Сегодня: 12.08.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Особенности применения инновационного подхода в обучении детей с интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста

СКАЧАТЬ (19.3 Kb) 31.03.2020, 21:06
Кучко Мария Николаевна
учитель-дефектолог, МКДОУ №86
Кучко М.Н.,

учитель - дефектолог

МКДОУ №86 город Курск

Курской области

Особенности применения инновационного подхода в обучении детей с интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями представляют собой группу, основными чертами которой являются психофизический дефект и органическое поражение ЦНС и головного мозга, грубое недоразвитие познавательных процессов, глубокое недоразвитие речи. Эти дети нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания им специальной помощи весьма актуальны, но, к сожалению, в настоящее время не хватает разработанных эффективных методик по преодолению сложных нарушений у данной категории детей. Поэтому в коррекционной работе необходимо применение нетрадиционных методов, позволяющих иначе взглянуть на проблему обучения дошкольников с интеллектуальными нарушениями .

Особенностью использования инновационного подхода в обучении рассматриваемой категории детей является применение разных инновационных технологий:

- технологии сенсомоторного развития: элементы педагогической системы Монтессори; кинезиологические технологии; «педагогическая песочница» ;

- речевые технологии: логопедическая ритмика; дыхательная гимнастика; артикуляционная гимнастика;

- здоровьесберегающие технологии;

- проектные технологии и т.д.

Данные технологии при реализации инновационного подхода в обучении детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями имеют свои особенности [1].

Проектные технологии в работе с указанной категорией детей могут применяться ограниченно, в основном, используются следующие виды проектов:

- игровые;

- практические;

- творческие.

В силу трудности познавательного развития у детей с интеллектуальными нарушениями, осуществления анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий исследовательские проекты не актуальны в работе с ними.

Технологии сенсомоторного развития, направленные на обеспечение гармоничного развития, развитие способности сенсорно познавать мир во всем его многообразии и изменчивости. Данные технологии позволяют, стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизировать и соседние зоны, отвечающие за речь.

Педагогическая система Монтессори, используется с учетом физических возможностей детей. Свойства и качества Монтессори - материала максимально способствуют поляризации внимания в процессе упражнений, происходит осмысленное проникновение в суть добровольно выбранной деятельности. Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха) [2].

Одним из универсальных методов, который помогает в умственном и физическом развитии ребенка, является кинезиология – наука о развитии умственных способностей, общей моторики и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Современные инновационные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка, корректировать его проблемы, проводя комплексную психокоррекционную работу направленную на имеющиеся затруднения в обучении и адаптации.

Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые игры, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию организма и самомассаж.

«Педагогическая песочница» включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук; динамические игровые упражнения; пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

«Педагогическая песочница» как инновация, используемая в обучении детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями, позволяет решать целый комплекс задач: стабилизировать психоэмоциональное состояние, совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности, развивать пространственную ориентацию, стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор [3].

Логопедическая ритмика - её цель способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывает благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.

Логоритмика – это комплексные занятия по развитию речи детей, опирающиеся на связь музыки, слова и движения [2]. В её задачи входит: развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега; формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения; устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий; развивать речевое и слуховое внимание; учить переключать внимание, включая смену движений; учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко); развивать физиологическое дыхание; развивать артикуляционный аппарат; развивать силу голоса и выразительность речи, пения; развивать мелкую моторику, точность движений; развивать мимику лица; формировать правильную артикуляцию звука.

Таким образом, в обучении детей с интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста может применяться большинство тех же инновационных технологий, что и в обучении их сверстников с нормальным развитием: игровая, личностно-ориентированная, технология проектной деятельности (игровые, практические, творческие проекты), технологии развивающего обучения (элементы), информационно-коммуникационные технологии (элементы), здоровьесберегающие технологии (особенно актуальны для детей рассматриваемой категории). При этом все инновационные технологии реализуются при большей ведущей роли педагога и с учетом структуры дефекта детей.

Список литературы

Рябуха Т.А. Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью, 2014 [Электронный ресурс] Режим доступа http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/10/innovatsionnye-metody-v-korrektsionnoy-rabote-s-detmi-s-umstvennoy.
Карпова Л.М. Инновационные технологии инклюзивного коррекционного дошкольного обучения. – Казань: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №111», 2004.
Мурзинцева Л.А. Нетрадиционный подход в работе с умственно отсталыми детьми (из опыта работы), 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/01/12/netraditsionnyy-podhod-v-rabote-s.

Категория: Блоги | Добавил: mariakuchko1994
Просмотров: 100 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 12.08.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог