Аннотация. Сегодня объектом внимания современной школы все более ярко выступает индивидуальность ребенка, возможность определения уникальных, нестандартных качеств и свойств личности, образовательных возможностей. Одаренность – собирательный термин, которым обозначается наличие у ребенка особых способностей, предрасположенностей и талантов. В статье говорится о том, каковы психолого-педагогические условия и особенности педагогического взаимодействия с одаренными детьми младшего школьного возраста.
Annotation. Today, the object of attention of a modern school is more and more clearly the individuality of a child, the possibility of determining unique, non-standard qualities and personality traits, educational opportunities. Giftedness is a collective term that denotes the presence of a child's special abilities, predispositions and talents. The article talks about the psychological and pedagogical conditions and features of pedagogical interaction with gifted children of primary school age.
Ключевые слова: одарённость, младший школьник, индивидуальность, личность.
Keywords: giftedness, junior high school student, individuality, personality.
Проблеме сущности понятия одаренность уделяли внимание такие ученые как П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. Роль своевременной аналитики уровня одаренности раскрыта в работах А.И. Раева, В.Ф. Паламарчук, В.Н. Осинской. На необходимость развития одаренности в младшем школьном возрасте указывается в работах следующих ученых: А.К. Артемова, И.М. Соловьева.
Обоснование системы взаимодействия с одаренными детьми в педагогике опирается на исследования Л.В. Занкова (организация содержания обучения и построение образовательного процесса), М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера (содержание и методы обучения), В. В. Давыдова (организация содержания процесса обучения) и М.И. Махмутова (построение процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей), В. Оконь (характеристика взаимодействия с одаренными детьми и его воспитательное значение), И.А. Ильницкой (приемы организации взаимодействия с одаренными детьми на уроке), С.Л. Рубинштейна. Понятие «одаренность» раскрывается в работах ученого Д.В. Вилькеева. Особенности применения определяющих методик на выявление предметной одаренности рассмотрены в работах М.И. Махмутова и А.М. Матюшкина.
Интерес к проблеме одаренности, как пишет Н.Ф. Талызина, не угасает, а только усиливается в последние годы. Интерес этот заключается в первую очередь в выявлении одаренных детей, создании оптимальных условий для обучения и развития одаренных детей в условиях школьного образования, подготовленности педагогов к работе с одаренными детьми [32].
Одаренность – это комплексной понятие, как пишет В.А. Сластенин, требующее изучения со стороны психофизиологических, дифференциально-психологических и социально-психологических сторон [30].
Выявление одаренности возможно, как пишет А.И. Савенков, только в процессе обучения и воспитания. Выполняя какую-либо содержательную работу ребенок может продемонстрировать особые возможности и способности, способность к быстрому овладеванию этой деятельностью [28].
Таким образом, понятие одаренности стоит выше таланта и лежит в сфере научности в отличие от таланта и гениальности. Одаренность можно диагностировать, определить. Создать условия, способствующие ее развитию [7].
Одаренный ребенок сам стремится к развитию, активно интересуется новыми фактами, читает словари, расширяет словарный запас за счет новых слов и понятий. Игровая деятельность, которая еще остается актуальной в младшем школьном возрасте, для одаренного ребенка также приобретает способ познания, активизации умственных возможностей. Ребенок может активно вступать в диалог с учителем и вести свой внутренний диалог.
Деятельность такого ребенка системна: он быстро учится строить гипотезы и искать к ним доказательства. Осваивает анализ и синтез в предметном изучении [5].
Своевременно выявить и определить у ребенка черты одаренности – значит поспособствовать созданию условий в которых эта одаренность будет развиваться быстрее и принесет ребенку и обществу пользу. Одаренность, как пишет П.Я. Гальперин – это устойчивые индивидуальные внешние проявление незаурядного, нестандартного, повышенного и активно развивающегося интеллекта [6].
Проблема одаренности важна еще и тем, что это междисциплинарная проблема. Одаренность – это психический объект, собранный из переплетения познавательной, эмоциональной, волевой, мотивационной и психофизиологической сфер, характерных для психики ребенка.
Для одаренных детей присущ ряд особенностей, который в том числе проявляются и в поведении:
1. Высокая чувствительность и развитое чувство справедливости.
2. Постоянная познавательная активность, непрекращающийся поиск. Появление новых знаний – это способ расширить зону собственного поиска, охватывая все больше и больше информации.
3. Наличие оптимального сочетания интуитивного мышления с дискурсивным (иначе – рассудочным).
4. Наличие рационально ориентированной энергии и настойчивости в достижении целей [16].
Таким образом, одаренность следует рассматривать отдельно от категорий талант и гениальность, понимая важность развития и саморазвития, которые способствуют проявлению и закреплению одаренности. Педагоги между тем говорят об одаренности ребенка как о серьезном ресурсе, который позволяет ребенку достичь важных результатов, а обществу получить высокомотивированную на результат личность.
Проблемы одаренной личности в современной школе, как пишет В.В. Богославский, кроются в следующих аспектах:
1) формализм образовательных программ без учета уникальных качеств личности;
2) недостаточный интерес и компетенция учителя;
3) негативное отношение сверстников к одаренным детям, непонимание окружения;
4) низкий уровень работы с родителями одаренных детей;
5) отсутствие должной материальной базы для развития одаренности [3].
Такой автор как М.И. Махмутов, опираясь на труды и исследования Джозефа Рензулли (известного специалиста в сфере работы с одаренными детьми) говорит, что одаренность – это комплексное влияние трех основных факторов на развивающуюся личность ребенка:
1) способности в определенной области выше среднего, что закладывается в ребенка природой;
2) креативное мышление, гибкость мышления ребенка;
3) возможность полного и глубокого включения ребенка в поставленную задачу.
Современная школа никак не может влиять на природный потенциал ребенка, может частично влиять на второй аспект- способствовать креативности мышления. Но главная точка приложения усилий – это создание условий для включения ребенка в выполнение задачи, способствующей развитию одаренности [20].
Наиболее проблемный вид одаренности – одаренность творческая. И в данном случае речь идет не только о повышенной способности ребенка к изобразительной деятельности, музыкальной или литературной работе. Творческая одаренность в первую очередь заключается в нестандартном восприятии мира, оригинальности процессов мышления, нестандартном осмыслении ситуации, особым эмоциональным реакциям ребенка. С таким детьми необходима усиленная работа, которая не всегда возможна в условиях школы и не всегда вызывает интерес педагога.
Адаптация к школе детей с разным типом одаренности протекает по разному. У детей с академической одаренностью адаптация происходит легче всего. Такие дети в начальной школе пользуются авторитетом – помогают, объясняют, подсказывают. Другие сферы интересов как правило слишком сильно не отличаются от сверстников.
К детям с интеллектуальной одаренностью отношение в школе как правило снисходительное. Так, дети, проявляющие одаренность, например, в математике, сильно отстают, например, в русском языке, показывая неграмотную речь. Такие дети находят себя в тематических олимпиадах и конкурсах по отдельным предметным областям. Для детей с такой одаренностью ниже потребность во внимании со стороны одноклассников, они поглощены интеллектуальным трудом и соответствующими увлечениями. При этом в отношении межличностных контактов могут проявлять избирательность.
Нивелировать обе проблемы такого взаимодействия невозможно, но наряду с интеллектуальной подпиткой одаренности нужно проводить и воспитательную. Между тем, современная школа не достаточно объединяет учителей и родителей в едином воспитательном порыве для корректировки поведения одаренного ребенка и сверстников, чтобы одаренный ребенок не испытывал проблем в общении и понимании со сверстниками.
Младший школьный возраст – период, когда у ребенка меняется вся система и специфика его деятельности: он становится учеником, попадает в образовательную среду, меняется коллектив, формируются азы субординации и взаимоотношений педагог-ученик.
Ребенок получает множество новых знаний, а также возможность проявить свои индивидуальные способности в освоении материала и разнообразных видах деятельности. При этом происходит переход от основного вида деятельности – игры, что способствует раскрепощенности ребенка в проявлениях своей личности.
Также младший школьный возраст – период активного впитывания знаний, накопления их, а также выборочного усвоения знаний в зависимости от личных характеристик. Успешное получение знаний обусловлено следующими характеристиками детей:
1) доверчивость к миру и авторитету взрослого;
2) высокая восприимчивость внешней среды и оценки взрослых;
3) впечатлительность ребенка и формирование ярких образов;
игровая установка к деятельности.
Ребенок младшего школьного возраста впечатлителен: произведенное впечатление приковывает внимание ребенка, позволяет ему углубиться в определенную деятельность.
Одаренность – это многогранное понятие, как пишет Л.П. Крившенко. Никогда нельзя точно знать, из какого ребенка выйдет одаренный, а кто ограничится лишь временным интересом и более высокими способностями в определенных областях. Помимо этого, расширение кругозора, которое стремительно происходит в начальной школе, может стать основой для переключения внимания ребенка на другую деятельность и открытия в себе новых талантов [15].
Диагностика одаренности в младшем школьном возрасте, как пишет В.Ф. Паламарчук, может опираться на следующие аспекты: 1) наличие у детей выдающихся способностей, 2) присутствие потенциальной возможности ребенка достижения результата, 3) наличие текущих достижений (более высокий уровень интеллекта, повышенная способность к обучению, творческий потенциал, развитые психомоторные способности.
Выявление одаренных детей в деятельности педагога не должно быть самоцелью, как пишет С.Л. Рубинштейн. Это должно совмещаться с другими образовательными и воспитательными задачами. Но не помогать и игнорировать необходимость особого подхода к одаренным детям нельзя.
Задачи педагога:
1. По возможности определить одаренных детей в процессе стандартных видов деятельности.
2. Используя весь методический потенциал закрепить свое предположение.
3. Не акцентируя внимание оказать ребенку посильную помощь и участие.
4. Реализовать максимально полное взаимодействие с ребенком и его семьей для поддержки одаренности [26].
При использовании оценочных методик, как пишет Н.Ф. Талызина, важно учитывать:
1. Характер взаимодействия и особенности такого взаимодействия ребенка как со сверстниками, так с учителями и родителями.
2. Присутствие неравномерности (диссинхронии) в развитии ребенка, что обусловлено индивидуальными и возрастными нормами.
3. Эмоциональную сферу ребенка и ее развитие [32].
Важное место занимает также и анализ среды, в которой живет и развивается ребенок, состояние его здоровья, благополучие ребенка в экономическом и социальном аспекте – так пишет С.Л. Рубинштейн.
Особое место в изучении одаренности занимает изучение возможной природы детской одаренности. В данном случае могут быть применены самые разнообразные психологические и экспериментальные методики, которые ориентированы на:
1) получение данных о структура разных видов одаренности;
2) закономерностей, которые характерны для взаимодействия одаренного ребенка с социумом;
3) факторах, способствующих развитию одаренности у ребенка;
4) факторах, деструктивно влияющих на развитие одаренности;
5) способах, методах и факторах, способствующих развитию одаренности в контексте обучения в начальной школе.
Таким образом, проблема выявления одаренных детей гораздо более сложна, чем может показаться на первый взгляд. Это во многом определяет то, что данный вопрос остается недостаточно исследованным несмотря на обилие разработок и теоретических работ в области взаимодействия с одаренными детьми [27].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Артемов, А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах/А.К. Артемов. – Самара: Сам.ГПУ,2017. – 120с.
2. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. – Ростов-на-Дону, 2017. – 300 с.
3. Богославский, В.В. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов/ В.В. Богославский, А.А Степанов, А.Д. Виноградова. – Москва: Просвещение, 2018. – 383 с.
4. Брунер, Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации / Пер. с анг. К.И. Басицкого. – Москва: Прогресс, 2017. – 412 с.
5. Вилькеев, Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. / Д. В. Вилькеев. – Казань: Изд-во КГУ, 2017. – 168 с.
6. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука /П.Я. Гальперин. – М.: «Институт практической психологии»,2018 – 480 с.
7. Глаголева, Л.В. Проблема одаренности в современной школе / Л.В. Глаголева. – Москва: Просвещение, 2017. – 29 с.
8. Давыдов, В.В. Проблемы работы с одаренными детьми: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2016. – 240 с.
9. Давыдов, В.В. Формирование учебной деятельности школьников/ В.В. Давыдов, А.К. Маркова. – М: , 2019. – 109 с.
10. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина. – М: Издательский центр «Академия», 2016. – 464 с.
11. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды/ Л.В. Занков. – М.: Педагогика. 2018 с .32 –33
12. Ильницкая, И.А. Деятельность учителя по обучению одаренных детей / И.А. Ильницкая. – М.: Знание, 2017. – 80 с.
13. Ильясов, И.И. Структура процесса учения / И.И. Ильясов. – М.: Издательство московского университета, 2016. –160 с.
14. Кириллова, Г.Д. Определение одаренности у детей младшего школьного возраста / Г.Д. Кириллова. – Москва: Просвещение, 2017. – 16 с.
15. Крившенко, Л.П. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко. – Москва: Проспект, 2018. – 432 с.
16. Кудрявцев, Т.В. Проблема и феномен одаренности / Т.В. Кудрявцев. – Москва: Просвещение, 2016. – 178 с.
17. Лернер, И.Я. Проблемное обучение/ И.Я. Лернер. – Москва: Знание, 2018. – 64 с.
18. Маклаков, А.Г Общая психология: учебник для вузов /А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2016. – 583 с.
19. Матюшкин, А.М. Педагогические технологии работы с одаренными детьми/ А.М. Матюшкин. – Москва: Педагогика, 2019. – 208 с.
20. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителя/М.И. Махмутов. – Москва: Просвещение, 2017. – 240 с.
21. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. - Москва: Юрайт, 2019. – 639 с.
22. Оконь, В. Основы инклюзивного образования / В. Оконь. – Москва: Просвещение, 2018. – 208 с.
23. Оснинская, В.Н. Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике: кн. для учителя / В.Н. Оснинская. - Москва: Академия, 2019. – 192 с.
24. Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить / В.Ф. Паламарчук. - Москва: Просвещение, 12017. – 208 с.
25. Раев, А.И Избранные труды по педагогической психологии / А.И. Раев. – СПб: Изд-во РГПУ , 2016. – 410 с.
26. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования: учебник / С.Л. Рубинштейн. – Москва: Академия наук СССР, 2018. – 307 с.
27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер Ком, 2018. – 688 с.
28. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2018. – 192с.
29. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. – Москва: Педагогика, 2018. – 124 с.
30. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - Москва: Академия, 2017. – 576 с.
31. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности детей / И.М. Соловьев. – Москва: Просвещение, 2016. – 224 с.
32. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: учеб. пособие / Н.Ф. Талызина. – Москва: Просвещение, 2018. – 173 с.
33. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2 т. Т. 2 / К.Д. Ушинский - Москва: Учпед- гиз, 2019. – 416 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт. – Москва, 2010
35. Хилько, М.Е. Возрастная психология: курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – Москва: Юрайт,2019. – 198 с.
36. Эльконин, Б.Д. Психология развития/ Б.Д. Эльконин. – Москва: Академия,2020. – 141с.
|