Что это такое? Перевернутый класс – это педагогическая модель смешанного обучения, в которой учащиеся знакомятся с новым материалом самостоятельно, а на уроке отрабатывают полученные знания.
Традиционное домашнее задание они выполняют на следующий день в классе. Учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов и т. д. На учебном занятии организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений. Учитель из источника знаний становится координатором учебного процесса, а ученик из потребителя становится активным участником образовательного процесса.
Не существует единой модели перевернутого обучения - термин широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на изучении предварительно подготовленного учителем учебного материала с последующим обсуждением его непосредственно в классе.
Зачем это нужно?
Появление большого количества цифровых средств и веб-инструментов указывают на необходимость изменения учебной ситуации. Что сделает современный ученик, узнав, что требуется переписать информацию, записанную на доске или слайде? Конечно, сфотографирует или попросит распечатать, опубликовать эту презентацию или попросту не станет ее переписывать.
Обратим внимание на качества и умения, необходимые человеку в жизни, в работе и в учебе: творческий подход и новаторство, критическое мышление и способность решать проблемы, коммуникабельность и сотрудничество, медиа грамотность, грамотность в области информации, коммуникации и технологии ИКТ, гибкость и способность к адаптации, инициативность и самостоятельность, продуктивность и вовлеченность, лидерство и ответственность.
Сравним между собой традиционный и “перевернутый” подходы к обучению по нескольким критериям: роль ученика, роль учителя, роль ИКТ в учебном процессе, используемые методы и построение урока.
|
Традиционный подход |
"Перевернутый" подход |
Ученик |
Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”. |
Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение. |
Учитель |
Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся. |
Конструирование учебной ситуации, формирование у учащихся ответственности за обучение, доверительное отношение. |
ИКТ |
Использование технологий и веб-инструментов в обучении. |
Изменение методов и форм работы посредством ИКТ. |
Методы |
Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ребёнку. |
Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход. |
Построение урока |
В учебном классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы, выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку. |
Учащиеся самостоятельно изучают новую тему по учебнику или на онлайн-платформе. В классе происходит закрепление материала и работа с ним. |
Подготовка перевернутого урока для учителя включает следующие этапы: разработка сценария перевернутого урока, выбор программных и технических ресурсов для организации обучения, создание тестов, контрольных заданий, практикума, подготовка (подбор или создание) виртуальной образовательной среды (видео-уроков, презентаций, интерактивных заданий на образовательных платформах) и других материалов.
План урока
Тема: многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных
Форма проведения: экскурсия
Цели: выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой, увидеть многообразие растений и животных, воспитывать в себе бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.
Дети делятся на две группы. Каждой группе выдаются маршрутные листы. Одна группа идет по маршруту - периметр пришкольного участка. Другая – цветники пришкольного участка.
На каждом этапе маршрута учащиеся знакомятся с видами растений и животных, живущих здесь. Выделяют особенности в строении, окраске животных и растений. Выясняют, как эти особенности помогают приспособиться к условиям жизни. Рассматривают многообразие форм и расцветок плодов и семян. Отмечают особенности поведения животных.
Во время движения по маршруту нужно использовать каждую минуту для развития воображения детей. Чтобы время в пути не было потеряно, можно дать учащимся задания:
- найти самые старые и самые молодые растения
- предложить сосчитать, сколько птиц (насекомых) встретят учащиеся по пути.
В ходе экскурсии учащиеся работают над следующими заданиями:
- Какие растения встретились вам во время экскурсии, каких животных увидели?
- Какие признаки во внешнем виде растений и поведении животных указывают на наступление осени?
- Рассмотрите плоды и семена. Выделите их особенности и способы распространения.
- Выясните, у каких растений листья опадают раньше, у каких позже.
Развитие умений самостоятельной работы является практически основной целью обучения. Ведь самостоятельность – одно из главных качеств учащихся и важнейшее условие их обучения. Очевидно, что чем выше уровень самостоятельности учеников, тем эффективнее их продвижение в учебной деятельности.
Таким образом, технология «перевернутое обучение» мотивирует учеников на самостоятельную деятельность, что в свою очередь, способствует формированию самостоятельности.
|