Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Особенности обучения второму иностранному языку

СКАЧАТЬ (25.3 Kb) 10.09.2021, 05:16
Грачева Юлия Альферовна
учитель английского и французского языков, МАОУ СОШ №14
Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета заключается в его интегративном характере, а также в том, что он выступает и как цель, и как средство обучения. В рамках изучения предметов "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык" могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи.

В соответствии с ФГОС среднего общего образования (далее ФГОС СОО) учебные предметы «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» входят в обязательную предметную область учебного плана. Особенностью ФГОС СOО является определение статуса второго иностранного языка – он впервые включен в перечень обязательных предметов в предметной области «Филология» наряду с предметом «Иностранный язык». Стандарт позволяет общеобразовательным организациям в рамках реализации образовательной программы основного общего образования (предметной области «Филология») вводить изучение второго иностранного языка как обязательного.

В соответствии с ФГОС к перечню обязательных дисциплин, которые должны преподаваться во всех школах, относятся: русский. родной язык, литература, иностранный, второй иностранный язык, история – всеобщая и России, математика – геометрия и алгебра, обществознание, география. основы духовно-нравственной культуры, музыка, ИЗО, ОБЖ, технология, физическая культура, информатика, физика, биология, химия. Cтандарт позволяет общеобразовательным организациям в рамках реализации образовательной программы основного общего образования и среднего общего образования (предметной области «Филология») вводить изучение второго иностранного языка как обязательного. Таким образом, в соответствии с ФГОС среднего общего образования изучение «Второго иностранного языка» возможно на базовом или профильном уровне обучения иностранным языкам – развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении.

Цель обучения иностранным языкам – развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении им Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

В соответствии с ФГОС СОО изучение предметной области «Иностранные языки» должно обеспечить:
• приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
• осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
• формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: па¬триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, воспи¬тание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, го¬товности и способности обучающихся к саморазвитию и само¬образованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире про¬фессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчи¬вых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствую¬щего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжела¬тельного отношения к другому человеку, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирова¬ние нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в обще¬нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жиз¬ни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасно¬го поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здо¬ровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимо¬сти ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные связи
• развитие умения ставить перед собой цели и задачи своего обучения
• развитие умения осуществлять самоконтроль в учебной деятельности
• развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач
• развитие способности рассуждать, мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, делать сравнения и выводы
• развитие умения отстаивать свою точку зрения
• развитие умения вникать в смысл прочитанного и услышанного, умения определять тему и основную мысль
• развитие умения организовывать совместную учебную деятельность с группой и работать индивидуально

Предметные результаты изучения предметной области «Иностранные языки» должны отражать:
• формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур;
• формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
• расширение и систематизацию знаний о языке;
• достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
• создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком.

В итоге выпускник научится:
• диалог;
• строить связное монологическое высказывание;
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, воспринимать на слух и понимать нужную информацию в аутентичных текстах;
• читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов;
• писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец, правильно писать изученные слова;
• различать и правильно воспроизводить звуки, интонацию.

СОО предполагает изучение второго иностранного языка – французского, немецкого, испанского или китайского – учениками 10-11 классов, а так же в росссийских школах выпускники на ЕГЭ могут сдавать пять иностранных языков на выбор: английский, французский, немецкий, испанский и недавно введенный китайский.

Сложности внедрения
• Нет полной методической готовности (небольшой опыт в разработке учебников). Учебники есть, созданы УМК, но пособия были написаны за короткий срок, не все из них удачные. Например, учебник Синяя птица - аудио сопровождение недостаточное, книга для учителя не выполняет своих прямых задач.
• Нехватка кадров. Учителя, которые хорошо знают язык, он у них основной, либо работают в языковых школах/гимназиях, либо работая в общеобразовательных , но «перековались» на английский, частично утратив свой. Либо у учителя это второй, не основной язык и после ВУЗа педагог с ним не сталкивался.
• Не всегда встречает одобрение со стороны родительской аудитории – возрастает нагрузка на детей, нет или почти нет практического применения.
Особенности изучения
• В условиях введения и реализации ФГОС сохраняется концентрическая модель обучения иностранному языку, предполагающая цикличность изучения материала, возврат к ранее изученному материалу и его углубление за счет усложнения языкового материала, расширения спектра обсуждаемых проблем или проигрываемых ситуаций общения
Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей.
• В условиях введения и реализации ФГОС сохраняется концентрическая модель обучения иностранному языку, предполагающая цикличность изучения материала, возврат к ранее изученному материалу и его углубление за счет усложнения языкового материала, расширения спектра обсуждаемых проблем или проигрываемых ситуаций общения
• Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей. Это, с одной стороны, меньшее количество выделяемых на него учебных часов и более сжатые сроки его изучения, а с другой стороны, изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков — русского, первого и второго иностранного, что обусловливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на учебной деятельности.
• В основном, в качестве второго иностранного выпираются близкородственные языки – французский и немецкий, которые относятся к одной с английским ветке романо-германских языков индоевропейской группы. С китайским, конечно, гораздо сложнее.
• Несмотря на то, что возникают проблемы интерференции (отрицательного воздействия) не только со стороны русского языка, но и со стороны первого иностранного языка, перед учащимися открываются большие возможности для опоры на уже имеющийся опыт изучения первого иностранного языка, для положительного переноса, особенно если изучаются языки одной языковой группы. Чтобы предотвратить интерференцию и способствовать положительному переносу, необходим контрастивный подход к изучению

УМК
Дидактическое обеспечение рабочих программ по учебным предметам, соответствующее требованиям ФГОС CОО, определено федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Выбор учебников осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей основной образовательной программы и контингента учащихся. При этом следует отметить, что в условиях реализации концентрического подхода к обучению, на протяжении уровня обучения необходимо придерживаться одной выбранной линии УМК, в целях сохранения преемственности дидактических единиц, методологических и методических подходов. Выбор УМК по иностранному языку производится независимо от систем обучения в начальной школе.

При выборе учебника по второму иностранному языку желательно обратить внимание также на такие критерии, как:
• насколько учебник позволяет активизировать лингвистический опыт школьника, имеющийся из первого иностранного языка;
• насколько данные учебные материалы стимулируют интерес к изучению нового языка и культуры;
• соответствуют ли они социальному опыту учащегося и его межкультурным умениям, полученным при овладении первым иностранным языком;
• имеется ли в данном учебнике достаточно разнообразных текстов, заданий и упражнений для проведения прямого биполярного и триполярного сравнения языков и культур;
• наличие заданий проблемного творческого характера; –сочетание различных форм работы: индивидуальной/парной/фронтальной /дискуссий/проектов/игрового обучения;
• циклическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость;
• педагогическое, а не лингвистическое изложение грамматики (индуктивное).

Новые стандарты, «третье поколение», начнут действовать для начальной и основной школы (с 1 по 9-й классы) с 1 сентября 2022 года. В новых документах для основной школы говорится: «Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей… и при наличии в организации необходимых условий».

Итак, для будущих первоклассников второй иностранный язык будет необязательным.


Категория: Блоги | Добавил: grachevajulie
Просмотров: 402 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог