Информационные технологии занимают все более значимую роль в современном обществе. Они проникли во все сферы деятельности и без них уже невозможно вести нашу обычную жизнь. Можно с уверенностью сказать, что информационные технологии затрагивают каждого человека.
С развитием информационных технологий развиваются и новые методы обучения. Например, сегодня в образовательном процессе применяются компьютерные программы, интернет – ресурсы, видео–уроки и так далее.
На данный момент мобильные технологии прочно вошли в жизнь людей, в том числе и школьников. Нынешние подростки 16–18 лет на сегодня активно применяют мобильные технологии (смартфоны, планшеты) для досуга. А что будет, если мобильные устройства будут использоваться для учебы? Очень важно отметить, что в образовательной сфере мобильные устройства практически не применяются, хотя преподаватели и обучающиеся положительно настроены к применению данной технологии в учебном процессе.
В наше время большинство людей обладают мобильными технологиями с доступом к Интернету. На протяжении всей нашей жизни мобильные устройства постоянно терпят изменения, что приводит к постоянному изучению их использования. Применение портативных вычислительных устройств с беспроводными сетями позволяет обучению выйти за границы традиционного класса и дает возможность развить мобильное обучение.
На данный момент мобильное обучение известно миру как mLearning (Mobile learning). Оно дает возможность получить доступ к разному контенту с помощью мобильного устройства. Мобильное обучение – это наиболее доступный и простой способ для учащихся получить новые знания.
Применение мобильных технологий для обучения в любой точке мира – это и есть суть мобильного обучения. Мобильное обучение может применяться по–разному: применяться для доступа к образовательным ресурсам, для общения с другими людьми или даже для создания своего собственного контента.
Для организации мобильного обучения необходимо огромное количество различных средств и соответственно их классификация. Классификация средств мобильного обучения:
• средства для потребления контента на мобильных устройствах (электронная книга, on–line переводчик, справочник, мобильный словарь, сетевое хранилище мультимедийных объектов и так далее);
• средства для обратной связи учащихся и преподавателей посредством мобильных устройств (мессенджеры, электронная почта, образовательная среда учреждения и так далее);
• средства для проверки знаний учащихся (тестирования, опросы, голосования и так далее);
• средства, позволяющие формировать навыки и умения (мобильная игра, симуляция и так далее);
• средства мобильного обучения в качестве поддержки (мобильная справочно–информационная система; средства мобильного доступа к информации в компьютерных сетях) [3].
Также стоит указать формы и методы, с помощью которых происходит внедрение мобильных технологий в образовательный процесс:
1. Мобильные устройства позволяют получить доступ к сети Интернет и, в частности, на веб–сайты с информацией, полезной для обучения.
2. Мобильное устройство позволяется пользователю воспроизводить всевозможные файлы, содержащие информацию для обучения. В качестве таковых могут выступать текстовые, видео и графические файлы.
3. Современное мобильное устройство способствую применению учебных курсов, электронных учебников, адаптированных для мобильных устройств [3].
Важно отметить следующие основные преимущества мобильного обучения:
• появляется возможность объединить обучение внутри образовательного учреждения и в его пределах;
• учащиеся, которые находятся на дистанционном обучении, могут с легкостью обмениваться информацией, задавать вопросы, по мере их поступления;
• учитель становится наставником для учащихся, так как они могут использовать сеть Интернет для поиска нужной обучающей информации;
• упрощается доступ к лекциям, их конспектирование и запись нужной информации;
• доступ к социальным сетям, которые могут помочь в образовательных процессах [3].
Также необходимо рассмотреть недостатки мобильного обучения. В научной статье И. Н. Голицыной и Н. Л. Половниковой «Мобильное обучение в современном образовании» были выделены следующие недостатки:
• малые экраны мобильных устройств делает невозможным отображение некоторой информации в полном объеме;
• небольшой объем батареи может привести к прерыванию обучения;
• трудно использовать работу с графикой;
• мобильные устройства быстро устаревают;
• могут возникнуть проблемы совместимости программного обеспечения;
• Проблемы с оборудованием (используемые устройства могут со временем изнашиваться из–за чрезмерного использования, небрежного обращения с устройством и так далее);
• использование мобильного обучения также создает много отвлекающих факторов;
• отсутствие подключения к Интернету или электричества [2].
Обучение с помощью мобильных технологий необходимо организовывать как поддержку запросов обучающихся. Благодаря мобильным устройствам можно достигать различные цели. Так организация непрерывного обучения и фиксация достижений учащихся достигается с помощью мобильных технологий. Также важно, организовать обсуждение между обучающимися и преподавателями с целью эффективного применения мобильных устройств в учебном процессе. Отметим, что последующее развитие и применение мобильных технологий благоприятно скажется в обучении людей с инвалидностью.
Чтобы преодолеть застенчивость и улучшить заинтересованность учеников, можно предоставить возможность делится своими идеями в чатах и мессенджерах, что улучшит общение внутри класса, а также позволит применить мобильные технологии в образовательном процессе.
С целью определения технической готовности учащихся к применению мобильных телефонов в образовательном процессе, я провела анкетирование студентов Саранского техникума сферы услуг и промышленных технологий В нем поучаствовало 100 студентов 1 – 3 курсов.
Первое анкетирование было направлено на выявление оснащенности мобильных телефонов учащихся следующими техническими функциями (рисунок 1): 4G Интернет; bluetooth; диктофон; калькулятор; доступ к Java–приложениям (игры, электронные книги и т.д.); фотокамера.
Рис.1 Техническое оснащение мобильных телефонов студентов
Техническое оснащение мобильных телефонов учащихся позволяет более 90% из них имеют 4G доступ в Интернет, более 95% имеют беспроводную сеть Bluetooth, 100% опрошенных учащихся имеют в наличии на телефоне диктофон, калькулятор и фотокамеру, а также более 85% учащихся могут скачивать и запускать Java–приложения.
Второе анкетирование было проведено с целью выяснения следующих используемых приложений на мобильных телефонах учащихся (рисунок 2):
• наличие браузера на мобильном устройстве;
• средства для просмотра электронной почты;
• программы для чтения электронных книг;
• офисные программы для редактирования документов;
• игры;
• электронные словари, шпаргалки, учебные пособия.
Рис. 2 Использование приложений мобильных телефонов опрошенными студентами
Проанализировав полученные ответы, были сделаны следующие выводы:
• большинство учащихся (более 90%) активно пользуются мобильным браузером для просмотра Интернет–страниц, а также многие имеют и используют приложения для просмотра электронной почты;
• очень мало учащихся (менее 25%) играют в игры и используют образовательные приложения (электронные словари, шпаргалки, учебные пособия);
• 30% учащихся используют на своих мобильных приложениях программы для чтения электронных книг;
• достаточно высокий процент (43%) составляет использование офисных программ (аналоги Word, Excel и т.д.);
На основе данного анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся имеют высокий уровень технического оснащения на своих мобильных устройствах, однако мало их применяют в образовательном процессе.
В заключении хотелось бы сказать, что благодаря внедрению мобильных технологий в учебный процесс можно получить следующие возможности:
• возможность без ограничений перемещаться всем участникам образовательного процесса;
• возможность обучаться за пределами учебного класса и даже учебного учреждения;
• возможность получать качественное образование людям с ограниченными возможностями;
• возможность не приобретать компьютер и многочисленную и дорогостоящую учебную литературу;
• возможность быстрого распространения учебных материалов между участниками образовательного процесса;
• возможность просмотра информации в мультимедийном формате для лучшего усвоения и запоминания материала [3].
В скором будущем преподаватели и обучающиеся престанут быть зависимыми от ситуативности времени и места обучения, а мобильные устройства будут становиться обыденностью в образовательном процессе.
Список литературы
1. Абдрашева Г.К., Туткышбаева Ш.С., Калибекова Д.Ш. Мобильное обучение и мобильные приложения в образовании – Текст : электронный // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2016. – №39. – С. 126–131.
2. Голицына И. Н., Половникова Н. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании – Текст : электронный // Образовательные технологии и общество. – 2011.– №1. С. 241–252.
3. Джанабердиева С. А., Бостанов Б. Г., Есжан К. Возможности использования мобильного обучения – Текст
4.Канцур А., Бердникова Н. С. Использование мобильных приложений на уроках иностранного языка – Текст : электронный // Проблемы романо–германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2019. – №15. – С. 75–80.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.