В связи с изменениями в современном обществе, модернизацией образования в стране и внедрением ФГОС требуются новые педагогические технологии. В области образования обучающихся с разными нозологиями, в т.ч. и детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) приоритетным направлением является формирование всесторонне развитой личности, способной гибко адаптироваться в быстро меняющемся мире, уметь планировать свои действия, принимать решения, эффективно сотрудничать в группах, применять имеющиеся знания, умения и навыки в повседневной жизни и профессионально-трудовой деятельности.
Проектная деятельность обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкой степени умственной отсталости) является перспективным направлением системы образования, т.к.:
- проектная деятельность способствует формированию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с обучающимся или группой обучающихся, учет индивидуальных особенностей и стимулирование самостоятельной познавательной деятельности (поиск информации, новых способов деятельности);
- в ходе работы над проектом обучающийся применяет базовые знания и умения из разных областей (математике, русский язык и прочее), т.е может применить их на практике полученные, проверить свои компетенции для поиска решений разнообразных проблем. Это стирает границы между учебными предметами, показывает взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;
- участие детей в социально значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компетентностей, многих личностных качеств, профессиональных интересов;
- в процесс работы над проектом могут включаются все участники образовательных отношений: педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители).
В общем, проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами). Для ребенка с умственной отсталостью это достаточно сложно, порой невозможно для осмысления и выполнения, поэтому проектная деятельность данной категории школьников имеет свои особенности:
- обучающиеся периодические «теряют» цель проекта, поэтому необходимо наличие четких, подробных, понятных инструкций к выполнению заданий со стороны педагога, план действий должен быть достаточно дробным, конкретным, доступным для понимания;
- при выборе темы и составлении плана проекта нужно учитывать психофизическое состояние обучающегося: проект должен быть посильным для выполнения обучающимися, с обеспечением щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки;
- низкий уровень самостоятельности обучающихся в процессе, особенно в начале работы, неспособность внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- обучающиеся практически не имеют навыков самоконтроля, в работе над проектом большая роль отводится педагогу, лишь на некоторые этапы работы, определенные действия можно и нужно назначить ответственного из числа обучающихся, в групповых проектах занимают пассивную позицию;
- весьма сложно обучающимся с интеллектуальными нарушениями дается перенос знаний и умений с одного учебного предмета на другой;
- по срокам – в основном краткосрочные проекты;
- проекты – творческие, познавательные.
Использование проектной деятельности в обучении позволяет избежать шаблонности в преподавании предмета, пробуждает творческую инициативность обучающихся, способствует повышению познавательного интереса к предмету, развивает самостоятельность, формирует чувство ответственности за свои знания и их применение в реальной деятельности.
Проекты в нашей школе – это трудно, проблематично, так как возможности обучающихся невелики, но всё-таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать.
Принимая во внимание психофизические особенности детей с умственной отсталостью предпочтение должно отдаваться проектам, требующим наглядно-действенного образа мышления. в своей работе использую:
- практические проекты, которые помогают осваивать детям окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать; создавать различные прикладные предметы, которые используются. Например, во втором полугодии 2023-2024 года с детьми начали работу над проектом «Мой безопасный путь в школу». Данный проект имеет целью создание макета школы с прилегающими улицами, воссозданием зданий и дорожных знаков, пешеходных переходов и прочего. Проблема необходимости организации данного проекта выявлена методом тестирования обучающихся школы с 1 по 9 класс.
- творческие проекты могут использоваться как подпроекты, и в основном в группе с детьми с разными возможностями, так как для некоторых обучающихся они сложны в силу их индивидуальных возможностей, а также отсутствия проявления творческой инициативы, активности. Например, исследовательская работа проводилась совместно с ребенком, состоящим на различных видах учета. Имела правовую направленность, целью являлась организация выставки рисунков. Также необходимость проведения данной работы нагдядно была выявлена с применением анкеты.
Таким образом, применение технологии проекта в работе с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения это сложно, но реально. Это позволяет избежать шаблонности в преподавании и воспитании, пробуждают творческую инициативность обучающихся, способствуют повышению познавательного интереса, развивают самостоятельность, формируют чувство ответственности за свои знания и их применение в реальной деятельности.
Этапы работы на проектом:
Этап |
Содержание работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Деятельность родителей (законных представителей) |
Подготовительный |
– подготовка обучающихся к проектной деятельности;
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности учителя и обучающихся;
– создание групп обучающихся для работы над проектом
|
– формирует «банк» возможных тем и предлагает их обучающимся;
– помогает сформулировать проблему, поставить цель и задачи проекта;
– мотивирует обучающихся к обсуждению проекта;
– организует поиск обучающимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта |
– активно включаются в проблемную ситуацию, в обсуждение темы проекта;
– участвуют в
поиске оптимального способа достижения цели проекта
|
– осуществляют помощь обучающимся в выборе темы, формулировке проблемы, цели и задач проекта;
– дополнительно мотивируют обучающихся
|
Планирование |
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков работы над проектом;
– распределение задач между членами группы |
– направляет процесс поиска информации обучающимися;
– предлагает
различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;
– распределяет роли в группах;
– продумывает возможные формы презентации результатов проекта;
– продумывает критерии оценки результатов проекта
|
– поиск, сбор, систематизация и анализ информации;
– планируют работу;
– продумывают продукт проектной деятельности |
– оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности |
Работа над проектом |
– самостоятельная работа обучающихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта;
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях |
– косвенно руководит деятельностью: наблюдение, советы, ответы на вопросы;
– контроль соблюдения техники безопасности;
– контроль соблюдения временных рамок этапов деятельности |
– выполняют запланированные действия самостоятельно или в группе;
– консультируются с учителем по возникающих вопросам;
– осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах |
– наблюдают за ходом выполнения проекта;
– контролируют соблюдение техники безопасности;
– следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности |
Оформление результатов |
– структурирование полученной информации;
– формулирование выводов |
– косвенно руководит деятельностью: наблюдает, советует;
– мотивирует обучающихся, создает позитивный эмоциональный настрой, подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого |
– оформляют проект,
изготавливают продукт;
–
участвуют в коллективном обсуждении своей роли, успехов и неудач;
– делают выводы |
– наблюдают, советуют;
– мотивируют обучающихся, создают чувство успеха |
Презентация результатов |
– демонстрация материалов, представление результатов, презентация проекта |
– организует презентацию;
– консультирует обучающихся по вопросам подготовки к выступлению;
– репетирует с обучающимися предстоящее выступление;
– выступает в качестве эксперта
|
– выбирают форму презентации проекта;
– готовят презентацию;
– осуществляют защиту проекта;
– отвечают на вопросы слушателей;
–
демонстрируют понимание проблемы, цели и задач;
умение планировать и осуществлять работу;
найденный способ решения проблемы;
рефлексию деятельности и результата
|
– помогают в выборе формы презентации;
– оказывают помощь в подготовке презентации
|
Оценка результатов и процесса проектной деятельности |
– оценка результатов и процесса проектной деятельности;
– коллективное обсуждение результатов проекта;
– самоанализ проектной деятельности |
– оценивает усилия обучающихся, креативность, использование источников;
– обобщает и резюмирует полученные результаты;
– подводит итоги обучения;
– оценивает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение;
– акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат |
– осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения, самоанализа |
– консультируют в оформлении отчета |
Библиографический список:
1. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Петрова Е. А. Социально - экологический проект как средство интеграции детей с разными образовательными возможностями - Журнал «Начальная школа» №7, 2007.
3. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013.
|