Решение проблемы образования детей с ОВЗ является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.
Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.
Инклюзивное образование интенсивно входит в практику современной школы, ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач, охватывает глубокие социальные аспекты жизни.
Инклюзивное образование включает:
‒ получение общего образования;
‒ стандартные сроки обучения;
‒ адаптация к общеобразовательной среде;
‒ приобретение толерантного опыта общения;
‒ формирование положительных нравственных качеств;
‒ понимание окружающими трудностей, возникающих у детей, имеющих нарушение в развития.
Сформированная в ГБОУ школе-интернате № 115 города Самары система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья ставит своей целью: создание условий для реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает единство коррекционного образовательного пространства на всех уровнях системы образования.
Задачи:
‒ вовлечение детей с ОВЗ, учащихся с особыми образовательными потребностями в образовательный и воспитательный процесс;
‒ формирование активной поведенческой установки у детей с ОВЗ и детей-инвалидов с целью утверждения их в обществе;
‒ изменение отношения школьного сообщества к людям с ОВЗ через вовлечение их в мероприятия, проводимые в школе;
‒ развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ и принимающими активное участие в развитии инклюзивного образования;
‒ приобретение детьми с ОВЗ знаний, умений и навыков, необходимых им для продолжения обучения, профессиональной ориентации и адаптации в обществе. Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов идет в следующих направлениях:
‒ реализация государственной политики в области образования и охраны прав детей с ОВЗ, их обучение, воспитание, коррекции, социально педагогической поддержки и реабилитации;
‒ нормативно-правовое, методическое и организационно педагогическое обеспечение педагогов, работающих в этих классах;
‒ формирование социальной компетенции у всех участников образовательного процесса;
‒ создание оптимальных условий для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ и детей - инвалидов;
‒ коррекционная работа с детьми;
‒ разностороннее сотрудничество с организациями и учреждениями, участвующими в процессе реабилитационной работы, в том числе с психолого-медико-педагогическими службами города.
Образовательный процесс детей в ГБОУ школе-интернате № 115 города Самары организован с учетом возрастных и психофизических особенностей развития ребёнка, уровня индивидуального развития, индивидуальных особенностей, медицинских показаний, уровня сформированности знаний, умений, навыков, доверительных отношений с педагогом, по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального поведения, ориентировки в окружающем мире.
Значительной внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей детей – инвалидов и организации досуговой деятельности (календарные и спортивные праздники, выступление на фестивалях, участие в конкурсах, прогулки, подвижные игры).
В процессе работы осуществляются тесные взаимодействия со специалистами учреждения (социальный педагог, педагог – психолог, учитель – логопед, музыкальные работники, учителя физкультуры, компьютерного класса). Сотрудничество всех специалистов способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество.
Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности для детей с ОВЗ имеют огромное значение, так как способствуют раскрытию личностного потенциала, реализации себя, приобретению опыта успешности в конкретной области. Система дополнительного образования имеет следующие направления: краеведческое, социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное, туристско художественное, естественнонаучное. Ребёнок с ОВЗ в рамках системы дополнительного образования может пройти путь от интереса через приобретение конкретных навыков к профессиональному самоопределению, что является необходимым условием для успешной социализации.
В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».
Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ОВЗ на доступное и качественное образование, формирование педагогического сообщества нового типа. профессионального Инклюзивное образование дает возможность учитывать природные особенности детей с ОВР, их развития и формирования в естественной среде, способствует делу укрепления здоровья, физического и психологического благополучия детей. Обучение и воспитание детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами с тем, чтобы обеспечить не только действенность знаний, но успешную социализацию.
Список литературы
1. Алферова Г. В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2001.
2. Битов A. JI. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. - М., 2000.
3. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. М.: Академический проект, 2001.
4. Сводина В. Н. Интегрированное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 1998. - №6.
5. Холостова Е. И., Сорвина А. С. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие
|