Одним из инновационных способов обучения является дистанционное обучение. И именно дистанционное образование становится реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени, и является единственным шансом для тех детей, кто в силу разных причин не может воспользоваться традиционными формами обучения. Это направление работы осуществляет ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому. Ученики получают образование дистанционно в режиме он-лайн по Mail.ru Агент индивидуально или в мини-группах (3-4 человека) в формате телеконференции.
Адаптивная физическая культура, как известно, является частью и областью общей физической культуры и тоже преподается в Центре дистанционно.
Основными целями адаптивной физической культуры (АФК) у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а именно обучающихся с детским церебральным параличем (ДЦП), выступают такие, как расширение и развитие способности к произвольному движению, снижение мышечного гипертонуса, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах. Благодаря занятиям у ребенка появляется возможность для приобретения новых навыков, правильных движений и координации.
Адаптивная физическая культура, по моему мнению, должна быть направлена, в первую очередь, на удовлетворение потребностей детей в двигательной активности, укреплении и поддержании здоровья и, главное, для их социализации в обществе.
Благодаря регулярной повторяемости физических упражнений можно добиться улучшения основных показателей движений, освоения двигательных умений, общего развития физических качеств. Физические упражнения положительно отражаются на растущем организме ребенка, у которого присутствуют какие-либо нарушения в развитии.
Поэтому на своих уроках я, по возможности, всегда использую физические упражнения, а не просто теоретический материал. Конечно, применение физических упражнений в каждом конкретном случае зависит от диагноза, стадии заболевания, функциональных возможностей и индивидуальных особенностей ребенка.
К таким упражнениям относятся движения для небольших мышечных групп, элементарные движения в суставах, которые выполняются в очень медленном темпе. Мы начинаем с самых простых движений, затем понемногу увеличиваем амплитуды движения в каждом суставе. Применяем гимнастическую палку и массажные мячики с шипами. Основное назначение рук – это манипуляции с предметами, что очень важно для самообслуживания ребенка. Поэтому активно развиваем на уроках мелкую моторику рук. Также используются упражнения для формирования правильной осанки, упражнения для развития координации и вестибулярного аппарата, специальные дыхательные упражнения и упражнения для глаз.
Оценка эффективности уроков адаптивной физической культурой складывается из многих признаков. Просматриваются и динамика состояния мышц – силы, тонуса, амплитуды движений, двигательных умений, и стабилизация правильного положения тела, и изменения эмоционального состояния обучающихся.
Программа адаптивной физической культуры должна комплексно воздействовать, укреплять и улучшать двигательные возможности детей-инвалидов.
|