Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Васильевская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий
(Интеллектуальная игра )
«От рядового до генерала»
Подготовила:
Педагог организатор:
Зайцева Нинель Николаевна
2022 год
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важных задач нашего общества, если не сказать самая главная. Ведь каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нём будут преобладать нравственные ценности – зависит в определённой мере от нас, взрослых: родителей, учителей и т.д.
Сейчас очень приятно наблюдать возрождение традиций патриотического воспитания. Это проявляется в возрастающей тенденции устойчивого роста, интереса молодёжи, как к далёкому прошлому нашего Отечества, так и современной жизни.
Одним из аспектов патриотического воспитания детей является воспитание любви к родному краю, своему народу, его культуре и обычаям, традициям и духовным ценностям.
Цель мероприятия: воспитание нравственно-патриотического чувства по отношению к своей Родине.
Задачи:
- активизировать интерес юношей к военному делу;
- привить чувство гордости за нашу армию, за героев нашего Отечества;
- развивать память и воображение;
- воспитывать любовь к Родине, а также чувство ответственности за ее будущее.
Целевая аудитория: дети от 14до 17 лет.
Материально-техническое оснащение:
Кабинет ОБЖ Васильевской средней общеобразовательной школы.
Столы – 6шт.
Стулья – 12 шт.
Стеллаж для книжной выставки
Компьютер
Оформление: на классной доске – звезда, лучи которой – погоны от рядового до генерала; стулья для участников; плакаты с пословицами:
«Трудно в ученье, легко в бою», «Щи да каша – пища наша», «Один за всех и все за одного».
Раздаточный материал: карточки с номерами от 1 до 5; «Мины» с зашифрованными пословицами; письма в виде треугольников; личные дела; карты; флажки.
Реквизиты: погоны лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, майора, полковника, генерал-майора, генерал-лейтенанта, генерал-полковника; плакат с воинскими званиями; материалы из газет; танк, синий платочек, плакат «Родина- мать зовет», виноград, фото зенитной установки «Катюша», полено, пуля.
Ход мероприятия
Ведущий: Судьбу свою вручаем без остатка
Не маме, не сестренке, не отцу,
А нашему российскому солдату,
Который марширует по плацу.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о самом сильном человеке – солдате. Ведь недаром говорят: «Солдат – всегда солдат». А народная мудрость гласит: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!» Дослужиться до генерала, продвигаясь «по службе» - вот задача каждого из участников сегодняшней программы.
Звучит песня «Идет солдат по городу…»
Ведущий: На плац приглашаются… (ведущий представляет участников). Отделение, равняйсь, смирно! Товарищи бойцы, приготовьтесь отвечать на вопросы. После каждого правильного ответа вы можете получить очередное звание. Итак, внимание!
В каких войсках вы бы хотели служить в российской армии и почему?
Ответы участников
Ведущий: Благодарим за ответы. Вам присваивается звание ефрейтор.
В чем заключается ваш долг перед Родиной?
Ответы участников
Ведущий: Молодцы! Поздравляем вас с повышением звания. Вы – младшие сержанты.
Каким качеством должен обладать военный человек?
Ответы участников
Ведущий: Хорошо! Вы получаете звание сержант.
Ваш любимый фильм о доблестных воинах нашей Родины.
Ответы участников
Ведущий: Поздравляем! Вам присваивается звание старший сержант.
Если Родина скажет: «Надо!», что вы ответите?
Ответы участников
Ведущий: Спасибо! Вы ответили на все вопросы. И каждый из вас становится старшиной. Мы очень рады за вас! Отделение разойдись!
Участники садятся на стулья.
Ведущий: Все звания, которые вам сейчас присвоили, может получить каждый, добросовестно неся службу в рядах российской армии. Но чтобы получить первое офицерское звание, необходимо окончить военное училище. Предположим, вы его курсанты, не имеющие на своих погонах ни одной звезды. Тот, кто ответит на большее количество вопросов, станет выпускником данного училища и ему будет присвоено звание лейтенанта.
Товарищи курсанты! Известны ли вам ступеньки военной карьеры от рядового до генерала? Знакомы ли вы с историей воинских званий?
Вам предлагается ряд названий воинских званий, которые написаны на специальном плакате под номерами:
1. Прапорщик.
2. Капитан.
3. Майор.
4. Лейтенант.
5. Маршал.
Я описываю вам историю происхождения и существования какого-либо воинского звания, а вы, определив его название, поднимаете сигнальную карту. Итак, начнем!
1. Это слово латинского происхождения – означает «большой, старший». В качестве воинского звания появилось более 400 лет тому назад в испанской армии, где так называли одного из помощников полкового командира. В России это воинское звание появилось в 1711 году сначала лишь для штаб-офицеров линейных частей, потом стало присваиваться командирам батальонов. В 1884 году звание было упразднено. В советской армии существовало с 1935 года. Сохранилось и в настоящее время в российских Вооруженных силах.
Прошу поднять карточки! Правильный ответ: майор, карточка № 3.
2. Это слово французского происхождения. В буквальном смысле оно означало офицера, замещающего своего начальника. Звание впервые было установлено в 1444 году во Франции, сначала на флоте, затем в сухопутных войсках. Люди, имевшие этот воинский чин, были заместителями и помощниками командиров рот и эскадронов. В русской армии этому чину соответствовало воинское звание поручик.
Карточки! Правильный ответ: лейтенант, карточка № 4.
3. Слово происходит из древнегреческого, что в переводе на русский означает «знамя». Впервые это звание было учреждено Петром Первым при создании регулярной армии, оно стало первым младшим офицерским чином. Его присваивали тому, кто назначался знаменосцем. Позднее сохранилось лишь для офицеров запаса и присваивалось лицам, которые окончили специальную школу в военное время.
Ваш ответ? Правильный ответ: прапорщик, карточка № 1.
4. Слово латинского происхождения. Впервые это воинское звание появилось во Франции в Средние века. Обычно люди этого звания командовали военными соединениями, пользовались исключительными правами и уважением. Это звание ставилось даже выше звания маршала. Постепенно звание утратило свое первоначальное значение. Начиная с 1558 года, стало присваиваться командирам рот. В России появилось при Борисе Годунове: так стали называть командиров иноземных наемных отрядов. В советских Вооруженных силах введено в 1935 году, существует и в настоящее время в российской армии.
Уважаемые участники! Прошу дать ответ! Правильный ответ: капитан, карточка № 2.
5. Этот термин известен в военной истории с незапамятных времен, хотя его значение не всегда было одинаковым. В Средние века во Франции и других странах так называлась должность, назначенный на которую отвечал за построение войск для похода и боя, наблюдал за несением сторожевой службы, заведовал хозяйством армии, командовал авангардом, выбирал место для лагеря и т.д. сначала это звание существовало только во время похода, но постепенно превратилось в постоянное и высшее по сравнению с другими званиями. Во времена французской буржуазной революции было отменено, но затем вновь утверждено Наполеоном Бонапартом.
Прошу поднять карточки! Правильный ответ: маршал, карточка № 5. Подсчитаем количество правильных ответов у каждого участника.
Ведущий: Итак, лейтенантские погоны вручаются… (имя, фамилия).
Следующее задание. К нам в штаб поступило сообщение о том, что школа заминирована.
Ваша задача: за одну минуту обнаружить мину и, оставшись возле нее, приступить к расшифровке военной пословицы, которая является ключом для обезвреживания мины. Победителю будет присвоено звание старший лейтенант. Итак, время!
Отсчет времени. Выполнение задания.
Ведущий: Время истекло! Ваши ответы! На каждой мине зашифрована своя пословица.
Пословицы:
1. Друг за друга стой – выиграешь бой.
2. Хочешь покоя – готовься к бою.
3. Воевать не числом, а уменьем.
4. Сам погибай, а товарища выручай.
5. По уставу жить – легче служить.
6. Русский боец – всем образец.
Зашифровка пословиц
1. ЙДОРТУСГАЗАГУДР – ОВЙЫБЬАЕШИГР.
2. КЬЯХООЧОЕПШ – ЯТБКЮГЬОВОСО.
3. ЕЧНЬИМ, СВАОТВОЛУАЬНЕММЕ.
4. ЙСААЧМ, УПРГОЫИВАБЩАИЙАРОТВА.
5. ПЬОТЖИУТУЛСАВСУ – ЛЧЖЕИЬГТЕ.
6. РИЦМЗУЙ – ОЕСБВБЦСОСРКЕЕА.
Ведущий: Погоны старшего лейтенанта вручаются… (имя. фамилия).
Ветераны Великой Отечественной войны часто вспоминают, что в перерывах между боями, в затишье они мечтали о скорой встрече со своими родными и близкими, читали и перечитывали письма, газеты, которые им доставляла полевая почта.
Прослушав оперативную сводку, опубликованную в газете, определите, о какой битве ВОв идет речь. Запишите свои ответы.
1. «В ходе войны было несколько битв, которые определили ее исход. Одна из них – битва, которая проходила в декабре 1941 года, где немецкая армия потерпела серьезное поражение и была остановлена».
(Московская битва)
2. «История человечества не знает такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какой проявили воины и жители, защищая свой город. Гитлер решил стереть этот город с лица земли. Фюрером было предложено: блокировать его и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять данный город с землей». (Ленинградская битва)
3. «Железной стеной встали на защиту этого города все сыны нашей многонациональной страны: «За Родину! Ни шагу назад!» - с этими словами они шли в бой и победили. В этом сражении немецкая армия потерпела поражение. С этого времени началось ее отступление из нашей страны. В войне наступил окончательный перелом». (Сталинградская битва)
4. Из воспоминаний командующего фронтом К. К. Рокосовского: «Эта битва была поистине грандиозной битвой. Артподготовка… началась… в половине третьего и продолжалась 70 минут. Огонь одновременно вели шестьсот орудий, полчаса стоял такой грохот, что в ушах звенело, земля содрогалась как в эпицентре девятибалльного землетрясения. А над боевыми позициями готовившегося к броску противника в сплошную черную тучу слились клубы вздыбленной земли. Мы верили в победу над врагом, и эта вера имела под собой твердую почву. (Курская битва)
5. Эта битва была завершающим этапом войны. «Для взятия этого города необходимо было пробить оборону на Зиеловских высотах. Для этого в воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более ста миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина впечатляющей силы, и, пожалуй, за всю жизнь я не помню подобного зрелища», вспоминал Г.К.Жуков. (Битва за Берлин)
Ведущий: Прошу участников зачитать ответы. (проверка задания)
Погоны капитана вручаются… (имя, фамилия).
Письма с фронта, которые писали бойцы, были желанной весточкой
для родных и близких. Они ждали их с большим нетерпением.
Участникам выдаются письма в виде треугольников.
Ведущий: Задание: определить, кто из поэтов написал данные письма. У вас всего 1 мин. Время пошло!
Отсчет времени. Подготовка участников.
Ведущий: Прошу участников назвать авторов писем.
Письма:
1. «Дорогая моя, на переднем у нас передышка.
Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу,
Дорогая моя, поцелуй ты покрепче сынишку,
Знай, что вас от беды я всегда берегу».
(А. Дементьев)
2. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав от дождя их к увядшей груди».
(К. Симонов)
3. «Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!»
(Э. Асадов)
4. «Здравствуй, папа,
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне».
(Е. Благинина)
5. «Жди меня – и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут.
Жди, когда жара.
Жди. Когда других не ждут,
Позабыв вчера».
(К. Симонов)
6. «Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами…
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная черная степь пролегла между нами».
(В. Агатов)
Ведущий: Погоны майора вручаются… (имя, фамилия).
В военные годы миллионы солдат оказались оторванными от родного дома, от семьи. В разлуке обострялось чувство любви к своим родным и близким. Родной дом, мать, любимая девушка, жена – все это стало святым для солдата. Это стало частицей Родины, которую он защищал. Об этой Родине шептали ему слова военных песен.
Ваша задача: вспомнить песни Великой Отечественной войны. Подсказкой вам будут служить следующие предметы. Угадав песню, запишите ее название или строчку из текста.
1. Танк («Три танкиста» - муз.Дм. и Дан. Покрасов)
2. Синий платочек («Синий платочек» - муз. Г. Петербургского)
3. Плакат «Родина-мать зовет» И.М. Тондзе («Священная война» - муз. А.Александрова)
4. Виноград («Смуглянка» - муз. А. Новикова)
5. Зенитная установка Катюша («Катюша» - муз. М.Блантера)
6. Полено («В землянке» - муз. К.Листова)
7. Пуля («Темная ночь» - муз. Н. Богословского)
Ведущий: Прошу участников назвать по порядку те песни, которые они записали. Погоны подполковника вручаются… (имя, фамилия). Обо всех войнах, подвигах нашего народа, видных полководцах солдаты узнают на политзанятиях, которые проводятся во всех военных частях и подразделениях.
Каждый из вас получает «личное дело». Ознакомившись с ним, вам предстоит через одну минуту назвать имя исторической личности.
Личные дела:
1. Маршал Советского Союза. Начал свой путь еще на фронтах Первой мировой войны. Служил в Красной Армии в должности командира эскадрона. В 1937 году был арестован по незаконному обвинению и четыре года провел в тюрьме. В 1941 году был назначен командующим 16-й армией. По окончании Великой Отечественной войны был награжден орденами Суворова и Кутузова, высшим орденом «Победа» за номером два. 24 июня 1945 года командовал Парадом Победы в Москве. (К.К.Рокосовский)
2. Выдающийся русский полководец, автор новой системы обучения и воспитания защитников Отечества. Современники писали о нем, что «он положил руку на сердце русского солдата». Действительно, этот военачальник удостоился безграничного солдатского обожания и преданности. За ним готовы были идти в огонь и в воду. В 1794 году получил звание фельдмаршала, позднее был произведен в генералиссимусы. (А.В.Суворов)
3. Отличился в русско-турецкой войне 1787-1791 годов. В 1805 году командовал войсками в Австрии против Наполеона. В 1811-1812 годах окончил войну с Турцией Бухарестским миром. В 1812 году назначен главнокомандующим вместо Барклая де Толли. После Бородина получил звание фельдмаршала, а после изгнания французов – титул светлейшего князя Смоленского. (М.И.Кутузов)
4. Маршал Советского Союза. Четырежды герой Советского Союза. В 1939 году командовал войсками в боях на реке Халкин-Гол. В Великой Отечественной войне в 1941-1942 годах командовал войсками Резервного, Ленинградского и Западного фронтов. От имени Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 года принял капитуляцию фашистской Германии. (Г.К.Жуков)
5. Русский князь, выдающийся полководец и государственный деятель. Выиграл крупное сражение со шведами, когда ему было только 20 лет. Эта победа принесла ему историческую славу. Был причислен православной церковью к лику святых. (А.Невский)
6. Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза. В 1945 году командовал 3-м Белорусским фронтом. Затем – Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке при разгроме японской армии. С 1946 года начальник Генштаба. В 1949- 1953 годах военный министр Министерства Вооруженных Сил СССР. (А.Василевский)
Ведущий: Прошу участников назвать имена исторических личностей.
Погоны полковника вручаются… (имя, фамилия).
В руках у меня находятся засекреченные личные дела на разведчиков. Ваша задача, ориентируясь на строчки песен, назвать:
- фильм;
- имя героя;
- а также настоящую фамилию разведчика.
Засекреченные личные дела:
1. «С чего начинается Родина? –
С картинки в твоем букваре…»
(фильм «Щит и меч», герой – Йоган Вайс, разведчик – Александр Белов)
Ответы
2. «Я прошу, хоть ненадолго,
Боль моя, ты покинь меня…»
(Фильм «Семнадцать мгновений весны», герой – Штирлиц, разведчик – Максим Исаев, это псевдоним, настоящее имя и фамилия – Всеволод Владимиров)
Ответы
Ведущий: Погоны генерал-майора вручаются… (имя, фамилия).
Каждый солдат должен быть в курсе политических событий не только
в своей стране, но и в целом мире. Вам предлагается за одну минуту обозначить на карте флажками места военных конфликтов, произошедших в мире за последнее десятилетие ХХ века.
Итак, время пошло!
Выполнение задания.
Ведущий: Уважаемые участники! Назовите государства, которые вы отметили флажками.
Правильные ответы:
1. Афганистан
2. Югославия
3. Чечня
4. Ирак
5. Израиль-Пакистан.
Ведущий: Погоны генерал-лейтенанта вручаются … (имя, фамилия).
Военный человек должен уметь подготовить рапорт, то есть доложить
старшему по званию о текущем положении дел. Вам предлагается текст на стихи К.Чуковского и А.Барто, который служит основой предстоящего донесения.
Задача: составить прозаический рапорт на основе стихотворения и доложить его. Учитывается форма обращения, военная выправка и четкая дикция.
Доложите о гражданке, нашедшей деньги и купившей самовар.
«Муха-муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла.
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар».
(К.Чуковский – «Муха-Цокотуха»)
Доложите о движении колонны зверей на разных видах транспорта.
«Ехали медведи
На велосипеде,
А за ними кот задом наперед.
А за ним комарики
На воздушном шарике…»
(К.Чуковский – «Тараканище»)
Доложите о предательстве некой особы, бросившей своего друга под дождем.
«Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок».
(А.Барто – «Зайка»)
Доложите о ранении Михаила при падении на пол с потерей одной из конечностей.
«Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший».
(А.Барто – «Мишка»)
Доложите о медработнике, исцеляющем зверей.
«Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица…»
(К.Чуковский – «Доктор Айболит»)
Ведущий: Погоны генерал-полковника вручаются …(имя, фамилия)
И последнее задание. Из данных вам фотографий нужно определить названия орденов и медалей.
1. – Орден Красной Звезды
2. – Орден Ленина
3. – Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза
4. – Ордена Славы трех степеней
5. - Орден Красного Знамени
6. – Орден Победы
Ведущий: Дорогие участники! Мы поздравляем вас с победами, которые вы одержали в сегодняшней игре.
Вручаются подарки.
Ведущий: Звание генерал заслужил… (имя, фамилия).
Вручаются погоны генерала и главный приз.
Ведущий: Надеемся, что, вступив в ряды российской армии, вы будете преданы нашей Отчизне и сможете защитить ее от врагов.
Прошу всех, присутствующих, проводить участников сегодняшней игры дружными аплодисментами.
Звучит песня «Служить России» муз. Эдуард Ханок; сл. Илья Резник.
Ведущий: До свидания! До новых встреч!
|