Сегодня: 01.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Основные факторы успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

СКАЧАТЬ (17.8 Kb) 17.10.2025, 12:20
Лопатина Ольга Михайловна
учитель начальных классов, ГБОУ школа-интернат № 115 г.о.Самара
Решение проблемы образования детей с ОВЗ является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.

Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.

Инклюзивное образование интенсивно входит в практику современной школы, ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач, охватывает глубокие социальные аспекты жизни.

Инклюзивное образование включает:
‒ получение общего образования;
‒ стандартные сроки обучения;
‒ адаптация к общеобразовательной среде;
‒ приобретение толерантного опыта общения;
‒ формирование положительных нравственных качеств;
‒ понимание окружающими трудностей, возникающих у детей, имеющих нарушение в развития.

Сформированная в ГБОУ школе-интернате № 115 города Самары система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья ставит своей целью: создание условий для реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает единство коррекционного образовательного пространства на всех уровнях системы образования.

Задачи:
‒ вовлечение детей с ОВЗ, учащихся с особыми образовательными потребностями в образовательный и воспитательный процесс;
‒ формирование активной поведенческой установки у детей с ОВЗ и детей-инвалидов с целью утверждения их в обществе;
‒ изменение отношения школьного сообщества к людям с ОВЗ через вовлечение их в мероприятия, проводимые в школе;
‒ развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ и принимающими активное участие в развитии инклюзивного образования;
‒ приобретение детьми с ОВЗ знаний, умений и навыков, необходимых им для продолжения обучения, профессиональной ориентации и адаптации в обществе. Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов идет в следующих направлениях:
‒ реализация государственной политики в области образования и охраны прав детей с ОВЗ, их обучение, воспитание, коррекции, социально педагогической поддержки и реабилитации;
‒ нормативно-правовое, методическое и организационно педагогическое обеспечение педагогов, работающих в этих классах;
‒ формирование социальной компетенции у всех участников образовательного процесса;
‒ создание оптимальных условий для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ и детей - инвалидов;
‒ коррекционная работа с детьми;
‒ разностороннее сотрудничество с организациями и учреждениями, участвующими в процессе реабилитационной работы, в том числе с психолого-медико-педагогическими службами города.

Образовательный процесс детей в ГБОУ школе-интернате № 115 города Самары организован с учетом возрастных и психофизических особенностей развития ребёнка, уровня индивидуального развития, индивидуальных особенностей, медицинских показаний, уровня сформированности знаний, умений, навыков, доверительных отношений с педагогом, по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального поведения, ориентировки в окружающем мире.

Значительной внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей детей – инвалидов и организации досуговой деятельности (календарные и спортивные праздники, выступление на фестивалях, участие в конкурсах, прогулки, подвижные игры).

В процессе работы осуществляются тесные взаимодействия со специалистами учреждения (социальный педагог, педагог – психолог, учитель – логопед, музыкальные работники, учителя физкультуры, компьютерного класса). Сотрудничество всех специалистов способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество.

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности для детей с ОВЗ имеют огромное значение, так как способствуют раскрытию личностного потенциала, реализации себя, приобретению опыта успешности в конкретной области. Система дополнительного образования имеет следующие направления: краеведческое, социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное, туристско художественное, естественнонаучное. Ребёнок с ОВЗ в рамках системы дополнительного образования может пройти путь от интереса через приобретение конкретных навыков к профессиональному самоопределению, что является необходимым условием для успешной социализации.

В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».
Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ОВЗ на доступное и качественное образование, формирование педагогического сообщества нового типа. профессионального Инклюзивное образование дает возможность учитывать природные особенности детей с ОВР, их развития и формирования в естественной среде, способствует делу укрепления здоровья, физического и психологического благополучия детей. Обучение и воспитание детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами с тем, чтобы обеспечить не только действенность знаний, но успешную социализацию.

Список литературы
1. Алферова Г. В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2001.
2. Битов A. JI. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. - М., 2000.
3. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. М.: Академический проект, 2001.
4. Сводина В. Н. Интегрированное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 1998. - №6.
5. Холостова Е. И., Сорвина А. С. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие


Категория: Блоги | Добавил: sizova140976
Просмотров: 36 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
Всероссийский творческий конкурс посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 01.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог