Введение
Данная статья посвящена рассмотрению основ формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Будут проанализированы ключевые концепции, которые целесообразно доносить до детей данного возраста, а также эффективные педагогические методы и приемы, способствующие усвоению этих концепций. Особое внимание будет уделено роли игры, практических ситуаций и опосредованного обучения через пример взрослых. Статья предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, родителей и специалистов, занимающихся вопросами раннего финансового образования.
1. Понимание сущности финансовой грамотности в дошкольном возрасте
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте – это не обучение сложным экономическим теориям или инвестиционным стратегиям, а формирование базовых, интуитивно понятных представлений о деньгах и их месте в повседневной жизни. Она включает в себя:
• Представления о деньгах: Понимание того, что деньги – это средство обмена, которое используется для покупки товаров и услуг. Дети должны осознавать, что деньги не появляются из ниоткуда, а зарабатываются.
• Ценность вещей: Формирование понимания того, что многие вещи имеют свою стоимость, и для их приобретения нужны деньги. Это также включает в себя понимание того, что не все
желания могут быть удовлетворены немедленно, и приходится делать выбор.
• Основные понятия потребления и сбережения: Знакомство с идеей того, что деньги можно тратить (покупать желаемое) и копить (откладывать на что-то важное в будущем).
• Понимание труда и вознаграждения: Формирование связи между трудом (даже в игровой форме) и получением за него некоторого вознаграждения (например, игрушечных денег).
• Формирование разумных потребительских привычек: Понимание разницы между «хочу» и «надо», а также умение делать осознанный выбор при покупке.
Ключевым отличием финансовой грамотности в дошкольном возрасте является ее игровой и наглядно-практический характер. Обучение должно быть не формальным, а интегрированным в повседневную жизнь и игровую деятельность ребенка.
2. Ключевые концепции для формирования финансовой грамотности дошкольников
Существует ряд основополагающих концепций, которые могут быть успешно донесены до детей дошкольного возраста через доступные им формы познания.
• Что такое деньги?
o Идея: Деньги – это не просто картинки на бумажке или монетки, а специальные знаки, которые люди используют, чтобы покупать то, что им нужно.
o Как донести:
▪ Наглядность: Показывать настоящие монеты и купюры (под присмотром), говорить об их номинале (без усложнения).
▪ Сравнение: Сравнивать деньги с другими предметами, которые не являются деньгами (например, игрушки, камни).
▪ Происхождение: Объяснять, что деньги нужно «заработать» (например, мама и папа ходят на работу).
• Откуда берутся деньги? (Труд и заработок) o Идея: Деньги не появляются волшебным образом. Люди получают их за свою работу.
o Как донести:
▪ Игра в “Магазин” или “Кафе”: Один ребенок – продавец, другой – покупатель. Продавец «получает» игрушечные деньги за «товар».
▪ Рассказы о работе родителей: Простые объяснения того, чем занимаются родители на работе, как это приносит пользу, и за это они получают деньги.
▪ Имитация труда: Включение элементов «труда» в игру (например, «помощь» маме по дому), за которые можно получить «оплату» (игрушечные монеты).
• Для чего нужны деньги? (Покупка товаров и услуг) o Идея: Деньги нужны, чтобы покупать вещи, которые мы хотим или нам необходимо.
o Как донести:
▪ Игра в “Магазин”: Это основной инструмент. Дети учатся выбирать товар, «оплачивать» его деньгами.
▪ Обсуждение покупок: Во время похода в настоящий магазин, объяснять, что мы покупаем, почему, и что для этого нужны деньги.
▪ Разница между “хочу” и “надо”: Постепенно вводить понятие, что не все «хочу» можно сразу получить, и иногда приходится выбирать.
• Выбор и ограниченность ресурсов:
o Идея: У нас не всегда есть достаточно денег, чтобы купить все, что мы хотим. Приходится выбирать.
o Как донести:
▪ Ситуации с ограниченным бюджетом: В игре «Магазин» давать ребенку ограниченное количество игрушечных денег и предложить выбрать одну или две вещи.
▪ Обсуждение желаний: «Мы можем купить эту игрушку, но тогда нам не хватит денег на ту, другую.
Что ты выберешь?»
▪ Пример с родителями: Объяснять, почему иногда приходится ждать или отказываться от чего-то.
• Копилка и сбережения:
o Идея: Деньги можно не только тратить, но и копить, чтобы купить что-то более ценное или осуществить мечту.
o Как донести:
▪ Использование копилки: Приобрести красивую копилку, объяснить, что туда нужно «складывать» деньги, которые мы не тратим сразу.
▪ Постановка целей: Помочь ребенку поставить небольшую цель (например, купить новую игрушку, книгу), на которую он будет копить.
▪ Визуализация прогресса: Обсуждать, сколько уже накоплено, сколько еще нужно.
• Добрые дела и щедрость:
o Идея: Деньгами можно не только покупать вещи для себя, но и помогать другим.
o Как донести:
▪ Пример помощи: Рассказы о том, как можно помочь нуждающимся (например, купить корм для бездомных животных, пожертвовать игрушку).
▪ Вовлечение в благотворительность (в простой форме): Если в семье практикуется мелкая благотворительность, объяснять ребенку, почему это делается.
3. Методы и приемы формирования финансовой грамотности у дошкольников
Полная информация во вложении.
|