Учитель музыки - одновременно тяжелая и самая важная музыкальная профессия. На музыкальных педагогов ложится нагрузка по передаче фундаментальных знаний ученикам: именно они открывают мир музыки для большинства из нас. Труд учителя музыки может дать разные плоды. Для кого-то он станет началом блестящей музыкальной карьеры, а кому-то поможет сформировать личный культурный фундамент. В зависимости от задач и места работы за общим названием “учитель музыки” могут скрываться специалисты разныхпрофилей. Учителя музыки в общеобразовательныхшколахставят целью не столько обучить прикладным музыкальным навыкам, сколько приобщить учеников к богатому миру музыкального искусства, поделиться его сокровищами с теми, кто выберет своей профессией другую специальность. Иные задачи будут стоять перед педагогами музыкальных школ и училищ. Здесь важно не только знакомство с предметом, но и углубленное освоение прикладных навыков, способность определить потенциал ученика и заставить его развиваться.
Термином «сольфеджио» обозначают пение, при котором вместо слов произносят названия нот; музыкально-теоретическую дисциплину, развивающую музыкальный слух; а также упражнения для голоса, исполняемые без слов (по-русски они чаще называются вокализами).
Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным.
Практическая часть - это пение специальных упражнений и номеров -отрывков из музыкальных произведений, а также запись диктантов (разумеется, музыкальных) и анализ на слух различных созвучий. Теория музыки и нотная грамота это - теория, в то время как сольфеджио это -практика. Сольфеджио можно охарактеризовать как: учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование (сольмизацию), музыкальный диктант, анализ на слух. Данный предмет важен для развития музыкального слуха и для того, чтобы слушать музыку более детально. Изучение сольфеджио помогает не просто развить слух, но и дает возможность научиться раскладывать каждую композицию «по полочкам». В переводе с итальянского языка термин «сольфеджио» означает «пение по нотам». И действительно, основной задачей этого предмета является обучение исполнителей и вокалистов музыкальному слуху. Владение им позволяет полностью использовать искусство извлечения звуков, сочинять и играть самые сложные композиции.
Музыкальный диктант практикуется при изучении музыкальной дисциплины сольфеджио.
Различают обучающие и контрольные диктанты. Обучающий диктант может быть предупредительным, комментированным или объяснительным. Во время предупредительного диктанта орфограммы и знаки препинания объясняются перед записью текста, во время комментированного диктанта - по ходу записи, при объяснительном - после.
Музыкальный диктант практикуется при изучении музыкальной дисциплины сольфеджио. Музыкальный диктант представляет собой запись нот на слух: преподаватель проигрывает несколько раз музыкальный фрагмент (одноголосный, двухголосный или многоголосный), после чего учащиеся должны записать на нотном стане воспроизведённый отрывок, определив его музыкальный размер, ритм и прочее. В качестве «музыкального материала» для диктантов в педагогической практике принято использовать как фрагменты собственно музыкальных произведений, так и специально сочинённые в методических целях примеры.
Такая практика помогает развивать музыкальный слух, и служит хорошей его проверкой.
Для более успешной записи музыкального диктанта необходимо:
1. Определить размер. Определить количество тактов (чаще всего количество тактов заранее известно - его говорит преподаватель).
2. Записать первый и последний такты.
3. Заполнить оставшиеся такты, слушая движениемелодии (восходящее или нисходящее; движение по интервалам).
4. В более сложных диктантах, определить отклонения или модуляцию в другую тональность.
5. Услышать и правильно записать ритм.
6. Знать музыкальную нотацию, правила написания хроматизмов и правильно применить их в диктанте.
7. Чувствовать и понимать деление диктанта (предложения и фразы). Теория музыки в музыкальной школе это - элементарные сведения о нотах, тональностях, ладах, гаммах, интервалах, аккордах, метрах, длительностях, ритмических рисунках, темпах, динамических оттенках и т.д. В музыкальной школе Теория музыки входит в предмет Сольфеджио.
Спроектировать на касательную и нормаль к траектории вертикального аккорда и добавить в другом голосе этот же аккорд мелодическом расположении через 4 тактов получится контрапункт не ожиданной красоты.
Сольфеджио - начальные вокальные упражнения в чтении нот без текста. При пении мелодии сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио пишутся во всех мажорных и минорных тональностях и во всех ключах для разных голосов, как женских, так и мужских. Преимущественно пишутся сольфеджио одноголосные, но бывают двух- и трёхголосные, цель которых состоит в приучении поющего петь самостоятельно свою партию, не сбиваясь вследствие исполнения остальных партий другими голосами. В консерваториях на сольфеджио обращается особое внимание как на вернейший способ для развития слуха и способности скоро и верно читать всякого рода музыку.
Использованная литература
1. КБ Холиков. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива. Scientific progress 2 (№3).
2. Холиков Комил Буронович. Эффективные способы изучения музыкальных элементов в школьном обучении. Scientific progress.
3. Холиков Комил Буронович. Патриотическое музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста через музыкального образование основные подходы и задачи. Scientific progress.
4. Холиков Комил Буронович. Музыкальная педагогика и психология.// Вестник науки и образования. 2020. №21-2 (99).
5. КБ Холиков. Музыкальная модель, эффективный численный ритм и программный комплекс для концентрации вокального пения. Science and Education.
|