Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Особенности обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

СКАЧАТЬ (19.5 Kb) 21.11.2023, 21:27
Литвак Елена Владимировна
учитель начальных классов, ГБОУ Школа №117 г.Москвы
Сегодня мы видим серьёзные  перемены в системе образования : в осмыслении  его целей, содержания, методов. В сфере образования детей с ограниченными возможностями  здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребёнка. В общеобразовательных школах вместе со всеми детьми обучаются дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Диапазон  различий  в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  чрезвычайно велик.

При обучении детей с ОВЗ необходимо понимание того , что эти дети  нуждаются  в особенном индивидуальном подходе, в реализации  своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Главным моментом этой ситуации является то , что эти дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются :
  • создание положительного психологического климата в классе;
  • установление тесного сотрудничества  между педагогом, ребёнком, родителями и специалистами сопровождения.
Отсюда вытекают  основные требования к уроку с детьми с ОВЗ:
  • Комфортные условия на уроке
  • Сотрудничество учителя и ученика
  • Разнообразные виды деятельности
  • Воздействия на все органы чувств
  • Обращение к опыту ребёнка
  • Задания малыми дозами
  • Ребёнок должен испытывать успех в преодолении трудностей
Для учителя, работающего с детьми с ОВЗ, всегда актуален поиск эффективных  методов и приёмов обучения.

Вот некоторые из них,  дающие положительную динамику:
  • Индивидуальный подход на всех этапах обучения
  • Создание на всех этапах обучения благоприятных отношений между всеми участниками процесса
  • К подаче материала подходить обдумано,  не требовать от обучающегося  того, что он не может сделать
  • Частая смена деятельности
  • Максимальное использование наглядности опорных схем, рисунков , таблиц  и т д
  • Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднения с ответом
  • Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь
  • Снижение объёма и скорости  выполнения письменных заданий по всем предметам
  • Поддерживать в детях желание работать (лучший стимул- похвала)
Для детей с ОВЗ  особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов  своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.

У большинства учеников отмечается недостаточный уровень познавательной  активности , незрелости мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому использование активных форм, методов и приёмов обучения является необходимым средством повышения эффективности  как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

Активные методы обучения очень разнообразные и гибкие. Их можно использовать на различных этапах урока, с разными возрастными группами и на различных уроках , других занятиях.
Так, например,  в начале урока могут быть  использованы  такие методы как :  «Подари подарок другу.»
          «Поздоровайся локтями»
         «Поздороваемся ладошками»
          «Поздоровайся глазами» и др
Работа с книгой.
Предполагает разные виды деятельности: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика
Метод  «Пометки на полях»
Может быть использован при ознакомлении  с новым  материалом на уроках окружающего мира , литературного чтения.
Позволяет ученику  отслеживать своё понимание прочитанного задания или текста.
Пометки могут быть , например, такие :
«Галочка» (v) – отмечается информация уже известная ребёнку
«Плюс»  (+) – это новая для ученика информация
«Вопрос»  (?) -  то, что осталось непонятным и требует разъяснений

Метод «Направленное чтение»
Этот метод помогает направлять  учащихся  при чтении с помощью вопросов. Читаю произведение  , учащиеся ищут  ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением.

Приём «Паучок понятий»
Зрительный приём для запоминания  термина  (тельце «паучка»)  и его основных понятий , свойств ( ножки «паучка»)

Восприятие материала на определённом этапе  урока с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия , внимания, памяти; переключения  эмоционального настроя детей.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Активные методы релаксации позволят сделать это , не выходя из класса. Особенно это актуально  при работе с детьми с ОВЗ.

Все вышеперечисленные методы и приёмы  организации обучения  в той или иной степени стимулируют познавательную активность у учащихся с ОВЗ.

Вера в возможности ребёнка способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагогов  в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной  работы.

Литература:
1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003
2. Истратова О.Н  Практикум по психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007


Категория: Блоги | Добавил: l4578
Просмотров: 144 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог