Сегодня: 21.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Особенности формирования самооценки у школьников с нарушением слуха

СКАЧАТЬ (26.7 Kb) 02.02.2024, 16:27
Масалова Надежда Валентиновна
воспитатель, МКОУ "Ш-И№18" г.Анжеро-Судженск
Социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления к условиям социальной среды, и осуществляется он через различные виды деятельности, в том числе и с помощью общения. Именно в процессе общения, так или иначе, формируется самооценка. Сначала ребенок пропускает через себя оценочные характеристики взрослых, а затем, по мере формирования "самости", оценивает себя сам в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет ему общество и он сам.

Таким образом, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей - это и есть самооценка. Она является важнейшим регулятором поведения человека, во многом определяя его самоощущение в мире отношений с другими людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития ребенка, тем более с проблемами в развитии.

Самооценка может быть частной и общей.
Общая - отражает целостное отношение человека к самому себе, его принятие самого себя. При нормальном развитии личности общая самооценка всегда должна быть положительной. Это обеспечивает человеку уверенность в своих силах, уважение к себе. В то время как отрицательная приводит к неприятию себя, к комплексу неполноценности, к пассивному, заторможенному поведению или, напротив, к агрессивности и озлобленности.

Что касается частной самооценки, то она отражает отношение человека к результатам своей какой-либо конкретной деятельности. Частная самооценка тесно связана с уровнем притязаний, то есть со степенью трудности задач, которые человек выбирает для себя в той или иной области: чем выше он оценивает свои возможности, тем более трудные задачи он перед собой ставит. Частная самооценка может по-разному соотноситься с реальными достижениями человека. Она может быть заниженной, завышенной и адекватной.

В случае завышенной самооценки неуспех в какой-либо деятельности приводит к эмоциональным всплескам, обидам, отказу от деятельности. Заниженная самооценка приводит к тревожности, неуверенности в себе, робости и пассивности.

У глухих детей больше, чем у слышащих, проблем, связанных с приспособлением к окружающему миру. Проблемами развития самосознания, формирования самооценки глухих детей школьного возраста занимались некоторые отечественные и зарубежные сурдопедагоги и психологи (Белинский В.Л., Выготский Л.С., Петрова В.Г., Прилепская Т.Н., ПуйяТ.Э. и др.). Но на сегодняшний день эта проблема остаётся малоисследованной, но актуальной.

Ребенок с дефектом "наталкивается" на определенные нормы, ожидания, требования, либо сравнивается со здоровыми людьми. Вследствие этого, происходит усиление чувства неполноценности, что отрицательно влияет на формирование самооценки и личности.

Представление глухого человека о самом себе ("Я - концепция") менее точное, чем у слышащих: у них наблюдаются преувеличенные представления о своих возможностях, об оценке их другими людьми. В формировании самооценки семья для ребенка играет фактически главнейшую роль.

Глухие дети глухих родители обладают большей социальной зрелостью по сравнению с детьми, имеющими слышащими родителей. Если ребенок находится в среде глухих, он адаптируется и развивается в меру своих возможностей достаточно благополучно. В таких семьях чаще встречается стратегия полного принятия ребенка и его дефекта. По-иному складывается отношения у неслышащего ребенка со слышащими родителями. В контактах возможно ощущение непонимания, отвержения, избегания со стороны родителей. Тогда, находясь дома, он большую часть времени проводит "общаясь" с самим собой, либо с игрушками. , Либо родители часто опекают своего ребенка, неохотно предоставляя ему свободу и самостоятельность, действия матерей нередко носят директивный характер. Дело в том, что такие дети чаще всего находятся в учреждениях интернатного типа, то есть они большую часть времени изолированы от "слышащего мира". А, поскольку, все условия в интернате рассчитаны на детей с нарушением слуха, например заниженные требования и частые поощрения, то у них (детей) возникает обманчивое чувство облегченности, и формируется своеобразное чувство иждивенчества.

При таких условиях, восприятие ребенком окружающего мира оказывается крайне суженным, неполноценным и неадекватным, так как не всегда соответствует тому этапу развития, в котором ребенок в данный момент находится. Естественно, что такие условия воспитания лишь отрицательно могут сказаться на формирование самооценки.

Учитывая тот факт, что вплоть до конца дошкольного детства семья для ребенка играет фактически главнейшую роль, можно заметить, что с поступлением в школу открывается дополнительный мощный канал формирующего воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, а также знания получаемые в процессе обучения. Частная самооценка формируется на основе оценок взрослых и на основе собственного опыта ребенка. Уже в младшем школьном возрасте дети начинают все более ориентироваться в самооценке. Благодаря интенсивному усвоению моральных норм, правил поведения и развитию рефлексии младший школьник уже способен правильно оценить свои успехи и неудачи.

Наиболее интенсивно формирование самооценки происходит в подростковом возрасте. Роль самооценки в формировании личности резко возрастает, как возрастает и уровень притязаний. Нередко подростки объясняют свой неуспех любыми, не зависящими от них причинами, лишь бы не признать своей несостоятельности. Одним из основных факторов формирования самооценки становится общение со сверстниками, друзьями. Реже подростки ориентируются на мнение родителей, а учителя отходят на второй план.

Для подростков с нарушениями слуха характерно своеобразное развитие личности и самооценки, что обусловлено сенсорной недостаточностью и искажением социальных условий развития.

В ходе эмпирического изучения самооценки подростков с нарушениями слуха с применением комплекса психодиагностических методик было выявлено своеобразие ее развития. Так, отмечается преимущественно заниженная самооценка. Наиболее низко подростки с нарушениями слуха оценивают такие свои особенности, как внешность, авторитет у окружающих, характер, а также самоинтерес, самопринятие, чувство собственного достоинства и т.д. Выявлено, что значимым фактором формирования самооценки подростков с нарушениями слуха является влияние семьи. Более адекватная самооценка отмечалась у подростков, воспитывающихся родителями с нарушениями слуха. У подростков с нарушениями слуха, воспитывающихся слышащими преобладали более низкие оценки собственных особенностей и качеств, недостаточная дифференцированность самооценки. Особенности самооценки зависят, по мнению американских судропсихологов, от многих факторов - времени и степени нарушения слуха, уровня интеллектуального развития ребенка, отношений в семье, типа посещаемой школы.

Методика «Лесенка»В.Г.Щур
Описание методики
Цель методики - исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Процедура проведения
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

Инструкция
«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».

Процедура проведения
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Интерпретация результатов

Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».


Категория: Блоги | Добавил: 196776
Просмотров: 174 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог