Сегодня: 24.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Особенности обучения детей с тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)"

СКАЧАТЬ (14.8 Kb) 03.03.2021, 09:32
Первухина Анна Олеговна
учитель, МБОУ "С(К)ОШИ №111"
Для обучающихся коррекционной школы, осваивающих 2 вариант адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с нарушениями слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью наблюдается выраженное недоразвитие мыслительной деятельности, которое препятствует освоению предметных учебных знаний. Оно выражается в неспособности обучающегося создать из деталей единое целое (синтез). Такие дети не могут анализировать наблюдаемый объект, давать сравнительную характеристику двух объектов. Им очень сложно обобщать, выделяя одну общую черту у нескольких предметов. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности. Низкий уровень развития активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного характера. Также у таких детей наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или практически невозможно формирование устной и письменной речи.

Что еще характеризует детей с тяжёлой умственной отсталостью? Практически всегда такие дети с имеют дополнительные расстройства и нарушения различной этиологии: нарушение координации, точности и темпа движений. У некоторых детей наблюдается повышенная возбудимость, которая может сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью.

Наиболее типичными для данной категории обучающихся также являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: захват карандаша, ручки, застегивание пуговиц, завязывание шнурков и др.

Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании - раздевании, приеме пищи, совершении гигиенических процедур.

В связи с этим, ребенок с тяжелой формой умственной отсталости требует помощи, объем которой превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

Для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития необходимо:
 создать оптимальные пути развития;
 использовать специфические методы и средства обучения;
 индивидуализировать обучение, сделать его дифференцированным и пошаговым;
 формировать элементарные социально-бытовые навыки;
 организовать взаимодействие всех специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося.

Какие же методы и приемы можно использовать на уроке при обучении детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития?
1. Использовать игровые формы обучения. Игра должна быть на уроке не развлечением, а как средством обучения.
2. Организовывать предметно-действенное обучение: постоянная практическая деятельность детей с конкретными предметами.
3. Индивидуализировать и дифференцировать работа на уроке. Каждый ребёнок должен выполнять задание в соответствии со своими психофизическими возможностями и с необходимой помощью педагога.
4. Детально расчленять материал на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения.
5. Для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения использовать наиболее сохранные стороны психической деятельности детей.
6. Использовать частую смену видов деятельности на уроках, привлекать внимание детей к новым пособиям, новым видам деятельности.
7. Постепенно усложнять самостоятельные действия детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
8. Часто и много повторять изученный материала, применяя его в новых ситуациях.
9. Создавать «эмоциональное благополучие» для ребенка на уроках, поощряя малейшие его достижения.

При подготовке к урокам нужно помнить, что дети с тяжёлой формой умственной отсталости в состоянии усвоить только элементы письма, счёта, некоторые навыки слогового чтения. На большее они просто не способны. Всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей детей.
Главное – развитие у ребенка коммуникативных навыков, создание социальных контактов, которые пригодятся ему в семье, при контактах в ближайшем окружении в дальнейшей жизни.

Литература:
1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (программно-методические материалы) / Под ред. И.М. Бгажноковой. – ВЛАДОС. 2007.
2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. – М.: «Академия», 2003.


Категория: Блоги | Добавил: AnnaDemon
Просмотров: 448 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог