Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Особенности работы с аутичными детьми

СКАЧАТЬ (41.2 Kb) 07.12.2024, 20:31
Кубасова Юлия Владимировна
педагог-психолог, МАОУ СОШ №1-"ШколаСколково-Тамбов"
Ранний детский аутизм (РДА) - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами, при которой, прежде всего, нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основным признаком аутизма является неконтактность ребенка, которая проявляется уже на первом году жизни: нарушены все формы довербального общения, не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки, чтобы взяли на руки, как это делает здоровый малыш.

Интроверсия (признаки):
сдержанность;
необщительность;
замкнутость;
концентрация интересов на своем душевном состоянии;
замкнутость, отстраненность от людей;
наблюдение за происходящим, но не участие в нем;
поглощенность своими проблемами;
ослабление внимания к окружающему миру;
чувствительность;
субъективизм (человек решает свои внутренние проблемы, его внимание направленно только на субъект – себя).

Прежде чем начать разговор о коррекционной работе, необходимо сделать оговорку: так как в практике школьных психологов дети с "классическим аутизмом" встречаются редко, но достаточно часто приходится взаимодействовать с детьми, которым присущи лишь отдельные аутистические черты, то и речь в статье будет идти именно о них. Я расскажу о некоторых приемах работы с такими детьми. Эти приемы проверены на практике и дают хорошие результаты. Конечно, каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей-аутистов и имея в копилке "набор" приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.

Как работать?
Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо «идти за ребенком», гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком - тонкое, даже деликатное дело. Не надо заставлять его делать запланированное вами, лучше следовать за его интересами и стремлениями.

На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда специалиста должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.
На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от специалиста умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком аутистом, методов направленных на обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.

В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий. Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, песочную и музыкальную терапии, игры с водой.

Важно: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.

Методы работы с аутичными детьми
1. Техники «эмоционального присоединения» с аутичными детьми:
Важно: учитывать, что для аутичных детей соблюдение привычных ритуалов – это возможность получить чувство защищенности и безопасности.
Техника «Зеркало»: в течение одной минуты специалист по возможности повторяет движения ребенка, как бы «отзеркаливает» его эмоциональное состояние и поведение.
Техника «Ты и я» Начинаем это упражнение со слов: «Ты и я» После этого мы находим что-то (какую-то деталь в общении, в восприятии жизни, в одежде), что нас может объединять. Например, «Ты и я любим красный цвет. Ты и я умеем играть в шахматы. Ты и я интересуемся биологией» и т.д. Здесь важно, чтобы это действительно было так, поскольку дети сразу почувствуют фальшь. Поэтому найдите хоть что-то, что Вас сближает с этим ребенком.

Техника вербального описания своего эмоционального состояния.
Я радуюсь, когда…..
Я скучаю, когда…..
Я интересуюсь, когда …..
Я злюсь, когда….
Это упражнение помогает аутичным детям формулировать свое состояние. Сначала специалист делится своим эмоциональным состоянием: например,
«Я радуюсь, когда вижу тебя, когда мы вместе занимаемся. А когда радуешься ты?»

2. Музыкотерапия
Упражнение на осознавание, выражение эмоций и взаимодействие.
Предложите группе детей (6 человек) прослушать музыкальный фрагмент (например, Вальс цветов из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского)
Нарисовать красками те образы, которые всплывали, когда они прослушивали этот фрагмент
После того как каждый ребенок нарисовал свой рисунок, предложите им поменяться рисунками в паре
Сосед по парте, получив рисунок своего партнера, описывает те чувства, настроение, которое у него вызывает данный рисунок.
Цель упражнения: помочь детям лучше понимать свои эмоции и понимать эмоции других людей, а также взаимодействовать в группе.

3. Упражнение по фототерапии для детей с проблемами общения:
Цель: помочь ребенку взаимодействовать с другими, делиться своими эмоциями и принимать эмоции других детей.
Преимущество упражнения в том, что он может ничего не говорить, но при этом выразить свои потребности, ожидания, свои страхи и проекции.
Разложите на столе 5 фотографий детей приблизительно его возраста (одна из этих фотографий может быть фотографией ребенка, с которым вы занимаетесь)
Предложите ребенку представить, какой подарок хотел бы каждый из детей, изображенных на фото, получить на день рождения.
Попросите ребенка изобразить (можно символически) этот подарок на листе бумаги и символически вручить каждому ребенку (в том числе и самому себе) этот подарок
Задайте вопрос: как можно понять, что твой подарок понравился?
Занятия по оригами для детей, испытывающих проблемы в общении и ресурсная история, как пример терапевтической работы. (Легенда о бумажном журавлике оригами).
Анкета для родителей по поводу выявления аутичных черт личности ребенка.
Как ваш ребенок реагировал, когда видел вас после недолгой разлуки?
Какие особенности развития речи вы можете отметить у вашего ребенка?
При общении сохраняет ли ваш ребенок зрительный контакт с собеседником?
Как он взаимодействует со сверстниками? Старается с ними договориться, или предпочитает играть один?
Какие игры являются наиболее интересными для вашего ребенка?
Можно ли сказать, что ваш ребенок в раннем детстве не доставлял вам хлопот, был спокойным, мог сам себя занять игрой, не приставал с вопросами «почему» и т.п.?
Как он реагирует на изменение обстановки, на новую ситуацию?
Легко или с трудом засыпает на новом месте?
Как общается со взрослыми: непринужденно, как привык общаться с близкими, или сторониться взрослых, смущается и теряется даже при простых вопросах взрослого?
Есть ли у вашего ребенка необычные увлечения?
Как ваш ребенок относится к своим неудачам: плачет, просит, чтобы ему посочувствовали, ищет поддержки, старается исправить свои ошибки или остается безразличным к своей неудаче?
Как относится к достижениям, похвале со стороны взрослых: смущается, радуется, считается, что не заслужил, или проявляет безразличие?
Как относится к успехам других детей: с завистью, с радостью или он как будто не замечает чужих успехов?
Есть ли у вашего ребенка повторяющиеся ритуалы или навязчивые действия в поведении?
Легко ли его заинтересовать, увлечь новым занятием, игрой?

Список литературы:
1. Бретт Дорис Жила-была девочка, похожая на тебя…Психотерапевтические истории для детей. М., «Класс» 1996
1. Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2000
3. Маховская О., Василькина Ю. Думай как ребенок, поступай как взрослый. Как научится понимать своего ребенка. – М., ЭКСМО, 2011
4. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. М., 2013


Категория: Блоги | Добавил: Kubass
Просмотров: 12 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог