Сегодня: 02.12.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Особенности формирования экологического мышления у младших школьников через применение интеллектуальной игры

СКАЧАТЬ (21.0 Kb) 20.11.2020, 14:48
Васькина Евгения Владимировна
Студентка, ГАПОУ СО «НТПК №1», г. Нижний Тагил
В понятийно-терминологическом словаре экологическое мышление понимается как, «установление причинно-следственных связей, вероятностных и прогностических, а также других видов связей, выяснение причин, сущности и путей решения проблем в ситуациях нравственного выбора и прогноза; основа правильного гражданского отношения к окружающей среде» [3].

Основной особенностью экологического мышления считается умение рассматривать глубокие многоуровневые экологические, эколого-социальные средства и на основании полученных результатов анализа прогнозировать их развитие. При этом огромным значением обладает – умение устанавливать скрытые взаимосвязи между некоторыми явлениями, часто противоположного характера, которые при поверхностном анализе понимаются как не взаимосвязанные между собой, так как удалены друг от друга на расстояние и по времени. Таким образом, системообразующими особенностями экологического мышления оказывается – умение решать задачи экологической направленности, в которых рассматриваются различные экологические ситуации, требующие использования знаний и умений по предмету [2].

Одной из главных особенностей экологического мышления считается поиск небольшого количества вариаций решения экологических задач и их необходимая «фильтрация» с использованием экологических требований, т.е. человеческих преимуществ.

Так же особенность формирования экологического мышления у младших школьников в том, что недостаточное его развитие приводит к тому, что сведения об окружающем мире у обучающегося сформируется неправильно, из-за чего дальнейший процесс обучения оказывается менее неэффективным.

Младший школьный возраст самый ценный этап развития экологического мышления. И. В. Цветкова утверждает, что в этот момент возникает качественные изменения, в большей степени определяющие процесс развития экологического мышления личности в последствии времени, проявляющийся в формировании у ребёнка сознательного отношения к окружающему миру. В том, что он принимается выделять себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от «Я - природа» до «Я и природа»:

• появляется эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром создаёт формирование твёрдой наглядно-образной картины окружающего мира, ведущий процесс продолжения развития экологической культуры личности в дальнейшем;
• оканчивается процесс формирования основ нравственно-экологического положения личности до значительных выражений её во взаимодействии младшего школьника с окружающими» [4, с. 55-64].

Обучающийся в начальной школе рассматривает окружающий мир на предметно-деятельностной и эмоциональной-чувственной основе. Сформированная в этот момент наглядно-образная картина мира считается главным фактором развития экологического мышления личности в младшем школьном возрасте. В связи с этим особую роль играет прямой контакт ребёнка с представителями животного и растительного мира, опыт общения с природой, важнейшая сторона коммуникации с окружающим миром.

Главной последовательностью процесса формирования экологического мышления младших школьников И. В. Цветкова ставит последовательное преодоление учащимся мифологического мироощущения, подчеркивание природы и самого себя как самостоятельных объектов и переключение к осознанной взаимосвязи с окружающим миром. При этом насыщенность эмоционально-чувственного понимания не уменьшается в течение всего возрастного периода: от «метода» взаимодействия с окружающим переходит в мотивационную область. Если для первоклассника очарование прекрасным - самоцель, то в третьем классе - восторг красотой растения - повод экологических действий (полить, защитить и др.) [4, с.55-64].

Б. Т. Лихачёв высказывается о том, что ребёнок младшего школьного возраста «...открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила отношений с природой, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен и сенситивен для экологических воздействий. Ребёнок легко воспринимает правила игры и непосредственно закрепляет их в бессознательной сфере» [1].

Согласно Д. Г. Миду игра - это процесс, в котором ребенок, имитирует взрослых, усваивает их ценности и установки и учится выполнять определенные роли.

В систему игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые способы как средство реализации этих ролей; замена настоящих предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

С.А. Шмаков выделяет следующие особенности, свойственные огромному количеству игр:
1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по воле самого игрока, ради наслаждения от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);
2. творческий, в большей степени импровизационный, инициативный
характер этой деятельности («поле творчества»);
3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,
состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
4. наличие прямых или косвенных правил, передающих содержание игры, логическую и временную хронологию ее развития.

Многие исследователи игры (Ю.М. Лотман, С.Л. Рубинштейн, Д.Э. Эльконин и др.) подчеркивают основное качество, как амбивалентность, т.е. игра предполагает осуществление одновременно реальных и условных действий, но при этом отмечается, что несуществующие только условия, в которые игрок, себя мысленно помещает. Чувства, которые он в этих несуществующих условиях познает, - это подлинные чувства. Условность игровых отношений мобилизует и активизирует возможности человека, поддерживает реализации личности своей креативности, подбадривает его искать новые, еще неизвестные методы решения игровых (жизненных) проблем, соблюдая предписываемые игровой ролью правила и нравственное поведение, и отношения.

Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания познает в настоящий момент период своеобразного пика. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, оно обусловлено развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, вызвано социальными потребностями формирования разносторонне активной личности.

Интеллектуальная игра – это вид игры, который основан на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. В интеллектуальных играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни и разделов науки, что способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов, положительной мотивации к обучению школьников и поддерживает эмоциональный настрой. Кроме того, интеллектуальные игры – это способ выявления одаренных детей и один из методов работы с ними.

Интеллектуальная игра учит принимать сложные, часто нестандартные решения, помогает разобраться в задачах коллектива, формирует профессиональные навыки, быстроту индивидуальной реакции играющего, быстроту коллективной реакции; в ней приобретается новое качество - синтезированная информация, появляются сведения и знания, которые ни один из участников часто не может получить в одиночку.

Интеллектуально-творческая деятельность участников интеллектуальной игры состоит в отыскании проблемы и способов ее решения, в выборе наиболее эффективного способа решения. Кроме того, непредсказуемость делает интеллектуальную игру совершенно специфической формой познавательной творческой деятельности.

Интеллектуальная игра, являясь универсальной методической оболочкой, повышает эффективность преподавания большого спектра предметов и дисциплин школьной программы обучения. Интеллектуальная игра – эффективная для ее участников форма познания, а, следовательно, и освоения окружающей действительности, что также дополняет спектр ее ценностно-целевых ориентиров.

По мнению педагогов в формировании экологического мышления через применение интеллектуальных игр важным является: применение интеллектуальных игр, умение прогнозировать последствия своей деятельности и деятельности других людей в природе, выбирать из множества возможных вариантов линий поведения в окружающей среде наиболее приемлемый; развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду; формирование экологического мышления в процессе изучения теоретических знаний и практических умений.

Список литературы:

1. Абрамовских Н.В. Развитие экологического сознания детей младшего
школьного возраста / Н.В. Абрамовских. - URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2016/18735.pdf
2. Иванчихин В.Г. Экологическое воспитание и формирование
экологического мышления школьников в системе подготовки к олимпиадам по экологии / В.Г. Иванчихин // Молодой ученый. - 2015. - URL: https://moluch.ru/archive/98/22010/
3. Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и
сформированности экологических отношений у школьников / И.Р. Колтунова. - Москва: Просвещение, 2013. - 41 с.
4. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / И. В.
Цветкова. - Ярославль: Академия развития, 2017. - 189 с.


Категория: Блоги | Добавил: Evgenia00
Просмотров: 48 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Журнал для педагогов


Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.12.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог