Технологический взрыв, который захлестнул нашу страну уже на протяжении двух десятилетий, не смог ни оставить свой след в развитии современного общества. В мире электронных приборов, компьютерных технологий, гаджетов совсем меньше внимания стало уделяется укреплению здоровья граждан, вследствие чего, возникла одна из глобальнейших проблем. Физическая подготовка молодых людей, да и состояние их здоровья, намного снизились, тем самым вызвав за собой массу негативных факторов, отрицательно влияющих на развитие спортивного потенциала нашей страны. Именно поэтому указом президента на государственном уровне была воссоздана, совсем забытая система пропаганды здорового образа жизни среди всех возрастов: начиная от самых младших школьников и заканчивая работниками-пенсионерами предприятий.
Внедрение комплекса норм ГТО – это то самое верное решение, полученное в сложившейся ситуации. Проект такого масштаба очень сложен и многообразен, исполнение его достаточно непросто, но поставленные задачи выполнять необходимо преодолевая все трудности, связанные с этой тяжелой работой.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс – это целый кластер одинаково близких и совершенно противоположных функций по обеспечению правильной и слаженной работы системы такого уровня. Качественное исполнение установленной программы заключается не только в обеспечении и проведении соревнований разных масштабов, но и в эффективности команды быстро реагировать на различные непредвиденные ситуации. Проведя небольшой анализ первых нескольких лет выполнения поставленной задачи с сожалением можно сказать, что возникло много проблем по реализации комплекса, выявлены существенные недостатки системы сдачи.
Вместе с тем учителя физической культуры, и специалисты районных Центров тестирования столкнулись с серьезными проблемами при практическом проведении мероприятий нового комплекса ГТО. Краткий анализ выявил среди них следующее:
- Организаторы мероприятия такого масштаба, а эти функции, как правило, выполнят учитель физической культуры, пользуясь достаточно широким спектром нормативно – правовых и инструктивно – методических документов, сталкиваются с одной из основных для себя сложностей – нет необходимой внесенной поправки в должностную инструкцию преподавателя в школе. Создается огромный объём дополнительной работы к его уже непосредственно существующей. При этом также отнимает значительное количество времени, а это, естественно, влечет за собой прибавку к заработной плате работника, как за дополнительное увеличение его повседневных занятий в учебном заведении.
Касаясь финансового вопроса – нельзя не отметить и отсутствие финансирования, как при организации, так и непосредственно при проведении тестирования, ведь работа такой системы весьма затратная – начиная от обычных канцелярских принадлежностей, необходимых для фиксирования информации, и заканчивая обеспечением явки судей на испытание.
Подготовка предварительных данных: составление списков испытуемых, группировка их по половой принадлежности, возрастные ограничения в каждой ступени, классификация по видам испытаний – всё это ложиться на плечи организатора проведения комплекса ГТО. Кроме того необходимо подготовить места проведения испытаний, проверить пригодность и безопасность спортивного инвентаря, используемого при тестировании, проконтролировать явку судейской команды и, конечно, осведомить информацией учащихся о порядке и времени проведения комплекса ГТО.
Одной из часто возникающих задач перед организаторами тестирования, становится принятие верного решения в распределении испытуемых по возрастных категориям, которые по какой-либо причине не смогли сдать хотя бы один тест и перешли на ступень порядком выше. Важно не упустить таких участников, чтобы результат их уже предыдущих испытаний не был аннулирован, а просто предоставить отсрочку сдачи нормативов при переходе на следующий этап. Единственным недостатком решения данной задачи – становится достаточно большое количество испытуемых, сменяющих возрастную ступень.
Возникают сложности не только в распределении учащихся по группам, но и организации проведения испытаний посезонно, в несколько этапов – это связано непосредственно с многообразием видов теста, которые требуют выполнения определенных условий, непрерывно в течение всего года, что влечет за собой также необходимые дополнительные обязанности от преподавателей физической культуры.
Непосредственно после прохождения испытаний все протоколы и необходимые сопроводительные документы составляются и подписываются сначала в ручном режиме на обычных бумажных бланках, а далее происходит систематизация информации по вводу и обработке полученных первичных данных тестирования и заполнение электронных носителей и передачей их для обработки в вышестоящую организацию. Весь этот сложный процесс по сбору, переработке и предоставлении сведений о результатах проведения испытаний выполняет опять-таки один сотрудник.
Невозможно оставить без внимания, как в центрах тестирования уже при практическом проведении комплекса ГТО не всегда осуществляется предварительная разминка участников, что влечет за собой проблемы и создает весьма травмаопасные ситуации при сдаче нормативов, учитывая повышенную мобилизацию и мотивацию учащихся.
Согласно Положению и медицинским показаниям о проведении комплекса ГТО в общеобразовательных организациях к тестированию допускаются учащиеся первой медицинской группы, т.е. практически здоровые дети. Для школьников подготовительной группы не разработано сокращенной системы тестов и испытаний. Лица, относящиеся к данной медицинской группе к выполнению тестирования допускаются только после проведения дополнительного медицинского осмотра. Однако, когда именно и в каком объеме должен выполняться дополнительный медицинский осмотр, четко не указано. Также нет необходимой инструкции и пояснения по проведению страхования здоровья испытуемых, экспертизы и возмещения ущерба, возможных травм и несчастных случаев при сдаче нормативов ГТО.
Наблюдая за проведением тестирования, нужно отметить, что возникают трудности, связанные с обеспечением медицинской помощи при сдаче нормативов среди учащихся. Необходим контроль над обязательным присутствием медицинского персонала на испытаниях с необходимым комплектом инструментария.
Цели комплекса ГТО для системы образования весьма неоднозначны, поскольку акцент делается не на образовательные достижения ученика, а на спортивные. Целевые показатели успешности проведения мероприятий такого масштаба – значкисты ГТО. Это следует не только из конечного результата участия в сдаче тестов ГТО, заменяющего оценку по предмету таким понятием, как успешность учащегося, выраженную достигнутым знаком отличия ГТО.
В заключении мы хотелось бы подчеркнуть важность включения комплекса ВФСК ГТО в систему оценки качества физического образования, структуры и критериев оценки усвоения знаний, умений и связанных с ними компетенций в связи с внедрением его в деятельность образовательных организаций. Только при таких условиях можно осуществлять становление нормативной основы физического воспитания молодого поколения в стране.
Без решения данных вопросов практически невозможно предъявлять к учителям физической культуры новые повышенные требования по обеспечению качественной подготовки школьников к сдаче тестов комплекса ГТО.
|