатные игры «Все профессии нужны, выбирай на вкус», «Кому что нужно?» помогают ребятам систематизировать знания о ряде профессий и подобрать нужные атрибуты каждому работнику, помогают активизации словарного запаса детей. Дошкольники детского объединения «Азбука творчества» к концу второго года обучения имеют достаточный уровень представлений о разнообразных профессиях и трудовых функциях. Дети знают не только традиционные, но и современные специальности: программист, менеджер, спасатель и т.д.
Игровая деятельность эмоциональнонасыщена, доставляет радость и удовлетворение ребенку, поэтому является стимулом для освоения новых и закрепления ранее приобретенных знаний о профессиях. Игра – это основной проводник для детей старшего дошкольного возраста в мир профессий взрослых. Ежегодно в мае мы проводим совместное с родителями тематическое конкурсно-игровое занятие «Кем быть?». Родители заранее помогают детям составить рассказ, оформить на слайде страничку с фотографией места работы. Каждый ребенок рассказывает о профессии своих родителей, бабушек и дедушек. Мы проводим совместные игры и конкурсы, отгадываем загадки, вспоминаем пословицы и поговорки о труде. В заключении составляем коллективную презентацию «Родословная профессий». Такие мероприятия помогают детям углубленно изучить профессии через профессии своих родителей. Это способствует пониманию значимости и ценности труда. Каждый мечтает обрести в жизни любимое дело, а ранняя профориентация в дошкольном детстве - это первая ступень к правильному выбору профессии.
|