Для обучающихся коррекционной школы, осваивающих 2 вариант адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с нарушениями слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью наблюдается выраженное недоразвитие мыслительной деятельности, которое препятствует освоению предметных учебных знаний. Оно выражается в неспособности обучающегося создать из деталей единое целое (синтез). Такие дети не могут анализировать наблюдаемый объект, давать сравнительную характеристику двух объектов. Им очень сложно обобщать, выделяя одну общую черту у нескольких предметов. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности. Низкий уровень развития активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного характера. Также у таких детей наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или практически невозможно формирование устной и письменной речи.
Что еще характеризует детей с тяжёлой умственной отсталостью? Практически всегда такие дети с имеют дополнительные расстройства и нарушения различной этиологии: нарушение координации, точности и темпа движений. У некоторых детей наблюдается повышенная возбудимость, которая может сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся также являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: захват карандаша, ручки, застегивание пуговиц, завязывание шнурков и др.
Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании - раздевании, приеме пищи, совершении гигиенических процедур.
В связи с этим, ребенок с тяжелой формой умственной отсталости требует помощи, объем которой превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития необходимо:
создать оптимальные пути развития;
использовать специфические методы и средства обучения;
индивидуализировать обучение, сделать его дифференцированным и пошаговым;
формировать элементарные социально-бытовые навыки;
организовать взаимодействие всех специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося.
Какие же методы и приемы можно использовать на уроке при обучении детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития?
1. Использовать игровые формы обучения. Игра должна быть на уроке не развлечением, а как средством обучения.
2. Организовывать предметно-действенное обучение: постоянная практическая деятельность детей с конкретными предметами.
3. Индивидуализировать и дифференцировать работа на уроке. Каждый ребёнок должен выполнять задание в соответствии со своими психофизическими возможностями и с необходимой помощью педагога.
4. Детально расчленять материал на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения.
5. Для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения использовать наиболее сохранные стороны психической деятельности детей.
6. Использовать частую смену видов деятельности на уроках, привлекать внимание детей к новым пособиям, новым видам деятельности.
7. Постепенно усложнять самостоятельные действия детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
8. Часто и много повторять изученный материала, применяя его в новых ситуациях.
9. Создавать «эмоциональное благополучие» для ребенка на уроках, поощряя малейшие его достижения.
При подготовке к урокам нужно помнить, что дети с тяжёлой формой умственной отсталости в состоянии усвоить только элементы письма, счёта, некоторые навыки слогового чтения. На большее они просто не способны. Всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей детей.
Главное – развитие у ребенка коммуникативных навыков, создание социальных контактов, которые пригодятся ему в семье, при контактах в ближайшем окружении в дальнейшей жизни.
Литература:
1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (программно-методические материалы) / Под ред. И.М. Бгажноковой. – ВЛАДОС. 2007.
2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. – М.: «Академия», 2003.
|