Сегодня: 01.06.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


«Особенности начального периода обучения младших школьников в классе баяна - аккордеона»

31.03.2020, 12:29
Суглобина Евгения Петровна
преподаватель, МБУ ДО ДШИ
Введение

Начальное обучение на любом инструменте – это один из самых ответственных этапов. Поэтому именно ему мне хочется уделить особое внимание.
Дальнейшие успехи начинающего музыканта во многом зависят от мастерства педагога, его профессиональных навыков, владения методикой индивидуального подхода, умение грамотно, конкретно и лаконично объяснить материал, помочь ученику добиваться первых положительных результатов.
Трудно перечислить все качества, необходимые преподавателю в его нелегком труде. Детский педагог должен обладать целым комплексом различных дарований, он должен многое знать и многое уметь. Однако самое главное, что требуется от него, это любовь к детям. Ошибки педагога, особенно на раннем, первоначальном этапе обучения музыке, могут нанести непоправимый ущерб ученику.
Работа с детьми может быть успешной только тогда, когда педагог опирается на глубокое знание детской психологии, понимает особенности детского возраста. Внимание к душевному состоянию ребенка – непременное условие работы с детьми. Нельзя начинать урок, если не создана благоприятная атмосфера душевного комфорта. Каждый ребенок, который заходит в класс, – это уникальный мир, единственное в своем роде сочетание особенностей личности, характера, темперамента. Важно уметь определить настроение ребенка, уловить его душевное состояние. Очень важно найти правильную тональность общения – с одним можно разговаривать только тихо и ласково, с другим необходимо использовать все богатство эмоционально раскрашенной речи. Но в любом случае одно из основных требований к педагогу – безмерное чувство такта и абсолютное уважение к ученику.
Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода. В донотный период педагог получает представление об индивидуальных особенностях ребёнка, его темпераменте, одаренности, общем развитии, во многом определяется степень интенсивности дальнейших занятий с учащимся. На мой взгляд, донотный период это тот небольшой отрезок времени, за который педагог должен не только успеть наладить контакт с учеником, но и успеть увлечь его музыкой и закрепить интерес к ней. От того насколько увлекательно и плодотворно пройдёт этот период зависит то, как сложится дальнейшая музыкальная судьба ребёнка.
Донотный период – что это? Это не означает, что мы ноты не изучаем. Это означает что мы по нотам пока не играем, но мы их изучаем устно. Донотный период в среднем длится два месяца но этот период, самый ответственный в обучении музыке и самый интересный. Это тот фундамент, на котором будет строиться всё дальнейшее обучение игре на инструменте.
Задачи донотного периода: дать не только необходимые теоретические сведения и привить первоначальные игровые навыки, подав их в интересной, доступной для ребенка форме, но и сформировать самое главное – увлеченность музыкой, интерес к занятиям, желание трудиться.
Начиная занятия с детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, сложным, что может показаться им утомительным и скучным. Трудовые обязанности ребенок узнает позже, в положенный срок, сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее.
Одно из условий в этих ранних занятиях - суметь привлечь к себе симпатии ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога. Ребенок от природы доверчив и восприимчив. Он всему верит, все впитывает, как губка. Поэтому надо серьезно и ответственно относиться к маленькой личности, начинающей обучение музыке.
Баян - аккордеон – инструмент достаточно сложный в начальный период обучения. Учащемуся приходится овладевать двумя различными клавиатурами в условиях отсутствия зрительного контакта с ними, затрачивать значительные физические усилия для извлечения звука при управлении мехом, решать различные координационно – двигательные задачи.
Самый главный вопрос, стоящий перед педагогом, как сделать так, чтобы учеба была в радость, как оградить ребенка от отрицательных эмоций, неудач и легко преодолеть барьеры начального периода, как сохранить светящимися глаза? Как же вести столь сложный учебный процесс, когда в класс заходит «маленький человечек», с тоненькими пальчиками и вопросительными глазами? Именно поэтому целью моей работы стало желание осветить оптимальные формы и методы работы на уроке в донотный период обучения. Обобщить опыт работы с маленькими детьми, поделиться своими наработками.

Психологические особенности обучающихся младшего школьного возраста

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Это период впитывания и накопления знаний. Если ребёнок в этом возрасте не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем ему будет труднее. Поэтому в развитии детей этого возраста очень важна роль педагога, умеющего внедрить эти знания в учебно-педагогический процесс и применить их в своей практике, учитывая особенности каждого ребёнка.
Преподаватель, занимающийся с детьми 6-8 лет должен быть большим знатоком детской психологии. В данный период происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). Возрастает в данный период подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, это является характерной особенностью младших школьников. Из этого следует повышенная эмоциональная возбудимость, непоседливость. Поступление ребенка в школу создает новые условия для личностного развития ребенка.
Этот возраст отличается многими специфическими характерными чертами:
- дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме. Урок надо составлять так, чтобы интерес не ослабевал.
- огромная восприимчивость к чувственным впечатлениям окружающего мира.
- ребенок легко воспринимает новое, но так же легко забывает выученное на уроке. Нужно обязательно возвращаться к пройденному, даже если ребенок хорошо его усвоил.
- мышление в конкретных образах.
Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности, прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые связанны с непосредственным познанием окружающего мира, т.е. ощущения и восприятия.
Однако восприятие младшего школьника отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, созерцательной любознательностью. Поэтому учителю необходимо подбирать дидактический материал небольшой по объёму и яркий по содержанию. Важно, чтобы ребёнок не перегружался информацией, не переутомлялся. Именно поэтому целесообразно на уроке использовать разные формы работы, чтобы переключать внимание ребёнка, избегать быстрой утомляемости. Активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одно из активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства, мысли.
Ученик и его возрастные особенности диктуют применение конкретных методических приёмов в обучении. Методика работы с обучающимися младшего школьного возраста определяется, прежде всего, образностью мышления шести - восьмилетних детей. Поэтому основой обучения с начинающими является эмоциональное воспитание детей, яркость и образность эмоциональных ощущений и представлений. Теоретические сведения и тем более формулировки, а их в этот период следует вводить по возможности меньше должны даваться неназойливо, как бы исподволь, в тесной связи с непосредственным музицированием в классе специального инструмента.
Успешности проведения уроков во многом могут способствовать элементы игры и занимательности. Основной метод обучения в этот период – дидактическая игра. Этот метод характеризуется доступностью, конкретностью, яркой образностью изучаемого материала, способствует поддержанию высокого уровня внимания у детей. Дидактическая игра строится на свойственной детям склонности к подражанию и воздействует на эмоциональную сферу ребёнка. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями. В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития ребёнка. Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребёнка, сознательного желания учиться.
В ситуации дидактической игры ребёнок усваивает программу значительно успешнее, нежели в ситуации учебного занятия, ведь в дидактической игре учебная задача - часть игровой ситуации с выполнением определённых правил. Игровая деятельность может включать в себя: пение, музыкально-ритмическое движение, игру на музыкальных инструментах и др.
В основу обучающей методики должна быть положена система развивающего обучения, дидактический принцип доступности – от простого к сложному, ежеурочное обновление заданий, отказ от непомерно длительных сроков работы над произведением, развитие инициативы и самостоятельности учащегося. Каждый урок служит маленьким звеном большой цепочки знаний, требует от педагога довольно объемной подготовительной работы. Все эти усилия окупаются сторицей. Через некоторое время мы получаем ученика, со сформировавшееся мотивацией обучения, приходящего на урок, как на праздник.

Содержание работы в донотный период обучения.
В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в узкий круг профессиональных навыков. Переходя к профессиональному обучению, следует в первую очередь стараться как можно легче и понятнее преподносить ребенку необходимые знания. Вместе с тем надо работать над воспитанием воли к труду. А целью труда, его стимулом должно быть стремление ученика ощутить результаты своей работы. Это стремление педагог должен как можно раньше пробудить у ребенка и всячески поддерживать в ходе занятий.
Поэтому с первых же занятий дайте этим маленьким деткам взять инструмент в руки и разрешите дергать его туда — сюда и давить на кнопки, извлекая разные звуки. Это его первая музыка, которую он делает сам. Ведь ради такой игры он и пришел на занятие. Он понимает, что самостоятельно может получать звук: громкий, тихий, длинный, короткий, одиночный, многозвучный. И это открытие! Это – стимул, подскок самооценки, мотивация к дальнейшему обузданию инструмента. Если этого не дать детям на начальной стадии обучения, то, скорее всего, вы получите вялого ученика, лишенного инициативы, фантазии. А такие дети больших результатов в музыке не добиваются.
Можно использовать различные задания – повторения. Педагог играет различные звуки, имитируя лай собаки, мычание коровы, гудок парохода и т.д. а ребенок повторяет, при этом меняется длительность, высота, темп, ритмический рисунок. Можно предложить ребенку поиграть в игру «Зоопарк в вагончиках». Преподаватель показывает картинки с разными животными (медведь, слон, мышка, зайка и т.д.). Ученик пытается передать образ животного на инструменте. Можно предложить ученику в качестве домашнего задания самому придумать животного и изобразить его на инструменте. Эти задания очень нравятся ребятам, они быстро раскрепощаются, демонстрируя свои способности и фантазию.
В донотный период предполагается следующее содержание работы: упражнения на освобождение корпуса и рук, изучение теоретического материала, в том числе и нот, усвоение основ посадки, постановку рук через игру по слуху правой, левой и двумя руками, работу с видеозаписями, игру в ансамбле с педагогом, слушание музыки.

Основные требования к формированию посадки за инструментом

Начальный период обучения игре на музыкальном инструменте является, как известно, наиболее важным и рассматривается как фундамент знаний и умений, который определяет дальнейшее движение учащегося по пути освоения инструмента.
Занятия на инструменте начинаются с важного момента - правильной посадки. Посадка баяниста-аккордеониста основана на естественности положения всех частей тела, свободе корпуса и его устойчивости. Соблюдение всех принципов дает возможность не уставать во время занятий и создает хорошие условия для правильной постановки игрового аппарата и инструмента.
Успешное развитие немыслимо без правильного выбора посадки учащегося, установки инструмента, постановки рук.
В соответствии с возрастом и физиологией конкретно каждого обучающегося должен быть подобран и сам инструмент. Правильная посадка такова, что корпус тела устойчив, не стесняет движения рук, определяет собранность музыканта, создает эмоциональную настроенность. Правильной считается та посадка, которая удобна и создает максимальную свободу действий исполнителя, устойчивость инструмента. Конечно, рациональная установка инструмента еще не все, но ученик и инструмент должны быть единым художественным организмом.
Для начинающих баянистов одной их проблем является умение приспособиться к инструменту.
Основные правила профессиональной посадки предусматривают:
а) сидеть на половине жесткого стула (высота сидения зависит от физических данных исполнителя: его бедра должны быть в горизонтальном положении, иначе нельзя будет достичь устойчивости инструмента);
в) учащийся должен иметь три точки опоры: опора на стул и опора ногами на пол – ноги слегка расставлены;
с) необходимо ощущать еще одну точку опоры – в пояснице (корпус при этом следует распрямить, грудь подать вперед).
Инструмент с собранным мехом ставят вертикально на образовавшуюся горизонтальную площадь бедер. Нижняя часть грифа баяна или аккордеона упирается в бедро (правое). Мех располагается на левом бедре. Своеобразное строение корпуса аккордеона (высота, большой гриф) допускает небольшой наклон его верхней части к исполнителю.
Наплечные ремни регулируются таким образом, чтобы не сдавливать грудную клетку и не затруднять дыхание ученика. Правый ремень, достаточно свободный, обеспечивает полную свободу действий правой руки, но не должен давать инструменту чрезмерно отодвигаться влево. Левый ремень обычно немного короче, так как на него ложится основная нагрузка по обеспечению движения меха.
Рабочий ремень левой руки тоже подгоняется с учетом того, чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры. Вместе с тем при разжиме и при сжиме меха левое запястье должно хорошо ощущать ремень, а ладонь – корпус инструмента. Нельзя придерживать инструмент подбородком или правой рукой.
В начальный период обучения игре на инструменте главным для педагога должно быть не исполнительство учащегося, а правильное формирование и закрепление исполнительских навыков - отдельных движений, приемов, действий и т. п. А это возможно только при правильной постановке инструмента чему необходимо уделять большое внимание.
Необходимо стремиться к органическому контакту со своим инструментом, стремится к приобретению так называемого «чувства» инструмента.
Ведь только если ребенку комфортно за инструментом, нет дискомфорта, зажатости, скованности он сможет воплотить все свои творческие намерения, замысел композитора, создать художественный образ. Добиться выполнения этой сложной задачи на первых уроках невозможно, но ее решение является конечной целью любого музыканта и педагога.

Упражнения на освобождение корпуса и рук.

Для того, чтобы ребенок ощутил правильность постановки инструмента считаю целесообразным делать упражнения на расслабление корпуса и рук. Например «Шалтай – болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить вниз, слегка наклонив туловище вниз. Руки раскачиваются по инерции.
«Солдатик и медвежонок». Упражнение выполняется сидя. По команде «Солдатик!» выпрямить спину и сидеть неподвижно. По команде «Медвежонок!» расслабить и округлить спину, как у толстенького медвежонка.
«Мячик». Выполняется стоя. Руки ребенка полностью расслаблены, чтобы кисти их можно было подбрасывать и ловить как мячик. Ученик кладет свою руку на ладони преподавателя. Тот своей рукой подбрасывает руку ребенка вверх и ловит её.
«Брызги». Упражнение выполняется стоя, руки перед собой; на счет «раз» - руки сжаты в кулак; на счет «два» – руки резко расслабляются, как бы «стряхивают воду».
«Кисточка» - для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз.
Очень важно в самом начале обучения подготовить правильное использование игрового аппарата. Постановка «рук», как и посадка будущего музыканта, формируется в процессе привыкания к инструменту. Под этим термином принято понимать движение рук, изменчивость различных положений их во время игры. Выработка свободы рук – это сложный процесс, построенный на ощущениях. Ученик должен «хорошо ощущать руку», «ощущать вес пальцев». Отсутствие такого ощущения приведет к зажатости руки, поэтому и надо основу естественных свободных игровых движений закладывать в начальном периоде обучения. Необходимо научить ребенка находить удобные движения, прислушиваться к своим ощущениям, учиться чувствовать свои пальцы рук во время игры.
Когда ребенок впервые берет в руки инструмент и пробует нажимать кнопки, пальцы упрямо отказываются слушаться. Даже беспорядочное нажатие кнопок вызывает затруднение. О чем это говорит? Во-первых, ребенок столкнулся новым видом деятельности, к которой моторика его пальцев не подготовлена. Чтобы точно, слаженно и достаточно быстро нажимать кнопки клавиатуры в заданной последовательности необходимо время для привыкания пальцев к клавишам, нужны устойчивые психофизические связи, позволяющие выполнять без проблем это действие. Здесь поможет простая тренировка. Заставляем пальцы работать. Включаем в процесс обучения специальную гимнастику для пальцев, благодаря которой ребенок будет осваивать «мышечную азбуку». Упражнения для укрепления и развития имеют несомненные достоинства. Это их простота и универсальность, отсутствие каких-то специальных приспособлений и, что немаловажно, безопасность. Несложные в техническом отношении они обеспечивают мощную тренировку и подготовку пальцев к достаточно сложным действиям при обучении игре на инструменте. Использование пальчиковых упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее воздействие на мозг, вызывая у занимающихся эмоциональный подъем и сброс нервно-психического напряжения.
Ребенку предлагается, не глядя на руку, вслед за взрослым воспроизводить различные позы пальцев:
- все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;
- 1 – й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
- указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
- 2 – й и 5 – й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
- 2 – й и 3 – й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;
- 2 – й и 3 – й пальцы выпрямлены, а остальные собраны в кулак («зайчик»);
- 1 – й и 2 – й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.


Игры на сжатие, расслабление, растяжение пальцев:
«Замок»: руки складываются в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали, (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
- Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)
- Потянули (тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)
- И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны).
Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения ученика успевали совпадать с ритмом. Особенно выделяйте финальное движение «открыли» – итоговое движение – широко открытый замочек.
«Распускается цветок» – из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
«Пальчики здороваются» (1 вариант): на счет «1 – 2 – 3 – 4 – 5» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.
«Пальчики здороваются» (2 вариант) – указательный, средний, безымянный и мизинец каждый пальчик «здоровается» по очереди с большим пальчиком. Можно выполнять одной рукой или двумя одновременно медленно, а затем быстро.
Игра «Мячик»: «проскачи» пальчиками правой руки, как мячик (большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний, большой и указательный).
Мячик, мячик, прыг-скок,
Догони меня, дружок,
От меня не убегай,
Поскорее догоняй.
Игра «Колечки»: сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.
В начальный период очень важно и полезно выполнять упражнения за столом. Все упражнения выполняются вначале одной рукой, а затем другой и двумя руками.
«Паучки». Выполняется сидя за столом. Руки слегка согнуты в локтях. Кисть – «паучок», стоящий на пяти лапках. Пальцы «лапки» стоят на подушечках. На «лапках» есть бугорки – суставчики, их нельзя выпрямлять или прогибать (это «коленочки лапок»), они должны быть закругленными. Приподнять кисть и дать ей упасть на подушечки пальцев. Упражнение повторяем правой рукой, затем левой, затем обеими руками.
«Воробышки клюют». Исходное положение: «рука – паучок». Каждый палец поднимается и падает на подушечке по 4 раза. Замах пальца быстрый, удар лёгкий, после следует расслабление. При этом можно произносить разные считалки, стишки, которые ребенок может придумать сам.
«Пальчики шагают» - «шагают» два любых пальчика одной руки.
«Перелеты птички с приземлениями» - дугообразные и волнообразные перемещения по клавиатуре.
Кисть руки располагается на столе, как на клавиатуре. Пальцы немного закруглены, опираются на стол подушечками, а первый палец уголком крайней фаланги. Ладонные мышцы не касаются стола.
Отталкиваясь пальцами и кистью, рука описывает дугу, приземляясь в другом месте.
Эти упражнения хороши для маленьких детей 6 – 7 лет. А если сочетать упражнения со сказками, ребенок с большим интересом включается в игру и даже просит повторить игры на следующем уроке.
Как от любой физической нагрузки руки естественно будут уставать, после чего им необходимо давать отдых. Руки во время выполнения упражнений должны быть пластичными и красивыми. Необходимо избегать угловатых и неуклюжих движений. Повторение этих упражнений полезно и во время практических занятий на инструменте.
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно пальчиковые игры, используемые в процессе обучения игры на музыкальном инструменте, помогают ребенку развиваться и в интеллектуальном (познавательном) направлении. Например, произвольность процессов памяти, внимания, мышления, восприятия формируется более успешно, и начинает доминировать над непроизвольностью именно у детей, занимающихся музыкой. Практически на уроке игровые элементы составляют малую часть занятия (5–7мин.), но результат не заставляет себя долго ждать. Ученики отличаются заинтересованностью, хорошей концентрацией внимания, устойчивостью восприятия учебного материала.

Игра по слуху. Знакомство с клавиатурами баяна - аккордеона.
К числу важнейших постановочных навыков относится ведение меха. Мех является главной особенностью звукообразования на баяне и аккордеоне. Начинать работу над правильным ведением меха необходимо на первых уроках и контролировать в течение всего первоначального периода обучения.
Во время игры левая рука выполняет три основных функции:
1) сжимает и разжимает мех;
2) нажимает клавиши;
3) передвигается вдоль клавиатуры.
При ознакомлении учащегося с левой клавиатурой необходимо объяснить порядок расположения клавиш, основные условия правильного положения левой руки, привить первые двигательные навыки, основы аппликатуры.
Учащемуся необходимо запомнить основные условия правильного положения руки во время игры.
1) Локоть левой руки должен быть в согнутом положении и находится на некотором расстоянии от корпуса исполнителя.
2) Форма кисти округлая, рука выдвинута настолько, чтобы все 4 играющих пальца находились на основном ряду левой клавиатуры.
3) Во время игры большой палец должен свободно скользить по краю корпуса, не меняя своего положения. Необходимо следить, чтобы при движении меха на разжим большой палец не ставился на крышку корпуса, для этого надо точнее подогнать левый ремень. Следует также контролировать положение руки при движении меха на сжим, не допуская, чтобы ладонь плотно прилегала к крышке инструмента, так как это будет сковывать работу пальцев.
Кроме непосредственной игры на клавиатуре левая рука занята также важнейшей работой – меховедением. Руке не следует болтаться между ремнем и корпусом инструмента. При полном ощущении свободы ей необходимо постоянно контактировать с ремнем и крышкой корпуса, что дает нам возможность в любой момент незаметно сменить мех.
В течение всего первоначального периода обучения педагог должен контролировать и корректировать правильное положение рук во время игры. Главная задача преподавателя не только рассказать и показать правильное положение рук, но и научить осознанно и осмысленно относиться к этой проблеме, и самостоятельно контролировать свои домашние занятия.
Левая клавиатура в донотный период осваивается через игру упражнений по слуху. Очень хорошо дети реагируют на образные задания, когда задания подкрепляются сказкой, рассказом. Например:
«Вини Пух ходит в гости». На клавише «до» живет наш музыкальный Вини пух. Вот его дом и он очень любит петь песенки. А ниже на клавише «фа» живет его друг Пяточок. А выше на клавише «соль» живет Кролик. Однажды Вини пух проснулся и сказал: «Кто ходит в гости по утрам тот поступает мудро». Он с утра спел сначала свою песенку (играем ноту «до» на разжим и сжим), потом решил сходить к Пяточку и спел ему песенку, потом вернулся домой с нова спел свою песенку играем ноту «фа» на разжим и сжим»), потом заглянул к Кролику (играем ноту «соль» на разжим и сжим), но в гостях хорошо а дома лучше и вернулся домой (играем снова ноту до).
«Винни – Пух с Мажориком ходят в гости». У Винни пуха появился друг Мажорик и теперь они вместе взявшись за руки ходят в гости к Пяточку и Кролику (играем аналогично но вместе с мажорным аккордом). И так далее перемещаемся по левой клавиатуре, расширяя знания, знакомя с другими нотами и аккордами (минор). Осваиваем штрихи: сначала играем длинными звуками (песенки), затем начинаем играть бас и аккорды коротко (танец).
На начальном этапе обучения нужно связывать нотный материал со словом, используя доступные ребенку тексты. Пение, несомненно, влияет на понимание музыки и ее эмоциональное исполнение. Такая важная задача как пение с первых уроков способствует развитию у учеников интонации и внутреннего слуха. Следует учесть, что весь начальный репертуар составляют песенки, считалки, прибаутки, исполняющиеся, как правило, на одной-двух нотах.
Знакомство с белыми клавишами правой клавиатуры также начинается в донотный период.
Играя по слуху одной (правой) рукой, учащийся осваивает простейшие песенки. Для запоминания расположения звуков гаммы до мажор я обычно использую песенный материал. Каждой ноте соответствует своя песенка и характеристика. То есть каждая клавиша вводится в качестве новой темы. Игра на инструменте и одновременное пропевание мелодий со словами способствует развитию координации между голосом и внутренним слухом.
В этот период мы работаем с методическим пособием «передвижка».


Что это значит? Песенки разучиваем по слуху. Ребенок должен их запомнить. А как запомнить?. Сначала играет и поёт учитель, затем ученик поёт вместе с учителем, далее поём песенку нотами, прохлопываем, потом подходим к передвижке и начинаем выкладывать ритм передвигая белые пуговицы - это длинные звуки и черные пуговицы – короткие звуки. Далее разбираем сколько фраз, чем они отличаются. Затем ребенок садиться за инструмент и не глядя на клавиатуру играет эту песенку на одном звуке «до». Затем эту же песенку на звуке «ре» и т.д. (обязательно одновременно напевая). Позже когда у нас будут песенки в составе которых 3 или 4 звука мы на передвижке выкладываем сначала ритмический рисунок, затем выкладываем нотами (звуковысотное расположение) на передвижке и поем нотами, то есть учим песенку нотами. Тем самым ребенок и закрепляет местоположение нот на нотоносце.
Обучение идет не глядя на клавиатуру. Я считаю, что с самого начала необходимо вырабатывать осязательное ощущение клавиатуры а не зрительное. Штрих используем нон легато. Применение его наиболее целесообразно, потому что именно при этом штрихе ребенок может проконтролировать весовую нагрузку с помощью которой он преодолевает сопротивление пружинки, т.е. необходимое усилие. Дальше на этой клавише он должен расслабить палец. Поэтому никаких высоких замахов не делаем. Сколько труда, сил и времени уходит в этот период на освобождение пальцев, собранность кисти и свободу запястья – не передать словами. Зато затем полнейшая свобода правой руки и беглость пальцев при игре. А это дорогого стоит.
Самый трудный в координационном плане этап соединения партий обеих рук осуществляется также при игре по слуху. Здесь тоже используются образные сравнения и вводятся новые герои, которые сначала поют вместе, а затем танцуют, то есть в правой руке длинная нота (песенка) а в левой переходим к игре коротких басов и аккордов. Эти движения детям трудно скоординировать и поэтому требует более тщательной проработки на протяжении нескольких занятий.
Музыкальные произведения не смотря на краткость и простоту, приносят большую пользу. Заниматься ими нужно на каждом уроке непродолжительное время, не «копаться» в них, не утомлять ребенка. Нужно всегда помнить, что на одном уроке не достигнешь безупречного качества исполнения, успех приходит только в результате систематической работы. Важно накапливать исполнительский репертуар. Только тогда ученик ощущает свой успех, только в этом случае у него есть интерес к занятиям, есть стимул и желание трудиться. А наша задача незаметно шаг за шагом двигать ребенка вперед.
Работа по изучение и освоению теоретического материала

Изучение нотной грамоты идёт параллельно с обучением игре на инструменте. Но урок специальности не должен дублировать урок сольфеджио.
Ученику приходиться запоминать много новых слов, определений, понятий, поэтому следует давать минимум элементарных сведений, необходимых для занятий в данный момент.
Но не надо избегать музыкальных терминов. Напротив, такими словами как мелодия, такт, темп, аккомпанемент, ансамбль, ритм нужно пользоваться систематически в процессе работы. Тогда новые слова станут для него названием знакомых вещей, он легко поймет их значение и научится правильно пользоваться ими.
Объем теоретических знаний достаточно обширен: объяснение новых тем, показ на инструменте, использование дидактических игр. Параллельно ученик запоминает местоположение нот, устно «читает» их с листа, выполняет письменные задания, работает по музыкальным прописям. Лучше запомнить теоретический материал поможет чтение стихов (поначалу в исполнении педагога, а затем и ребенка). Работая с учеником над умением находить нужные интонации, выделять главные по смыслу слова, определять темп, настроение, педагог развивает эмоциональную сферу ребенка, подготавливает его к прочувствованному исполнению музыкальных произведений.
Домашние задания опрашивать можно в игровой форме. Для этого я использую пособия:
- «Вперед герой» (это может быть солдатик или герой мультфильма, фигурки из киндер сюрпризов). Задаем вопрос по домашнему заданию. Если ребенок правильно отвечает шагаем вперед, если забыл то назад;
- «Кто первый». Есть две дорожки. На одну ставим например Машу (за нее шагает ребенок) из мультфильма на другую медведя (за него шагает учитель) из того же мультфильма «Маша и медведь». И так же задаем ребенку вопросы. Если ребенок отвечает правильно, то он шагает вперед, если что- то забыл то шагает учитель. Тем самым видно сколько ответов дал ребенок правильно, а сколько нет. Таким образом вводится понятие оценки. И ребенку становится понятно, что оценку надо заработать, ему наглядно видно, что он где то что – то еще не знает, надо что – то повторить.

Слушание музыки.
Слушание музыки – очень важный раздел. Каждый урок должна звучать музыка, где же ему еще послушать живую музыку. Это обогащать запас его музыкальных впечатлений, учит слушать и сопереживать музыку, способствует осмысленному её восприятию. А развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений - один из важнейших методов обучения игре на музыкальном инструменте. Эту работу следует проводить систематически. Дети слышат на занятии разную музыку и тем самым можно уже говорить об образе, характере звучащих музыкальных произведений.
Дети младшего школьного возраста уже могут самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, услышать динамические оттенки, понять настроение музыкальных пьес. Он наблюдателен, способен определить:
- музыку веселую, радостную, спокойную;
- звуки - высокие, низкие, громкие, тихие;
- в пьесе - части (одна быстрая, а другая медленная).
И тем самым мы уже изучаем такие темы как контраст, темп, динамика, штрихи и др. на примере исполняемых педагогом произведениях. Можно пьесы, написанные в мажоре исполнить в миноре. Услышит ли ученик разницу? Если нет, обратить его внимание на это событие. На этом примере, объяснить какое звучание соответствует "веселому", а какое "грустному" содержанию пьесы, песни. Тем самым знакомим с темой лады в музыке. Если ученик слышит игру в исполнении педагога – это своего рода звучащий эталон к чему он должен стремиться. Тем самым он видит, как преподаватель обращаетесь с инструментом, заражается игрой, у него появляется музыкальный вкус. Когда это он еще так заиграет, а так он постоянно слышит и классическую музыку и народную и известные и любимые детские песенки.

Работа над ритмом

Ритм - одно из важнейших понятий в музыке. Воспитанием чувства ритма необходимо заниматься с самых первых уроков.
Очень важно в первоначальный период обучения сформировать у детей понятие ритмической пульсации. В работе по развитию ритма необходимо применять декламационный метод обучения. Это способ работы по развитию метроритма весьма результативен. Их основой является слово со своим ритмом и эмоциональным содержанием. При подборе стихов необходимо учитывать, чтобы стихи были с устойчивой ритмикой, то есть однообразным распределением ударных слогов в строфе, состоять из коротких фраз, где четко прослушивается метрический пульс. Для этого хорошо подходят детские считалки «Андрей-воробей», «Солнышко», «Василек», «Дин-дон», «Ходит слон» и др.
Ученикам очень нравятся упражнения, в которых можно использовать разнообразные формы для развития чувства ритма: шагать, хлопать, записывать ритмические схемы, проигрывать одним пальцем, играть на шумовых инструментах. Самое главное – между учащимся и педагогом происходит увлекательное эмоциональное общение, при котором учащийся раскрывается, заинтересовывается занятиями, а педагог, в свою очередь, выясняет, что удается с легкостью, а над чем в дальнейшем придется поработать, чему надо будет уделять особое внимание.

Как мы работаем? Сначала я предлагаю выразительно прочитать стихи, а потом прохлопать в ладоши, определить длинные и короткие слоги-хлопки и получить понятие длинных и коротких слогов-звуков. В обучении важно синтезировать речь, слух, ритм, эмоции, включенность. Ориентир на то, что мы вырабатываем чувство внутренней пульсации, так называемые внутренние часики. Например: вот шаг, вот две ноты на шаг, вот два шага в одну ноту. Потому что вначале достаточно трудно играть и считать.

А вот для изучения темы размер использую методическое пособие «Музыкальный дом». В нем 4 комнаты. Каждая комната называется такт. А стеночка – это тактовая черта. А две цифры в начале – это список жильцов. Нижняя цифра покажет кто в такте - комнате живет. Сколько в комнате жильцов цифра верхняя покажет. Потом достаем нотки: четвертные, восьмые, половинные и просим ребенка заселить дом. Например заселить дом так чтобы в нем были только четвертные. Таким образом решаем ритмические задачи. Ребенок думает, сравнивает, анализирует и запоминает. Эта игра используется для разрядки и для тренажа.

Игра в ансамбле.
Ансамбль – это вид совместного музицирования.
Игра в ансамбле очень важная составляющая занятий в этот период обучения. Совместное музицирование способствует развитию более устойчивого чувства ритма, обогащает гармонический слух, подпитывает ученика музыкальной энергетикой педагога. Учитель и ученик во время игры - одно целое, это сближает их, благотворно сказывается на взаимоотношениях. Одна пьеса изучается в течение нескольких занятий, меняются только темповые и динамические задачи.
Практика показывает, что ансамблевая форма работы в начальный период обучения не только возможна и результативна, но и очень привлекательна для маленьких детей.

О структуре урока.
Ребенку предстоит осваивать на уроке специальности очень разный материал, поэтому необходимо чтобы в распоряжении преподавателя были разнообразные способы и приёмы работы. В этом есть свое преимущество: оживленное чередование различных видов занятий помогает держать интерес детей всегда на высоком уровне. Но хочется отметить, что обучение не смотря на множество и разнообразие форм работы в донотный период должно быть систематичным, Трудно давать общие советы о том, как это делать, потому как каждый ребенок индивидуален, имеет свои особенности, свои способности и на каждом уроке стоят свои задачи по преодолению определенных моментов. Урок является основополагающим в процессе обучения.
Хорошо построенный урок, невзирая на форму, в которой он осуществляется, должен быть составляющим «звеном» процесса обучения в целом, который бы охватывал: ознакомление с новыми понятиями, усвоение новых навыков и их закрепление, связь теории и практики, обобщение новых знаний и проверку достигнутых результатов. Упущение одного из элементов может нанести вред успешному ходу преподавания.

Каждый урок должен иметь неповторимую структуру, так как это есть индивидуальные занятия, передача навыков и знаний которые направлены и передаются к отдельно взятому ученику. Таким образом, можно выбирать методы, соответствующие интересам и способностям определенного ученика. В этом и кроется опасность, что педагог станет использовать определенный шаблон, или лишь узко ограниченные методические средства, что со временем может привести к ослаблению творческого роста ученика. Поэтому я считаю, что нежелательно твердо придерживаться какого-либо шаблона внутреннего ведения урока, но это не означает, что он не должен иметь дидактически направленной системы обучения, в общем. Например:

1. Начать урок с беседы – собрать внимание ребенка, настроить его на «музыкальный лад».
2. Проверить домашнее задание, подробно расспросить ученика о пройденной теме, объяснить еще раз, если не дает полного ответа, и повторить его снова, вместе с ним вслух.
3. Дать задание в нотной тетради на пройденную тему (например, нарисовать ноту фа, потом превратить ее в другую длительность, используя штили, и др.), усложнять задание, задавать встречные вопросы, чтобы выяснить «пробелы» в изучении, и еще раз, если нужно, объяснить ученику как правильно. Прохождение новой темы, или закрепление предыдущей.
4. Игра на инструменте. Применение знаний на практике. Постановка игрового аппарата, упражнения на подвижность пальцев, проигрывание пьес, где идет постоянный контроль, за правильностью движений учащегося со стороны преподавателя.
5. Отдых. Отвлеченные беседы.
6. Задание на дом (записать в дневнике) с объяснением ребенку, что нужно сделать дома (подробно).
Эту схему можно использовать как одну из возможных, а не как постоянно действующую, которую нельзя модифицировать. Причем в индивидуальном обучении детей в подготовительном классе специальности,
подвижность внутренней структуры урока, ее варьирование и импровизация необходима.
Педагогическое искусство состоит не в том, что преподаватель строго соблюдает план урока, а в его способности разрешать непредвиденные ситуации, возникшие на уроке, и притом ненавязчивым и интересным образом, так, чтобы это не навредило главной линии развития ребенка.
Многие неудачи ребенка в донотный период учитель должен расценивать не как лень, а как неумение работать над встретившимися трудностями, ученик «не волшебник, он только учится» и потому имеет право на ошибку. Не забывать о перерывах в работе. Под запретом должно быть слово «плохо», лучше заменить его на «не совсем удачно». Помнить, что на фоне отрицательных эмоций условные связи не формируются.
Несмотря на подготовку и продумывание каждого конкретного урока, работа с детьми – это зачастую в значительной степени импровизация. Она может быть успешной только тогда, когда опирается на глубокое знание детской психологии. Но самое главное качество наставника – вера в достижении хороших и отличных результатов в развитии своих наставников.

О работе с родителями.
Еще одно важное требование – постоянное тесное, творческое сотрудничество с родителями учеников. Педагогический такт располагает к себе не только детей, но и родителей. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, поэтому считаю, что присутствие родителя на уроках и контакт с преподавателем – особенно в начальный период обучения не только возможен, но и нужен. Родители помогают педагогу создать более точное и полное представление об ученике, его характере, особенностях мышления и других деталях воспитания.
Как правило, мамы или бабушки, у которых нет музыкального образования, но вникая в процесс занятий, смогут помочь в домашних условиях правильно организовать рабочее место, подобрать стул необходимой высоты (а это очень важное и необходимое условие успеха ребенка). Смогут оказать помощь начинающему музыканту в подготовке к урокам, повторить с ними пройденный материал. В семье появится общая тема разговора, ребенок не будет чувствовать себя брошенным и забытым, он будет радоваться своим успехам и делиться своими впечатлениями, рассказывая о музыке и о занятиях на уроке. А это в свою очередь даст благоприятное развитие отношений как между ребенком – родителем, так и между ребенком – преподавателем.
Применение технических средств обучения в век компьютеризации – это насущная необходимость. На занятиях использую видеокамеру, что дает возможность родителям посмотреть и понять, что на данном этапе работы необходимо сделать ребенку, на что обратить внимание, чем помочь. Это помогает даже на расстоянии вовлечь родителей в образовательный процесс. С другой стороны игра перед камерой имеет равноценный психологический эффект игры на публике, тем самым ребенку легче будет выступать на сцене, так, как он уже в классе при сдаче пьес для записи учится собираться, концентрировать внимание на своей игре.
Непосредственно на уроке записывается вся «музыкальная биография» ученика- стихи, первые песенки, исполняемые им по слуху. Подобный вид деятельности стимулирует учащихся, побуждает к более серьезной домашней подготовке. Эта форма работы поднимает качественный уровень обучения на более высокую ступень.

Заключение
"Я глубоко убеждена, что первый этап обучения, является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Это как бы посадка первого семени, из которого впоследствии вырастит огромное дерево" – так пишет в учебном пособии А. Артоболевская. И с этим трудно не согласиться. Ведь именно в начальный период происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощущения.
Донотный период— это фундамент, на котором строится все обучение игре
на инструменте. Он позволяет ребёнку уже играть произведения в ансамбле с преподавателем, не зная нот. Это настраивает его на то, что обучение музыки не будет для него сложным, занудным и затруднительным занятием. В этот период происходит постановка рук, – а это является основополагающим в начальный период обучения. Обучающийся учится видеть свои ошибки, исправляет их, довольно легко выучивает произведения, загорается игрой. Затем начинает фантазировать, импровизировать, играя это уже только двумя руками, либо в других октавах и т.д. Всё это пробуждает интерес, доставляет огромную радость и приводит ребёнка в восторг. Когда ребёнок узнаёт нотную грамоту, несколько задач по постановке рук уже выполнены, наработана начальная техника. Поэтому игра по нотам для ребёнка не трудна, а наоборот, – интересна, он как бы читает новую страничку книги.
Задача этого периода обучения - введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной для этого возраста форме. Все, чему мы хотим научить ученика, следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать, включая ученика в активную работу с первых шагов обучения. Ведь от того, каким образом была проведена эта работа, будет зависеть успех дальнейшего роста юного музыканта.



Используемая литература и интернет ресурсы
1. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой.: Учебное пособие [Текст]/А.Д.Артоболевская.- М.: Советский композитор, 1987.- 101с.
2. Г.И.Крылова. Азбука маленького баяниста, - М., ВЛАДОС – ПРЕСС, 2010.
3. Ю.П.Кузин. Методическое пособие. Доинструментальный период Новосибирск, 1999.
4. Т.А.Рокитянская. Методическое пособие «Воспитание звуком». – Ярославль, ООО Академия развития
5. Лазарева А.Д. Учимся играя: пособие для преподавателей, детей и родителей / А.Д. Лазарева. Харьков: Крок, 1997. - 68 с.: нот.
6. Алексеев, И. Методика преподавания игры на баяне / И. Алексеев. – Киев, 1966.
7. Говорушко, П. Об основах развития исполнительских навыков баяниста / П. Говорушко. – Л., 1971.
8. Говорушко, П. Основы игры на баяне / П. Говорушко. – Л., 1963.
9. Егоров, Б. Общие основы постановки: Баян и баянисты / Б. Егоров. – М., 1974.
10. Липс, Ф. Искусство игры на баяне / Ф. Липс. – М.: Музыка, 1985.
11. Лазарева А.Д. Учимся играя: пособие для преподавателей, детей и родителей / А.Д. Лазарева. Харьков: Крок, 1997. - 68 с.: нот.
12. https://revolution.allbest.ru/music/00380475_0.html
13. https://studbooks.net/1902695/pedagogika/formy_metody_obucheniya_detey_igre_fortepiano
14. https://open-lesson.net/622/
15. https://shkolamuzikant.ru/donotnyj-period-u-nachinayushhix-bayanistov/


Категория: Блоги | Добавил: RUKA
Просмотров: 74 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 01.06.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог