Сегодня мы видим серьёзные перемены в системе образования : в осмыслении его целей, содержания, методов. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребёнка. В общеобразовательных школах вместе со всеми детьми обучаются дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик.
При обучении детей с ОВЗ необходимо понимание того , что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Главным моментом этой ситуации является то , что эти дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются :
- создание положительного психологического климата в классе;
- установление тесного сотрудничества между педагогом, ребёнком, родителями и специалистами сопровождения.
Отсюда вытекают основные требования к уроку с детьми с ОВЗ:
- Комфортные условия на уроке
- Сотрудничество учителя и ученика
- Разнообразные виды деятельности
- Воздействия на все органы чувств
- Обращение к опыту ребёнка
- Задания малыми дозами
- Ребёнок должен испытывать успех в преодолении трудностей
Для учителя, работающего с детьми с ОВЗ, всегда актуален поиск эффективных методов и приёмов обучения.
Вот некоторые из них, дающие положительную динамику:
- Индивидуальный подход на всех этапах обучения
- Создание на всех этапах обучения благоприятных отношений между всеми участниками процесса
- К подаче материала подходить обдумано, не требовать от обучающегося того, что он не может сделать
- Частая смена деятельности
- Максимальное использование наглядности опорных схем, рисунков , таблиц и т д
- Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднения с ответом
- Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь
- Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам
- Поддерживать в детях желание работать (лучший стимул- похвала)
Для детей с ОВЗ особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.
У большинства учеников отмечается недостаточный уровень познавательной активности , незрелости мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому использование активных форм, методов и приёмов обучения является необходимым средством повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.
Активные методы обучения очень разнообразные и гибкие. Их можно использовать на различных этапах урока, с разными возрастными группами и на различных уроках , других занятиях.
Так, например, в начале урока могут быть использованы такие методы как : «Подари подарок другу.»
«Поздоровайся локтями»
«Поздороваемся ладошками»
«Поздоровайся глазами» и др
Работа с книгой.
Предполагает разные виды деятельности: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика
Метод «Пометки на полях»
Может быть использован при ознакомлении с новым материалом на уроках окружающего мира , литературного чтения.
Позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания или текста.
Пометки могут быть , например, такие :
«Галочка» (v) – отмечается информация уже известная ребёнку
«Плюс» (+) – это новая для ученика информация
«Вопрос» (?) - то, что осталось непонятным и требует разъяснений
Метод «Направленное чтение»
Этот метод помогает направлять учащихся при чтении с помощью вопросов. Читаю произведение , учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением.
Приём «Паучок понятий»
Зрительный приём для запоминания термина (тельце «паучка») и его основных понятий , свойств ( ножки «паучка»)
Восприятие материала на определённом этапе урока с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия , внимания, памяти; переключения эмоционального настроя детей.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Активные методы релаксации позволят сделать это , не выходя из класса. Особенно это актуально при работе с детьми с ОВЗ.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность у учащихся с ОВЗ.
Вера в возможности ребёнка способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагогов в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Литература:
1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003
2. Истратова О.Н Практикум по психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
|