Сегодня: 03.02.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности

СКАЧАТЬ (20.4 Kb) 24.11.2022, 08:40
Ширыкалова Анна Игоревна
учитель, МБОУ СОШ №44
Младшие школьники чрезвычайно любознательны, у них большое желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, передавая знания детям, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний является важной предпосылкой будущей творческой деятельности.

Обращаясь к определенной личности, можно сказать, что способности развиваются, имеют индивидуальное многообразное проявление.

По сложности выбирают:
1. Элементарные способности - особое свойство человека как приобретенная наследственность, свойственная всем людям примерно в равной степени;
2. Сложные общие способности, такие как способность работать, учиться, обучать, общаться, говорить и другие. Они тоже свойственны всем людям, только до известной степени;
3. Сложные частные способности – это уже совокупность личностных качеств, которыми должен обладать человек для достижения успеха в любой сфере деятельности.

По виду деятельности бывают:
1. Репродуктивная, обеспечивающая высокую способность к усвоению знаний, овладению различными видами деятельности.
2. Творческая – обеспечивает создание нового, оригинального. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение впечатлений или действий, бывших в предыдущем опыте человека, а создание новых образов или действий. Креативность лежит в основе этой деятельности.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры до сих пор являются плодом бурной работы фантазии, благодаря им дети увлеченно занимаются творческой деятельностью. Подробнее Выготский отмечал, что творческая активность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия предшествующего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала имеется в его воображении.

Воображение является необходимой способностью человека и в младшем школьном возрасте способность к воображению нуждается в особой заботе в плане развития, так как в этом возрасте она развивается особенно интенсивно. В дальнейшем происходит быстрое снижение активности этой функции. Наряду со снижением способности человека к фантазированию человек обедняется, уменьшаются возможности творческого мышления, угасает интерес к искусству и науке.

Запас представлений ребенка необходимо все время пополнять, это задача и педагогов, и родителей. В результате постоянных усилий взрослых в этом направлении совершенствуется воображение младшего школьника.

Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься творчеством. Она позволяет ребенку раскрыть свою личность в наиболее полной свободной форме. Вся художественная деятельность основана на активном воображении, творческом мышлении. Эти особенности обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт, что в свою очередь способствует развитию воображения, творческого мышления.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что этот период жизни ребенка дает прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, как эти возможности были использованы, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Малочисленность людей в обществе с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие находились в условиях, способствующих развитию их творческих способностей.

Такие условия желательно создавать в любой социокультурной организации, социальном учреждении, так как эти учреждения призваны решать задачи воспитания и творческого развития его участников. Чаще всего такие условия создаются во внеурочной деятельности.
Внеклассная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса и одной из форм организации свободного времени студентов. Под внеучебной деятельностью сегодня понимают в основном деятельность, организуемую во внеурочное время для удовлетворения потребности учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности [1, c.42].

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения совершенствуется внеурочная деятельность.

Модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на занятиях, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, стремления к активному участию в продуктивной, общественно одобряемая деятельность, умение самостоятельно организовывать свое свободное время.

Правильно организованная система внеучебной деятельности является той сферой, в которой возможно максимальное развитие или формирование познавательных потребностей и способностей каждого учащегося, что обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любое время их деятельности. Однако продуктивнее всего проводить это воспитание в свободное от школы время.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в иных, чем аудиторная, формах и направленную на достижение запланированных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Виды внеурочной деятельности для развития творческих способностей:
– игровая деятельность;
– художественное творчество.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1-й класс, дети особенно восприимчивы к новым знаниям, стремятся познать новую для них школьную действительность. Педагогу необходимо поддерживать эту тенденцию, добиваться того, чтобы используемые ребенком формы внеурочной деятельности достигали первого уровня результатов.

Во 2-м и 3-м классах, как правило, набирает обороты процесс развития детского коллектива, значительно активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную обстановку для достижений во внеурочной деятельности школьников второй уровень результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня в течение трех лет обучения создает для младшего школьника реальную возможность вхождения в пространство социального действия к 4-му классу (т. полученные результаты).

Основные принципы творческого образования:
– индивидуальный подход;
– личный пример («делай, как я!»);
– формирование поисковой активности (интерес, тяга к новому, к знаниям);
– не навязывать свое мнение и мнение других, каким бы верным оно ни было;

Важно учитывать, что необходимо создать условия для успешного развития творческих способностей. Это включает:
– раннее начало
– создание среды, опережающей развитие детей;
 предоставление большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы;
 помощь взрослых (предоставленная ребенку свобода не только не исключает, но, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, не превратить свободу в безнаказанность, а помогите подсказкой).

Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе игровые, систематически, целенаправленно развивают у детей подвижность и гибкость мышления, приучают их рассуждать, не зубрить, а думать, делать для себя выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т. д.

Развитие творческих способностей осуществляется на всех уроках и внеклассных мероприятиях.

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника могут оказать:
 выполнение кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,
 вовлечение студентов в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками;
 дидактические и сюжетно-ролевые игры во внеурочное время;
– экскурсии, наблюдения;
– творческие мастерские.

Наиболее эффективным направлением развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность, которой можно отлично заниматься во внеурочной деятельности.


Категория: Блоги | Добавил: Witchxniw
Просмотров: 62 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 5.0/1

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
V Всероссийский творческий конкурс к 23 февраля "Подарок для настоящего мужчины"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мой папа"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Чудо - валентинки"
VI Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"
V Всероссийский творческий конкурс  "Животные забавные - они такие славные!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
IX Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.02.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог