Автор материала:
Тарасова Наталья Александровна
Место работы:
МОУ «Заозерская СОШ №10»
Прионежского района Республики Карелия
Должность:
Учитель английского языка
Возрастная категория:18+
Особенности обучения иностранным языкам детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) – это ребенок с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной школе регламентируется следующими нормативными документами:
• Федеральный Закон «Об образовании» (Статья 8. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации);
• Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»;
• Конвенция ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства-участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов на
образование. (ст.24);
• ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (1.09,2016);
• Приказ Министерства Образования РФ №1897 « О внесении изменений в федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования».
Законодательством РФ закреплено право на образование детей с ОВЗ, но для того чтобы ребенок с ОВЗ мог оптимально реализовать свои актуальные и потенциальные возможности, необходимо создать специальные условия для обучения. Под специальными условиями мы понимаем использование специальных программ обучения, специальные учебники, специальные технические средства обучения, наличие ассистента, специальные формы, методы обучения. Что касается выбора программы, то детям с НОДА будет рекомендовано обучение по программе 6 вида, учитывая вариант в зависимости от сопутствующих нарушений. (6.1,6.2, 6.3,6.4)
Родители или законные представители ребенка могут самостоятельно выбрать форму обучения и образовательное учреждение, в котором будет обучаться ребенок с НОДА. В связи с тем, что последние годы в нашей стране активно развивается инклюзивное обучение, а в общеобразовательных школах появляется все большее количество детей с ОВЗ, среди которых достаточно высок процент детей с НОДА, у учителей возникает масса вопросов. Самые частые из них: как, каким образом организовать работу с детьми, поскольку существует несколько видов патологии опорно-двигательного аппарата, а именно: заболевания нервной системы, врожденные патологии опорно-двигательного аппарата, приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата. Следовательно, все эти разновидности НОДА имеют различные проявления. Опираясь на вид нарушения, учитывая первичный дефект, возможно спрогнозировать развитие вторичного дефекта и вовремя начать коррекционную работу и обучение. Часто дети с НОДА имеют сохранный интеллект и успешно обучаются в общеобразовательной массовой школе интегрировано, но педагогам при этом важно учитывать их психические и физические особенности.
Особое внимание хочется уделить обучению детей с НОДА иностранным языкам. Первое и самое важное, на что стоить обратить внимание, это структура дефекта, а именно: сохранен у ребенка интеллект или имеют место нарушения в интеллектуальной сфере. По какой программе обучается ребенок, какие сопутствующие нарушения он имеет - это все должен учесть учитель иностранного языка при подготовке к работе с таким ребенком. Инклюзия дает таким детям возможность освоить хотя бы элементарный уровень владения иностранным языком, что само по себе повышает шансы для социализации, возможности обучения за рубежом, расширения общения со сверстниками, развития кругозора и профессиональной идентификации.
Особое внимание следует обратить на состояние развития высших психических функций, а именно восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Состояние этих функций у детей с НОДА будет иметь ряд особенностей. Временное созревание психической деятельности будет задерживаться, и в первую очередь будет страдать познавательная сфера. Перечислим специфические черты развития познавательной сферы:
1) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. (Это связано с мозаичным характером поражения головного мозга);
2) повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления;
3) выраженность астенических проявлений – утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что связано с органическим поражением ЦНС. (Это выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения);
4) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с НОДА не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. (Причины: вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;
затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств; нарушение сенсорных функций);
5) нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с НОДА, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи.
Итак, при подготовке к уроку и работе с детьми с НОДА нужно учитывать их особенности, изучение индивидуальных особенностей учеников позволит грамотно определить цели, задачи, время и направления обучения иностранному языку. Особую роль играет мотивационная составляющая урока, правильная мотивация улучшит психоэмоциональное состояние ученика, создаст положительную атмосферу на уроке.
В процессе обучения иностранному языку у таких детей необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки и умения работы с языковым материалом и все виды речевой деятельности. Особую роль отвести работе с лексикой, здесь стоит задействовать как можно больше анализаторов, постоянно в течение урока возвращаться к изученному материалу с использованием различных приемов. Особое место стоит отвести наглядности, картинки или графические изображения должны быть как можно более приближены к реальным объектам. Не допускается двусмысленность трактовки изображения, объекты на изображении не должны быть зашумлены. Успешность усвоения лексического материала заключается в многократном повторении. Обучение грамматическому строю языка происходит на примере различных схем и примеров. Не стоит зацикливаться на ошибках, это может значительно ухудшить психоэмоциональное состояние и даже привести к отказу от работы.
Работа с текстом является очень полезным видом деятельности, лучше использовать один вид чтения с полным извлечением информации. Особое внимание уделить подготовительному этапу работы, проработать незнакомые и вызывающие затруднения слова, подобрать заголовки, поработать с картинками. Послетекстовый этап работы с текстом также важен: можно заполнить таблицы с информацией, соотнести картинки с абзацами текста, ответить на вопросы, определить верное и неверное высказывание. Это дает более успешную автоматизацию лексических единиц, закрепляются навыки работы с текстом, ребенок сам выстраивает свою работу в соответствии с заданным алгоритмом, работает в своем удобном для него темпе.
Также особое место стоит отвести моделированию ситуаций общения на иностранном языке, все диалоги должны быть практически применимы, нужно четко обрисовывать ситуацию и практическое применение лексических единиц.
Отдельное затруднение может вызвать обучение письму, так как часто у детей с НОДА могут быть нарушения в работе верхних конечностей, если ребенок с данной патологией плохо или совсем не пишет на родном языке, то проблема будет перенесена и на иностранный язык, что создаст дополнительные трудности в обучении. Выходом из этой ситуации будет обучение работе на клавиатуре. Стоит заранее продумать варианты заданий в подобной ситуации. Наиболее успешно используются в работе следующие: заполни таблицу ответами на вопросы YES or NO, расставь номера над словами в предложении, удали лишнее слово и т.д.
Начальным этапом урока обязательно должна быть фонетическая зарядка, что будет служить хорошим развитием фонематического слуха, а также правильной артикуляции звуков, как мы знаем, хорошее произношение является основой в овладении умением аудировать.
Детям с НОДА нужно давать больше времени на выполнение заданий, чем детям с нормой, и это нужно обязательно учитывать при планировании урока, особенно если такой ребенок интегрирован в класс. Часто данные ученики не успевают справляться с заданиями в отведенный для этого временной промежуток, из-за чего попадают в ситуацию неуспеха, что может стать причиной отрицательного отношения к предмету. Возможно, для них стоит продумать индивидуальные формы контроля выполнения заданий.
На уроках имеет смысл использование видео материалов из источников сети Интернет. Многие УМК на данный момент сопровождаются видео пособиями, и их значимостью не стоит пренебрегать, они могут стать хорошим подспорьем в обучении детей с НОДА как на уроке, так и дома.
Уроки не должны быть однообразны, необходимо как можно чаще переключать различные виды деятельности, использовать игры, пособия, менять формы и методы работы.
Основная цель обучения иностранному языку детей с НОДА - это создание максимального содействия развитию ребенка через создание оптимальных условий для его деятельности и развития.
Список использованной литературы:
1. Федеральный Закон «Об образовании» (Статья 8. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации);
2. Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»;
3. Конвенция ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства-участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов наобразование. (ст.24);
4. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (01.09.2016);
5. Приказ Министерства Образования РФ №1897 « О внесении изменений в федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования».
|