По программе «Окружающий мир» УМК «Школа России» (А. А. Плешаков) с 1 по 3 класс всего ученикам предлагается выполнить 16 проектов, в 4 классе эта работа сводится к самостоятельному выбору тем проектов детьми и работе над ними (в течение года ребенок должен сделать и защитить 2 любых проекта). Тематика проектов по классам очень интересная и разнообразная.
В течение 1 класса мои обучающиеся выполнили проекты «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».
Проектная деятельность первоклассников в целом была направлена на развитие умений и навыков проектирования, а также привитие интереса к познавательной деятельности и расширению кругозора. Она носила в основном творческий характер: дети создавали рисунки, поделки, под руководством учителя готовили устные рассказы, презентации, сообщения. Проекты выполнялись учениками в рабочих тетрадях либо на листе формата А4. В первом полугодии работы обучающихся состояли в основном из рисунка или фотографии с подписями, а во втором полугодии уже сопровождались небольшим текстом. На занятиях ребята приобретали опыт по созданию индивидуальных и групповых мини-проектов.
При подготовке индивидуального проекта и его презентации большую помощь оказывали родители: они помогали детям подобрать интересную информацию, оформить работу и подготовить устное выступление ребенка.
В 1 классе мною были разработаны и проведены 4 урока-проекта. План одного из них на тему «Моя семья» размещен на сайте
Проект на тему «Мой класс и моя школа» больше всего заинтересовал первоклассников: в процессе работы над проектом ребята посетили музей школы, посмотрели видеофильм об истории и знаменитых выпускниках и, на основании полученной информации и собственных впечатлений о школе дети выполнили индивидуальные проекты.
Во 2 классе обучающиеся выполнили проекты на тему: «Родной город», «Красная книга. Возьмем под защиту», «Профессии», «Моя родословная», «Города России», «Страны мира».
Уровень знаний второклассников за год существенно возрос и соответственно расширились их возможности при работе над проектами. Ребята (под руководством взрослых и самостоятельно) осваивали поиск и отбор нужной информации по теме проекта из разных источников, учились планированию работы и оцениванию результатов своего труда. Проекты ученики также выполняли на листе формата А4 или в рабочей тетради. Это были проекты с пояснениями (дети составляли и прописывали план своей работы, указывали какая и кем была оказана помощь и кому выражается благодарность).
Работа с второклассниками по проектной деятельности носит уже осмысленный характер. В ходе групповых или коллективных проектов с учениками были созданы общие «продукты» в виде сборников, мини-книжек, презентации группового (коллективного проекта) и других.
В ходе изучения программного материала учебного предмета «Окружающий мир» отдельные темы у второклассников вызвали наибольший интерес. Для активизации обучающихся и повышения у них познавательного интереса совместно с детьми было решено выполнить 2 совместных дополнительных проекта.
1 проект был выполнен в рамках темы «Неживая и живая природа».
Работа по данному проекту была организована в группах (по желанию учеников) и осуществлялась по плану:
1. Самостоятельное составление загадок на темы «Неживая природа» и «Живая природа».
2. Проведение в классе Викторины по отгадыванию загадок, составленных ребятами и выбор наиболее удачных.
3. Оформление Сборников загадок «Неживая природа» и «Живая природа».
4. Презентация готового «продукта».
В результате работы над проектом обучающимися под моим руководством было создано 2 «продукта»: Сборник загадок «Неживая природа» и Сборник загадок «Живая природа»
Презентация готовых «продуктов» была представлена учениками в своем классе, а затем во всех первых и вторых классах школы. Слушателям очень понравились сочиненные учениками загадки, которые они с удовольствием отгадывали. После презентации Сборники были подарены каждому классу на память.
2 проект сделан учениками в рамках темы «Про кошек и собак».
Похожий по тематике проект «Мой любимый питомец» обучающиеся делали в 1 классе, но данная работа сводилась только к размещению фотографии питомца и кратком рассказе о нем. Цель проекта во 2 классе была наиболее сложная: с помощью наблюдения за своим питомцем необходимо было узнать, как можно больше о нем и определить его индивидуальность. Данный вид проекта – индивидуальный, но некоторые задания ребята выполняли и в группах. Распределение по группам было связано с разновидностью проживаемых дома животных (в 1 и 2 группу вошли дети, у которых живут кошки, в 3 группу - собаки, в 4 – другие животные. В 5 группу были определены ребята, у которых дома нет животных.).
Работа проходила по следующему плану:
1. Анкетирование учеников 2а класса на наличие у них домашнего питомца и его вида (это задание выполняли дети из 5 группы: они провели опрос, проанализировали результаты и представили их одноклассникам).
2. Изучить литературу и узнать больше о своем животном (индивидуально).
2. Провести наблюдение за своим животным, выявить его особенности, повадки, привычки и характер (индивидуально).
3. Презентовать свою работу в классе и оформить общий проект (по видам животных).
В итоге обучающимися были созданы такие проекты:
«Собаки – наши лучшие друзья!»
«Кошки – наши любимые питомцы»
«Кошки – наши пушистые друзья»
«Черепахи - наши любимые питомцы»
В результате работы над данными проектами второклассники научились наблюдать и «видеть» особенности своего питомца, приобрели исследовательский опыт, научились собирать и анализировать информацию, формулировать выводы по проекту и оформлять его.
Тематика программных проектов в 3 классе представлена темами: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Выполнение данных проектов требует от обучающихся сформированных умений и навыков, приобретенных ими в 1-2 классах.
Алгоритм работы над проектами у третьеклассников значительно меняется: после выбора темы, я предлагаю ученикам самостоятельно изучить различные источники, найти информацию по заданной теме и подготовить презентацию своего проекта. Работа обучающихся в 3 классе была больше ориентирована на коллективное обобщение результатов индивидуальной (групповой) работы и на создание «портфолио класса», куда каждый участник или группа вносят свой вклад.
Самым интересным проектом, выполненный обучающимися в 3 классе оказался проект «Школа кулинаров». Он понравился ученикам больше всего, так как наряду с теоретическим поиском нужной информации присутствовала и практическая общественно-полезная деятельность не только для ребенка, но и семьи в целом.
Работа над проектом содержала следующие этапы:
1. Узнать из разных источников информацию о полезных продуктах.
2. Найти полезные и вкусные рецепты.
3. Приготовить блюдо по рецепту и рассказать о нем одноклассникам.
4. Оформить свой рецепт в виде 1 слайда презентации.
Часть проекта дети выполнили индивидуально, затем, объединив свои рецепты создали общий «продукт» в виде презентации «Кулинарная книга полезных рецептов 3а класса».
В 4 классе обучающимся дается возможность выбрать для работы два любых проекта по разделам: «Природные зоны России» «Страницы истории России» «Великая Отечественная война и её герои» «Путешествие по России» и выполнить их. Презентацию проекта ученики осуществляют по мере завершения всей работы.
На всех этапах, от выбора темы до презентации результатов, дети имеют возможность проявить самостоятельность и творчески использовать приобретенный ранее опыт. В основном ученики выполняют индивидуальные проекты, которые носят не только информационный, но и исследовательский характер. Помощь в разработке, выполнении проекта и его презентации (от начала до конца) осуществляю я: не делаю проект за ребенка, а лишь консультирую, подсказываю, направляю, корректирую его работу.
Для удобства организации и планирования работы над проектами мною разработан чек-лист, который успешно используется всеми участниками проектной и исследовательской деятельности (педагогом, детьми, родителями).
Он представлен в виде таблицы. Его структура отражает основные этапы работы, запланированные мероприятия, определение сроков, отслеживание результатов выполнения/невыполнения отдельных пунктов и др. В случае объективных причин сдвига сроков или невыполнения каких-либо мероприятий, в чек-лист вносится корректировка по датам. Он заполняется детьми и родителями совместно с педагогом, все спланированные мероприятия и сроки обсуждаются и согласуются. Отслеживание выполненных работ также осуществляется совместно по данному чеку-листу.
«Методические рекомендации по организации работы младших школьников над исследовательскими проектами с помощью чек-листа» опубликованы на сайте педагогического сообщества «УРОК.РФ»
С помощью проектной деятельности расширяются рамки учебника, прослеживается связь между различными школьными предметами что способствует формированию у обучающихся ключевых естественнонаучных компетенций и повышению познавательного интереса.
Информация с ссылками во вложении.
|