Сегодня: 30.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Организация внеурочных занятий, направленных на формирование медиабезопасности младших школьников

СКАЧАТЬ (22.3 Kb) 04.12.2023, 10:51
Дворянинова Ирина Владимировна
студент, ГАПОУ СО НТПК №1
Авторы:
Дворянинова Ирина Владимировна
Ершова Галина Алексеевна
ГАПОУ СО НТПК №1
4 курс
Специальность: 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Современный этап жизни общества, связанный с глобализацией информационного пространства, создает новые проблемы для развития личности. В социальном пространстве информация распространяется быстро благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. Изменения духовной сферы общества в форме искаженных нравственных норм и критериев, не адекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентации и ценностей, влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни.

Ключевые слова:
  • Медиабезопасность.
  • Интернет-пространство.
  • Онлайн-мир.
  • Младший школьный возраст.
  • Внеурочная деятельность.
Медиабезопасность личности – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, проявляющееся в умении выявлять и идентифицировать угрозы информационного воздействия и умении скомпенсировать негативные эффекты информационного воздействия. В настоящее время медиабезопасное поведение личности  позиционируется как один из базовых навыков XXI века.
Исходя их этого, возникает необходимость обучения основам медиабезопасности уже в начальной школе, так как ребенок в этом возрасте его уже осваивает и является уязвимым, для всех деструктивных воздействий в силу психологических и возрастных особенностей.
Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, и младшие школьники тоже активно его используют для обучения, развлечений и общения. Однако, вместе с преимуществами онлайн-мира, существуют и опасности, которые могут влиять на медиабезопасность детей. В данной статье мы рассмотрим важность обеспечения безопасности младших школьников в интернет-пространстве и предложим некоторые меры для достижения этой цели.
Прежде всего, нужно понимать, что интеграция в интернет-пространство требует от детей знания правил безопасного поведения. Для этого родители и учителя могут проводить специальные уроки и беседы о том, как использовать интернет безопасно. Важно объяснить детям о существующих угрозах, таких как нежелательные контакты, кибербуллинг и доступ к неподходящему контенту.
Создание безопасной интернет-среды для младших школьников начинается с выбора подходящих веб-ресурсов. Родители и учителя должны помочь детям разобраться, какие сайты и приложения безопасны, и ограничить доступ к потенциально опасным или неподходящим материалам. Кроме того, следует использовать программное обеспечение, которое блокирует нежелательные сайты и контент.
Важно также научить детей основам цифровой грамотности. Они должны уметь отличать правдивую информацию от ложной, а также понимать основы защиты личной информации. Проведение уроков о цифровой грамотности поможет детям развить критическое мышление и уберечься от мошенничества и других онлайн-угроз.
Не менее важным является обеспечение психологической безопасности ребенка в интернете. Дети часто становятся жертвами кибербуллинга или неприятных комментариев в социальных сетях. Для предотвращения таких ситуаций, необходимо учить детей быть толерантными и доброжелательными онлайн, а также рассказывать о том, как правильно реагировать на негативные ситуации.
Обеспечение медиабезопасности младших школьников в интернете является важным вопросом, требующим внимания и действий. Родители и учителя должны работать совместно, чтобы обеспечить безопасность детей в онлайн-мире. Это включает в себя обучение правилам безопасного поведения, выбор безопасных веб-ресурсов, надзор со стороны взрослых, развитие цифровой грамотности и психологическую поддержку детей. Только таким образом мы сможем создать безопасную и позитивную интернет-среду для наших детей.
В ходе реализации практической части при сдаче курсовой работы было проведено внеурочное занятие по теме исследования, что позволило сделать полную психолого-педагогическую характеристику класса и провести анализ результатов, в котором проводилась данная работа.

Анализ результатов проведения внеурочного занятия по медиабезопасности  в 1 «В» классе:
В ходе практики пробных уроков было  проведено внеурочное занятие 1 «В» классе. Количество обучающихся присутствующих на занятии 29.
Тема занятия: «Медиабезопасность: зависимость от компьютерных игр».
Направление внеурочной деятельности: социальное, общеинтеллектуальное.
Форма внеурочного занятия: эвристическая беседа с элементами игры.
Цель: формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомство с основами безопасности в сети интернет и повышение уровня цифровой грамотности.
Задачи:
1.      Познакомить с понятием медиабезопасность и рассказать об опасностях в интернете посредством видеороликов;
2.      Выявить причины зависимости в компьютерных играх;
3.      Развивать речь детей, учить вырабатывать свое мнение, аргументированно его выражать и уважать мнение товарищей, учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоение понятий «медиабезопасность» (безопасность в интернете), «зависимость от компьютерных игр»; знание причин зависимости в интернете, так же возможных причин опасности в интернете; овладение предметными умениями: понимание и правильное использование термина «медиабезопасность»; представление о роли безопасности в интернете в жизни.
Личностные: освоение роли пользователя цифровых ресурсов и сервисов; развитие ответственности и самостоятельности на основе безопасного поведения в сети; овладение навыками адаптации в условия развития информационно-коммуникативных технологий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные результаты:
Познавательные: использование сбора информации (извлечение необходимой информации из различных источников); освоение способов решения проблем поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценить собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей.
Организационная часть направлена на психологическую подготовку учащихся к занятию, на эффективное переключение детей на внеучебное занятие для этого был использован вопрос: «Как часто вы используете Интернет?».
На эмоционально-установочном этапе, для введения в тему учащимся была дана загадка, которая позволила сформулировать тему, цель занятия и составить план. 
На следующем этапе учитель организовал беседу, в ходе которой учащиеся были активны, с удовольствием отвечали вопросы, выдвигали свои предположения, задавали вопросы друг другу.
На деятельностном этапе занятия учащиеся совместно с учителем изучали новые аспекты медиабезопасности, они обсуждали такие вопросы как: «Часто ли вы играете в компьютерные игры или в игры на ваших смартфонах и планшетах?» «Докажите, что компьютер – друг?» «Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?» «Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?» «Знали ли вы, что если часто играть, то это может стать для вас зависимостью?». Важным элементом  этого этапа являлось обсуждение. Каждый из участников должен был  проявлять уважение ко всем присутствующим, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными, определение отдельных аспектов медиабезопасности должно опираться на объективное знание о них. Далее был предложен просмотр ролика с последующим обсуждением. После просмотра учитель задал следующие вопросы: «Как вы думаете, мальчик в этой ситуации зависим от игр? Почему?», «Правильно ли поступила мама, когда выбросила всю игровую технику. Как вы думаете?». Завершение обсуждения является составление правил безопасного поведения в интернете.
Заключительный этап был направлен на формирование умения работать индивидуально, самоконтроля и самостоятельному устранению пробелов через организацию рефлексивных вопросов по теме. В ходе ответов на вопросы, обучающиеся показали высокий уровень владения информацией, полученной на занятии.
На этапе рефлексии обучающиеся показали высокий уровень овладения полученной информацией на занятии, в ходе итоговой беседы.
На занятии учащиеся прогнозировали, чем они будут заниматься на внеурочном занятии, самостоятельно формулировали познавательные цели, чему они хотят научиться и самостоятельно определили тему занятия.
Для повышения работоспособности, снятия мышечного напряжения была использована динамическая пауза, а также смена зон деятельности, игра, проведенная в конце занятия, способствовала формированию эмоционально-ценностного отношения к занятию и снятию возможного напряжения, которая была подобрана с учётом целостности занятия и возраста ребят.
На протяжении всего занятия поддерживались доброжелательные отношения между учащимися и учителем, учащимися и учащимися.
В целом, после проведения занятий младшие школьники могли объяснить основное значение понятий «медиабезопасность» (безопасность в интернете), «зависимость от компьютерных игр». Они находились в позиции активных участников событий. Учащиеся класса были  готовы вести диалог, задавать вопросы и самостоятельно пытались найти ответы. Можно также отметить, что в ходе всех занятий учащиеся контролировали свои действия, оценивали результаты  своей деятельности, стремились проявлять инициативу, энергично выполняли поставленные задачи, доводили начатое дело до конца. Всё это свидетельствует об эффективности проделанной работы.
Анализ результатов  убеждает нас в том, что внедрение в школьный процесс внеурочных занятий по  изучению основ медиабезопасности не просто необходим для младшего школьника в современном мире, но и должен быть как компонент обучения, который развивает разностороннюю личность школьника.

Заключение:
Таким образом, медиабезопасность младших школьников в интернет - пространстве обозначает поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям. Эта способность базируется на определенных мотивационных установках, волевых качествах личности и затрагивает ее эмоциональную и интеллектуальную сферу. Кроме того, условием безопасного поведения выступает компетентность в вопросах обеспечения политической, правовой, социальной, нравственной, физической и другой защищенности человека.

Библиографический список:
1.      Быкадорова А.С. Медиабезопасность как актуальное направление медиаобразовательной деятельности / А.С. Быкадорова, Е.В. Шаповалова.  – Ростов-на-Дону, 2016 – 57c.
2.      Ермолова Т.В. Особенности организации внеурочной деятельности учащихся/ Т.В. Ермолова – Химки, 2013. – URL 
3. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования: утв. Приказами Минпросвещения России от 31.05.2021г.№286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Москва, 2022. – 3-8с.
4.      Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №286 – Москва: Ажур, 2019. – 35с.
5.      Федосова Т. А. Медиабезопасность школьников в современном мире: учеб. пособие для СПО/ Т. А. Федосова. - Москва, 2018. - URL


Категория: Блоги | Добавил: irinadvoraninova8
Просмотров: 229 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 30.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог