Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Особенности обучения детей с тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)"

СКАЧАТЬ (14.8 Kb) 03.03.2021, 09:32
Первухина Анна Олеговна
учитель, МБОУ "С(К)ОШИ №111"
Для обучающихся коррекционной школы, осваивающих 2 вариант адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с нарушениями слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью наблюдается выраженное недоразвитие мыслительной деятельности, которое препятствует освоению предметных учебных знаний. Оно выражается в неспособности обучающегося создать из деталей единое целое (синтез). Такие дети не могут анализировать наблюдаемый объект, давать сравнительную характеристику двух объектов. Им очень сложно обобщать, выделяя одну общую черту у нескольких предметов. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности. Низкий уровень развития активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного характера. Также у таких детей наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или практически невозможно формирование устной и письменной речи.

Что еще характеризует детей с тяжёлой умственной отсталостью? Практически всегда такие дети с имеют дополнительные расстройства и нарушения различной этиологии: нарушение координации, точности и темпа движений. У некоторых детей наблюдается повышенная возбудимость, которая может сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью.

Наиболее типичными для данной категории обучающихся также являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: захват карандаша, ручки, застегивание пуговиц, завязывание шнурков и др.

Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании - раздевании, приеме пищи, совершении гигиенических процедур.

В связи с этим, ребенок с тяжелой формой умственной отсталости требует помощи, объем которой превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

Для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития необходимо:
 создать оптимальные пути развития;
 использовать специфические методы и средства обучения;
 индивидуализировать обучение, сделать его дифференцированным и пошаговым;
 формировать элементарные социально-бытовые навыки;
 организовать взаимодействие всех специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося.

Какие же методы и приемы можно использовать на уроке при обучении детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития?
1. Использовать игровые формы обучения. Игра должна быть на уроке не развлечением, а как средством обучения.
2. Организовывать предметно-действенное обучение: постоянная практическая деятельность детей с конкретными предметами.
3. Индивидуализировать и дифференцировать работа на уроке. Каждый ребёнок должен выполнять задание в соответствии со своими психофизическими возможностями и с необходимой помощью педагога.
4. Детально расчленять материал на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения.
5. Для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения использовать наиболее сохранные стороны психической деятельности детей.
6. Использовать частую смену видов деятельности на уроках, привлекать внимание детей к новым пособиям, новым видам деятельности.
7. Постепенно усложнять самостоятельные действия детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
8. Часто и много повторять изученный материала, применяя его в новых ситуациях.
9. Создавать «эмоциональное благополучие» для ребенка на уроках, поощряя малейшие его достижения.

При подготовке к урокам нужно помнить, что дети с тяжёлой формой умственной отсталости в состоянии усвоить только элементы письма, счёта, некоторые навыки слогового чтения. На большее они просто не способны. Всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей детей.
Главное – развитие у ребенка коммуникативных навыков, создание социальных контактов, которые пригодятся ему в семье, при контактах в ближайшем окружении в дальнейшей жизни.

Литература:
1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (программно-методические материалы) / Под ред. И.М. Бгажноковой. – ВЛАДОС. 2007.
2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. – М.: «Академия», 2003.


Категория: Блоги | Добавил: AnnaDemon
Просмотров: 435 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог