Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СКАЧАТЬ (21.0 Kb) 10.11.2020, 16:38
Гренишина Алена Ивановна
студентка, Нижнетагильский педагогический колледж № 1
Социальная ситуация развития ребенка является главным понятием механизма психологического развития. Это определенная форма важных для ребенка отношений, в которых он находится.
По мнению М.В. Матюхиной социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте и сложившаяся система взаимоотношений ребенка со взрослыми – это стартовый момент для всех активных изменений, происходящих при развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она целиком определяет форму и пути развития ребенка, виды его деятельности, получаемые им новые психические свойства и качество, образ жизни. Каждый возраст отмечается характерной, изумительной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив, мы сможем узнать и понять, как возникают и развиваются те или другие психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка. Именно в рамках социальной ситуации развития появляется и формируется ведущий вид (тип) деятельности [1 с. 167].
Развитие младшего школьника в достаточной мере связано с социальной ситуацией, которая раскрывает особенности обучения школьников. Для понимания трудности обучения у учащихся при поступление в школе, надо взять на заметку, то что они только пришли из детского саду, где они в основном проводили свой досуг играю в игры на улице и в помещение, что является полной противоположностью обучения в школе.
При переходе ребенка из детского сада в школу, у него происходят большие изменения. У него меняется режим дня, меняется социум, его социальной ситуацией становится обучение в школе, у него начинают складываться новые взаимоотношения, у него появляются одноклассники, учитель, которые не играет с ними, а учит их, дает им знания. Детям предстоит понять, для чего им нужна школу, почему так важно в нее ходить, что они получать от того, что будут посещать это учреждение. Жизнь, которая начинается у ребенка при поступление в школу будет со множеством правил, которые он будет обязан выполнять.
У ребенка изменяются взаимоотношения, теперь поступив в школу от него учитель, а также родители имеют право требовать учиться, выполнять домашнее задания, следовать школьным правилам, вести себя, полагаясь на правила в обществе и общения со сверстниками, следовать моральным правилам и правилам этикета. Но и обучающийся имеет право на свое рабочее место во время занятий, на досуг, на отдых. При обучение в школе, обучающийся за свои знания начинает получать отметки, а также похвалу от учителя. Он имеет право на уважение к себе от учителя и его одноклассников.
Поступив в школу, младшим школьникам учителем становится второй мамой, которого они также любят, слушаются и уважают. Но также они понимают, что учителем может быть серьезным и строгим, что помогает обучающимся в полной мере адаптироваться к школе, что они уже не в детском саду, и тут учатся, а не играют в игры.
Обучающийся даже не всегда понимает для чего он выполняет какое- либо задание, чем оно ему поможет и что в итоге он из этого получит, но и в тоже время он пытается выполнить задание в хорошем качестве, так как обучающийся находится на уроке, значит, задание, которое он выполняет необходимо и обусловлено школьной программой. Учащиеся, поступившие в первый класс находятся в неком стрессе, который обусловлен сменой обстановки, социумом и самой социальной ситуации, при которой им теперь необходимо учиться. У детей сбивается режим дня, он становится другим по сравнению с тем, который был в детском саду, у детей ухудшается здоровье, портится осанка, из-за постоянного нахождения в положение сидя в школе, а также и дома за выполнением домашнего задания.
При появление человека на свет, как индивида, он начинает включаться в систему общественных взаимоотношений, и в итоге он становится личностью.
Личность – это характеристика человека в целом, которая проявляется во всех видах его деятельности.
Одним из важнейших условий формирования личности, является поступления ребенка в школу. Так как в этом случае ребенок получает возможность социально адаптироваться в обществе и развивать себя, как личность, находя себе новые знакомства, через одинаковые интересы со сверстниками.
В младшем школьном возрасте у детей закладывается фундамент взаимоотношений. У них происходит процесс формирования личности в социуме, у них появляются интересы и складываются социальные взаимоотношения со сверстниками. К концу обучения в начальной школе, дети уже сформированы на группы по своим интересам.
Общественные оценки поступков, знаний и личностных качеств младшего школьника уже обладают для него большой значимостью. Но вместе с тем доверчивость и открытость младших школьников по отношению к взрослому (в первую очередь – к учителю) ещё очень велика. Одно из противоречий формирования личности ребёнка на этом этапе как раз и состоит в том, что с одной стороны, растёт его способность управлять собственным поведением, а с другой стороны он безоговорочно стремится следовать за нравственными образцами, которые дают взрослые. Поэтому роль взрослых (особенно учителя), с которыми ребёнок находится в постоянном общении, имеет очень большое значение [4 с. 227].
Обучающимся в начальной школе социально адаптироваться помогает внеурочная деятельность. На таких внеурочных занятиях, которые включают в себя темы о нормах поведения в обществе, в общественных местах, правилах общения со старшими и сверстниками, они получат возможность этому научаться через игры и задания, которые будут им предоставлены.
Внеурочная деятельность – это активная деятельность детей, которая происходит вне урока, и предполагает занятия по интересам детей и их потребностям, направленных на их развитие и формирование личности ребенка и ученического коллектива.
С введением ФГОС категория «внеурочная деятельность» наполнилась новым содержанием, еще более осложнив дифференциацию таких понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность. Основой российской модели образования на протяжении нескольких столетий является классно-урочная система, которая означает обязательное единство класса и урока. С учётом этого обстоятельства «внеурочную деятельность» можно толковать как деятельность «вне урока», а «внеклассную деятельность» как деятельность «вне класса»[3 с.21].
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся – это деятельностная организация занятий, организуемых участниками образовательного процесса в формах, отличных от урочной системы обучения, по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющая в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. При этом целью внеурочной деятельности признается расширение единого образовательного пространства гимназии, создание системы педагогического сопровождения, обеспечивающего достижение учащимися требований ФГОС посредством освоения различных видов развивающей деятельности [2].
Во внеурочной деятельности можно выделить три ее модели: модель внеурочной деятельности, которая основана на комплексе мероприятий внутренних ресурсов общеобразовательного учреждения; модель внеурочной деятельности, у которой установлена связь с партнерами учреждений дополнительного образования и смешанная модель.
Внеурочная деятельность может организовываться и реализовываться, только при наличии необходимых помещений, таковыми могут являться: спортивный и актовый зал, библиотека, игровые комнаты, музеи и др.
Формирование учащихся на группы по внеурочным занятиям по предоставленным учителем программам происходит в начале года и по согласованию с родителями или их законных представителей.
Расписания занятий по внеурочной деятельности составляются на основе выбора учащихся и условий, которые имеются и могут быть предоставлены данной организацией. Внеурочную деятельность организует классный руководитель совместно с заместителем директора организации. Внеурочная деятельность может быть организованы в тех образовательных организация, у которых налажены все условия для успешных внеурочных занятиях.
В воспитании подрастающего поколения важнейшим должно быть создание условий для освоения детьми социальных навыков и ролей, развития культуры их социального поведения с учетом динамики социальных изменений в российском обществе.

Библиографический список
1. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Парина К.П. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.П. Парина - Москва: ПРИОР, 2006. - 369 с.
2. Современное начальное образование в условиях реализации ФГОС НОО: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы. - Орехово-Зуево: Изд-во МГОГИ, 2012. - С. 151.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Москва: Просвещение, 2010.
4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. / И.В. Шаповаленко - Москва, 2005. - 310 с.


Категория: Блоги | Добавил: alenagrenishina
Просмотров: 335 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог