Сегодня: 03.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Особенности проектной деятельности в профилактической работе социального педагога с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

СКАЧАТЬ (25.4 Kb) 28.03.2024, 14:22
Кузьмина Юлия Александровна
социальный педагог, МОУ "Белозерскаякоррекционная школа-интернат"
В связи с изменениями в современном обществе, модернизацией образования в стране и внедрением ФГОС требуются новые педагогические технологии. В области образования обучающихся с разными нозологиями, в т.ч. и детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) приоритетным направлением является формирование всесторонне развитой личности, способной гибко адаптироваться в быстро меняющемся мире, уметь планировать свои действия, принимать решения, эффективно сотрудничать в группах, применять имеющиеся знания, умения и навыки в повседневной жизни и профессионально-трудовой деятельности.

Проектная деятельность обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой степени умственной отсталости) является перспективным направлением системы образования, т.к.:
 - проектная деятельность способствует формированию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с обучающимся или группой обучающихся, учет  индивидуальных особенностей и стимулирование самостоятельной познавательной деятельности (поиск информации, новых способов деятельности);
- в ходе работы над проектом обучающийся применяет базовые  знания и умения из разных областей (математике, русский язык и прочее), т.е может применить их на практике полученные, проверить свои компетенции для поиска решений разнообразных проблем. Это стирает границы между учебными  предметами, показывает взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;
- участие детей в социально значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компетентностей, многих личностных качеств, профессиональных интересов;
- в процесс работы над проектом могут включаются все участники образовательных отношений: педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители).
 
В общем, проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами). Для ребенка с умственной отсталостью это достаточно сложно, порой невозможно для осмысления и выполнения, поэтому проектная деятельность данной категории школьников имеет свои особенности:

- обучающиеся периодические «теряют» цель проекта, поэтому необходимо наличие четких, подробных, понятных инструкций к выполнению заданий со стороны педагога, план действий должен быть достаточно дробным, конкретным, доступным для понимания;
-  при выборе темы и составлении плана проекта нужно учитывать психофизическое состояние обучающегося: проект должен быть посильным для выполнения обучающимися, с обеспечением щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки;
- низкий уровень самостоятельности обучающихся в процессе, особенно в начале работы,  неспособность внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- обучающиеся практически не имеют навыков самоконтроля, в работе над проектом большая роль отводится педагогу, лишь на некоторые этапы работы, определенные действия можно и нужно назначить ответственного из числа обучающихся, в групповых проектах занимают пассивную позицию;
- весьма сложно обучающимся с интеллектуальными нарушениями дается перенос знаний и умений с одного учебного предмета на другой;
- по срокам – в основном краткосрочные проекты;
- проекты – творческие, познавательные.

Использование проектной деятельности в обучении позволяет избежать шаблонности в преподавании предмета, пробуждает творческую инициативность обучающихся, способствует повышению познавательного интереса к предмету, развивает самостоятельность, формирует чувство ответственности за свои знания и их применение в реальной деятельности.

Проекты в нашей школе – это трудно, проблематично, так как возможности обучающихся невелики, но всё-таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать.

Принимая во внимание психофизические особенности детей с умственной отсталостью предпочтение должно отдаваться проектам, требующим наглядно-действенного образа мышления.  в своей работе использую:
 - практические проекты, которые помогают осваивать детям окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать; создавать различные прикладные предметы, которые используются. Например,  во втором полугодии 2023-2024 года с детьми начали работу над проектом «Мой безопасный путь в школу». Данный проект имеет целью создание макета школы с прилегающими улицами, воссозданием зданий и дорожных знаков, пешеходных переходов и прочего. Проблема необходимости организации данного проекта выявлена методом тестирования обучающихся школы с 1 по 9 класс.
 - творческие проекты могут использоваться как подпроекты, и в основном в группе с детьми с разными возможностями, так как для некоторых обучающихся они сложны в силу их индивидуальных возможностей, а также отсутствия проявления творческой инициативы, активности. Например, исследовательская работа проводилась совместно с ребенком, состоящим на различных видах учета. Имела правовую направленность, целью являлась организация выставки рисунков. Также необходимость проведения данной работы нагдядно была выявлена с применением анкеты.

Таким образом, применение технологии проекта в работе с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения это сложно, но реально. Это позволяет избежать шаблонности в преподавании и воспитании, пробуждают творческую инициативность обучающихся, способствуют повышению познавательного интереса, развивают самостоятельность, формируют чувство ответственности за свои знания и их применение в реальной деятельности.

Этапы работы на проектом:
Этап Содержание работы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Деятельность родителей (законных представителей)
Подготовительный – подготовка обучающихся к проектной деятельности;
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности учителя и обучающихся;
– создание групп обучающихся для работы над проектом

 
– формирует «банк» возможных тем и предлагает их обучающимся;
– помогает сформулировать проблему, поставить цель и задачи проекта;
– мотивирует обучающихся к обсуждению проекта;
– организует поиск обучающимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта
– активно включаются в проблемную ситуацию, в обсуждение темы проекта;
– участвуют в
поиске оптимального способа достижения цели проекта

 
– осуществляют помощь обучающимся в выборе темы, формулировке проблемы, цели и задач проекта;
– дополнительно мотивируют обучающихся

 
Планирование – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков работы над проектом;
– распределение задач между членами группы
– направляет процесс поиска информации обучающимися;
– предлагает
различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;
– распределяет роли в группах;
– продумывает возможные формы презентации результатов проекта;
– продумывает критерии оценки результатов проекта

 
– поиск, сбор, систематизация и анализ информации;
– планируют работу;
– продумывают продукт проектной деятельности
– оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности
Работа над проектом – самостоятельная работа обучающихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта;
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях
– косвенно руководит деятельностью: наблюдение, советы, ответы на вопросы;
– контроль соблюдения техники безопасности;
– контроль соблюдения временных рамок этапов деятельности
– выполняют запланированные действия самостоятельно или в группе;
– консультируются с учителем по возникающих вопросам;
– осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах
– наблюдают за ходом выполнения проекта;
– контролируют соблюдение техники безопасности;
– следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности
Оформление результатов – структурирование полученной информации;
– формулирование выводов
– косвенно руководит деятельностью: наблюдает, советует;
– мотивирует обучающихся, создает позитивный эмоциональный настрой, подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого
– оформляют проект,
изготавливают продукт;

участвуют в коллективном обсуждении своей роли, успехов и неудач;
– делают выводы
– наблюдают, советуют;
– мотивируют обучающихся, создают чувство успеха
Презентация результатов демонстрация материалов, представление результатов, презентация проекта организует презентацию;
консультирует обучающихся по вопросам подготовки к выступлению;
– репетирует с обучающимися предстоящее выступление;
– выступает в качестве эксперта

 
выбирают форму презентации проекта;
готовят презентацию;
– осуществляют защиту проекта;
отвечают на вопросы слушателей;

демонстрируют понимание проблемы, цели и задач;
умение планировать и осуществлять работу;
найденный способ решения проблемы;
рефлексию деятельности и результата

 
помогают в выборе формы презентации;
оказывают помощь в подготовке презентации

 
Оценка результатов и процесса проектной деятельности – оценка результатов и процесса проектной деятельности;
– коллективное обсуждение результатов проекта;
– самоанализ проектной деятельности
– оценивает усилия обучающихся, креативность, использование источников;
– обобщает и резюмирует полученные результаты;
– подводит итоги обучения;
– оценивает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение;
– акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат
– осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения, самоанализа – консультируют в оформлении отчета

Библиографический список:
1. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Петрова Е. А. Социально - экологический проект как средство интеграции детей с разными образовательными возможностями - Журнал «Начальная школа» №7, 2007.
3. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013.


Категория: Блоги | Добавил: kuzminakuzay
Просмотров: 29 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог