Сегодня: 16.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Основы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

СКАЧАТЬ (186.3 Kb) 12.11.2025, 21:06
Шилова Мария Сергеевна
воспитатель, ГБОУ школа№1018
Введение
Данная статья посвящена рассмотрению основ формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Будут проанализированы ключевые концепции, которые целесообразно доносить до детей данного возраста, а также эффективные педагогические методы и приемы, способствующие усвоению этих концепций. Особое внимание будет уделено роли игры, практических ситуаций и опосредованного обучения через пример взрослых. Статья предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, родителей и специалистов, занимающихся вопросами раннего финансового образования.

1. Понимание сущности финансовой грамотности в дошкольном возрасте
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте – это не обучение сложным экономическим теориям или инвестиционным стратегиям, а формирование базовых, интуитивно понятных представлений о деньгах и их месте в повседневной жизни. Она включает в себя:
• Представления о деньгах: Понимание того, что деньги – это средство обмена, которое используется для покупки товаров и услуг. Дети должны осознавать, что деньги не появляются из ниоткуда, а зарабатываются.
• Ценность вещей: Формирование понимания того, что многие вещи имеют свою стоимость, и для их приобретения нужны деньги. Это также включает в себя понимание того, что не все
желания могут быть удовлетворены немедленно, и приходится делать выбор.
• Основные понятия потребления и сбережения: Знакомство с идеей того, что деньги можно тратить (покупать желаемое) и копить (откладывать на что-то важное в будущем).
• Понимание труда и вознаграждения: Формирование связи между трудом (даже в игровой форме) и получением за него некоторого вознаграждения (например, игрушечных денег).
• Формирование разумных потребительских привычек: Понимание разницы между «хочу» и «надо», а также умение делать осознанный выбор при покупке.
Ключевым отличием финансовой грамотности в дошкольном возрасте является ее игровой и наглядно-практический характер. Обучение должно быть не формальным, а интегрированным в повседневную жизнь и игровую деятельность ребенка.

2. Ключевые концепции для формирования финансовой грамотности дошкольников
Существует ряд основополагающих концепций, которые могут быть успешно донесены до детей дошкольного возраста через доступные им формы познания.
• Что такое деньги?
o Идея: Деньги – это не просто картинки на бумажке или монетки, а специальные знаки, которые люди используют, чтобы покупать то, что им нужно.
o Как донести:
▪ Наглядность: Показывать настоящие монеты и купюры (под присмотром), говорить об их номинале (без усложнения).
▪ Сравнение: Сравнивать деньги с другими предметами, которые не являются деньгами (например, игрушки, камни).
▪ Происхождение: Объяснять, что деньги нужно «заработать» (например, мама и папа ходят на работу).
• Откуда берутся деньги? (Труд и заработок) o Идея: Деньги не появляются волшебным образом. Люди получают их за свою работу.
o Как донести:
▪ Игра в “Магазин” или “Кафе”: Один ребенок – продавец, другой – покупатель. Продавец «получает» игрушечные деньги за «товар».
▪ Рассказы о работе родителей: Простые объяснения того, чем занимаются родители на работе, как это приносит пользу, и за это они получают деньги.
▪ Имитация труда: Включение элементов «труда» в игру (например, «помощь» маме по дому), за которые можно получить «оплату» (игрушечные монеты).
• Для чего нужны деньги? (Покупка товаров и услуг) o Идея: Деньги нужны, чтобы покупать вещи, которые мы хотим или нам необходимо.
o Как донести:
▪ Игра в “Магазин”: Это основной инструмент. Дети учатся выбирать товар, «оплачивать» его деньгами.
▪ Обсуждение покупок: Во время похода в настоящий магазин, объяснять, что мы покупаем, почему, и что для этого нужны деньги.
▪ Разница между “хочу” и “надо”: Постепенно вводить понятие, что не все «хочу» можно сразу получить, и иногда приходится выбирать.
• Выбор и ограниченность ресурсов:
o Идея: У нас не всегда есть достаточно денег, чтобы купить все, что мы хотим. Приходится выбирать.
o Как донести:
▪ Ситуации с ограниченным бюджетом: В игре «Магазин» давать ребенку ограниченное количество игрушечных денег и предложить выбрать одну или две вещи.
▪ Обсуждение желаний: «Мы можем купить эту игрушку, но тогда нам не хватит денег на ту, другую.
Что ты выберешь?»
▪ Пример с родителями: Объяснять, почему иногда приходится ждать или отказываться от чего-то.
• Копилка и сбережения:
o Идея: Деньги можно не только тратить, но и копить, чтобы купить что-то более ценное или осуществить мечту.
o Как донести:
▪ Использование копилки: Приобрести красивую копилку, объяснить, что туда нужно «складывать» деньги, которые мы не тратим сразу.
▪ Постановка целей: Помочь ребенку поставить небольшую цель (например, купить новую игрушку, книгу), на которую он будет копить.
▪ Визуализация прогресса: Обсуждать, сколько уже накоплено, сколько еще нужно.
• Добрые дела и щедрость:
o Идея: Деньгами можно не только покупать вещи для себя, но и помогать другим.
o Как донести:
▪ Пример помощи: Рассказы о том, как можно помочь нуждающимся (например, купить корм для бездомных животных, пожертвовать игрушку).
▪ Вовлечение в благотворительность (в простой форме): Если в семье практикуется мелкая благотворительность, объяснять ребенку, почему это делается.

3. Методы и приемы формирования финансовой грамотности у дошкольников

Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: Mariya2809
Просмотров: 50 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 16.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог