Цели мероприятия: усилить интерес учеников к информатике, вычислительной технике, программированию.
Поставленные задачи: Развивать потребность в знаниях, умение логически мыслить, решать нестандартные задачи, самостоятельно добывать информацию, оценивать полученную информацию с точки зрения ее актуальности, новизны, достоверности.
Подготовительный этап.
В кабинете информатики стоял картонный ящик с прорезью, куда ученики всех классов кидали вопросы, связанные с информационными технологиями, архитектурой компьютера, задачи на сообразительность (по информатике). После этого из всего множества задач и вопросов были выбраны подходящие для игр в разных возрастных группах, отсортированы по уровню сложности. Заготовлены конверты с рисунками совы – символа мудрости, в них были вложены вопросы, а также маска совы для одного из ведущих (учителя). Ведущие – ученики 11 А класса – ознакомились с вопросами, приготовили таблицу для подсчета баллов, музыкальные фрагменты для разных этапов игры. Было подготовлено игровое поле и волчок, песочные часы.
Ход игры.
Участники игры: ведущие – ученик 11 А класса и учитель – в роли мудрой совы, знающей ответы на все вопросы; сборная команда 10 –х классов и сборная команда 9 –х классов. Ассистенты запускают музыкальные ролики, фиксируют на компьютере баллы, выводят эту информацию на большой экран для участников игры и зрителей.
Вопросы.
- У одного человека по фамилии Умников спросили: "Кто изображен на этом портрете?" Он ответил: "Отец висящего есть единственный сын отца говорящего". Чей это был портрет?
- Вы, конечно, знаете об азбуке Морзе — системе кодирования букв, использующих два символа: точку и тире. С ее помощью можно передавать текстовую информацию, например, по телеграфу или по рации. Но как быть китайским телеграфистам и радистам, если китайские иероглифы — это не буквы, а знаки, обозначающие целые понятия: один знак "дом", другой — "дерево", третий — "смотреть" и т.д. Предложите способ передачи текста, изображенного в виде иероглифов, с помощью азбуки Морзе.
- В вашей комнате его часто не бывает, но зато он всегда есть в особой форме записи чисел. О чем идет речь?
- Когда один компьютер посылает сообщения другому, используя условные единицы и нули, мы должны быть уверены в правильности полученной информации. Значит, для выявления редких, но возможных ошибок нам требуются какие-то методы. Один из таких методов — передача каждой цифры трижды, т.е. три раза подряд. Например, вместо 1100111 нужно передать 111 111 000 000 111 111 111. Почему именно так?
- В вагоне метро над двумя сидениями имеется надпись: "МЕСТА ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ПАССАЖИРОВ С ДЕТЬМИ И ИНВАЛИДОВ". Что в этой записи является неправильным с точки зрения правил логики?
- На компьютере Macintosh в текстовом редакторе был подготовлен документ. Его сохранили на дискете, а потом пытались открыть в текстовом редакторе Microsoft Word на компьютере типа IBM PC, однако из-за несовместимости форматов прочитать текст не удалось. Что нужно сделать, чтобы можно было созданный документ прочитать и редактировать в редакторе Word?
- Блиц:
- Последовательность команд и часть мыльной оперы
- Первая часть слова – «овечье слово», а вторая –буква греческого алфавита. Получится список команд, из которого выбирают необходимую.
- Когда невозможно расшифровать смысл информации?
- При работе компьютеров Macintosh фирмы Apple имеется изображение. Что оно значит?
- Фирмы, входящие в состав крупных компаний, называют "дочерними фирмами", или "дочками". А как на компьютерном жаргоне называют один из важнейших элементов системного блока персонального компьютера?
- Вам, конечно, известна детская песенка:
Точка, точка, запятая ―
Вышла рожица кривая.
Палка, палка, огуречек ―
Получился человечек.
- Какое из важнейших понятий информатики демонстрирует эта песенка?
- Как определить задуманное кем-либо натуральное число N, больше 600 и не превышающее 1000, с помощью десяти вопросов, на которые задумавший может отвечать лишь "да" или "нет"?
- Зависит ли скорость Интернета от количества народа, подключенного к Wi-Fi?
- Блиц:
- Сенсорная панель в ноутбуке.
- Множество символов, используемых в языках, в том числе и в языках программирования.
- Блокбастер о новой компьютерной жизни.
- Почему жесткий магнитный диск, лазерный диск и другие устройства долговременной памяти называют "внешней памятью" — ведь они находятся внутри системного блока компьютера?
Рефлексия.
Ребятам игра понравилась. Были выделены самые интересные вопросы. «Знатоки» и зрители (авторы вопросов) получили сладкие призы. Завершилось мероприятие совместным чаепитием.
|