МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«Школа–интернат №18»
МКОУ «Ш-И №18»
Россия, 652471, город Анжеро-Судженск, Кемеровская область, ул. Прокопьевская, 18А
тел. (8-384-53) 4-13-89; 4-14-57 Е-mail: аnschool18@mail.ru
«Организация слухоречевой среды детей со слуховой депривацией на общеобразовательных уроках».
Выполнила
учитель русского
языка и литературы
Сопрунова Н.А
Основными коррекционными задачами учителей- предметников при проведении общеобразовательных уроков является накопление словаря, развитие речи, формирование грамматического строя языка, контроль за реализацией произносительных возможностей учащихся, включение слухового восприятия в учебный процесс, повышение коммуникативной функции речи. Работа по развитию речи ведется на всех общеобразовательных уроках.
Слайд 2
Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников.
Обучить ребёнка со слуховой депривацией устной и письменной речи – значит, прежде всего, вооружить его средством повседневного контакта с окружающими.
Вместе с тем хорошее, прочное усвоение и развитие речи позволяет неслышащему ребёнку опираться на неё в процессе мышления.
Слайд 3 Специальная дидактика разработала специфические принципы обучения глухих детей.( они представлены на слайде ) Они находятся в тесном взаимодействии и представляют собой систему руководящих положений, которые определяют процесс обучения глухих учащихся
Слайд 4
Коррекционная работа на общеобразовательных уроках
Общеобразовательный урок является основной формой организации учебной деятельности в образовательных учреждениях, в ходе которого, предусматривается проведение работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Для успешного обучения детей с нарушениями слуха языку, развития его речи необходима совокупность условий, которые, с одной стороны, способствуют развитию желания пользоваться словесной речью, а с другой – обеспечивают: практику в ней, закрепление полученных в классе знаний и навыков .
В начале каждого урока я провожу фонетическую зарядку.
Слайд 5
Материалом фонетических зарядок служат слоги, слова, словосочетания и фразы, которые используются на данном уроке.
Содержанием фонетической зарядки может быть любая сторона произношения:
- работа над речевым дыханием («Будем говорить на одном выдохе»)
- работа над голосом («Будем говорить тихо ,громко.
- работа над звуками в слогах, словах, фразах.
Фонетическая зарядка в 11 классе .Урок географии
Слайд 6 Видео
Далее я провожу речевую минутку.
Слайд 7
Основной задачей речевых минуток является закрепление в устной речи учащихся ранее усвоенных произносительных навыков, из совершенствование и предупреждение распада, закрепление вновь приобретенных навыков
При отборе материала я учитываю и привлекаю:
-материал, повторяющийся из урока в урок, который знаком учащимся, типа:
Слайд 8
-фразы, связанные с организацией урока, типа:
Слайд 9
-сообщение целевых установок типа:
На каждом уроке очень важен контроль за произношением учащихся. Все ошибки в произношении, которые допускаются учащимися на уроках, должны быть немедленно исправлены ( по ходу урока). В ходе урока даю ученику установку перед ответом:
«Говори хорошо. Старайся»,
«Говори правильно».
Подобные установки настраивают ученика, заставляют мобилизовать свои умения и навыки устной речи. Очень важно поддержать ребёнка, одобрить его, положительно оценить его успех:
«Молодец! Говорил хорошо»
Если ученик говорит хуже своих возможностей, небрежно, делаю ему соответствующее замечание
«Скажи правильно. Повтори»,
«Послушай как надо. Повтори»,
Слайд 10 Подробнее хочу остановиться на проведении словарной работы на своих уроках.
Мы с вами знаем о механизме восприятия и воспроизведения речи, что каждое новое слово включает в себя три блока (которые представлены на слайде)
Предлагаемые на уроках новые слова и термины представляю в графическом виде- пишу на доске, подготавливаю таблички, ставлю знаки словесного ударения и орфоэпии. Даю образец правильного произнесения.
Так слово вулкан будет связано со словами горы, опасность, дым, извержение, извергаться, но никогда со словами конфета, сладко, приятно.
Если слово не усвоено на всех вышеуказанных уровнях, то оно вообще «улетит из головы». Неправильно произнесённое слово совсем не воспринимается в дальнейшем и ведёт у слышащих к переспросам, а у неслышащих - к непониманию чайка-чайник. Значит, мы должны его правильно произнести, соблюдая ударение и правила орфоэпии, написать, продактилировать, заключить во фразу (текст), мотивировать учащихся к неоднократному произнесению (чтобы налип на язык) и сформировать смысл, понятие, а затем его употребить в различных коммуникативных ситуациях.
Посмотрите, на картине изображение вулкана. По схеме расскажите о строении вулкана. Вулкан опасен для людей. Учёные занимаются изучением вулканов. Какое впечатление на вас произвело извержение вулкана?
Слайд 11
Особое внимание уделяю закреплению и уточнению умений давать краткие и полные ответы на вопросы и просьбы. Важно, чтобы дети поняли, что на один и тот же вопрос можно ответить по-разному в зависимости от ситуации.
Слайд 12
Вопросы бывают:
Полные: Какая сегодня погода?
Краткие: Какая погода? Сегодня холодно?
В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания, а также технологии проведения урока.
Слайд 13
Использую на своих уроках компьютерные технологии.
Использование информационно-коммуникационных технологий приобретает особое значение в системе обучения и социальной реабилитации глухих и слабослышащих детей со свойственными ими коммуникативными ограничениями. У наших учащихся зрительное восприятие информации приобретает ведущую роль.
Компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования программы, уровень развития устной речи детей, индивидуальные особенности и возможности ребенка. Информационные технологии позволяют довольно быстро создать требуемый объем дидактического материала, при этом педагог может сам задавать уровень сложности заданий, лексический материал, который при этом будет уточняться и закрепляться, на деле реализовывать индивидуальный подход к ребенку, учитывая зону его ближайшего развития
Работа по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках способствует закреплению фраз, развивает разговорную речь, обогащает словарный запас, создаёт дополнительные возможности для овладения сложными синтаксическими конструкциями. В процессе формирования и развития речи учащихся важная роль принадлежит педагогу , поэтому нужно сделать так, чтобы ребенок захотел общаться словесной речью, а для этого обеспечить для него речевую практику.
Слайд 14 Спасибо за внимание
|