Классный час «Урок Мужества»
Выполнила: Магомедова Э.М., учитель русского языка и литературы МБОУ "Рубасская СОШ" Дербентского района Республики Дагестан
Тема: «Память мне стучится в сердце»
Цель: Память о героях в сердце сохраним.
Задачи:
• воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников;
• расширить представление учащихся о героизме современной молодежи;
• показать, что есть место подвигу в нынешнее время;
• воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
Пояснительная записка
Великая Отечественная война стала испытанием сил, характера, любви к Родине для всего советского народа. Чем дальше вглубь истории уходят грозные годы войны, тем еще зримее и ярче встает перед всем миром величие и бессмертие подвига советских людей. Уходит память о тех давних событиях, но связь поколений не должна прерваться.
Память о войне - это в буквальном смысле «мост», связывающий нас с прошлым. Пионеры-герои – мальчишки и девчонки 12-14 лет, являющиеся примером для нынешнего подрастающего поколения. Мы не должны забывать, что наше будущее, наша жизнь даны нам людьми, которые ценой собственной жизни защищали страну. «Никто не забыт, ничто не забыто» — эти слова живут в сердце каждого человека, любящего свою Родину, свой народ.
В афганской и чеченской войнах погибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, вчерашние школьники. «Памяти павших – во имя живых». О войне говорить всегда тяжело, но мы не имеем права забывать о ней; о тех, кто не вернулся, кто защитил нас ценою своей жизни.
Есть много важных слов на свете - Мама, Родина, счастье. А есть еще важное слово - МИР! МИР - это Земля, мир - это люди, мир - это дети. Мир - это спокойная и радостная жизнь. Нет войны, нет горя и слез. Мир нужен всем!
История России богата знаменательными событиями. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганского народу, а также создание благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».
Наша страна 2020 году отметила 75-ю годовщину со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Это событие, одно из самых определяющих в истории нашей страны, да и всего мира. Урок мужества «Память мне стучится в сердце» предназначен для учащихся. Он способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению и формированию у молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению обязанностей по защите Родины.
Формы и методы реализации
Проведение Урока Мужества построено в форме классного часа. Метод реализации - объяснительно-иллюстративный с использованием краткого выступления о ВОВ и войнах в Афганистане и Чечне, стихов о войне, презентации, видеороликов. План классного часа – донесение информации, чтение стихов, чередуются с показом на экране слайдов, видеороликов.
Урок имеет музыкальное оформление (песня-гимн «Священная война», «День Победы», видеоролики сопровождаются музыкой).
В ходе подготовки ученики находили информацию о ВОВ и о войнах в Афганистане и в Чечне. Сколько их из нашего района, ушедшие на войну?. Использование такой формы работы, как проведение Урока Мужества, способствует успешной социализации и гражданскому воспитанию молодёжи.
Такой урок, классный час поможет в воспитании уважительного отношения к старшему поколению и формировании у молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению обязанностей по защите Родины.
Актуальность. Тема войны, конкретных исторических событий, всегда будет актуальна в аспекте патриотического воспитания. Учащиеся с каждым годом всё больше проявляют инертность в обучении и познавании чего-то нового. Дети о Великой Отечественной войне знают мало, в основном эти знания ограничиваются рамками программ учебных дисциплин. Поэтому задача педагогов - постоянно поддерживать интерес к событиям Великой Отечественной войны, войн в Афганистане и Чечне. Каждый год вспоминать и рассказывать об этом героическом времени; приглашать ветеранов, чтобы молодое поколение могло услышать о событиях военных лет от людей, кто прошёл через трудные испытания.
Ожидаемые результаты:
- формирование у учащихся интереса к историческому прошлому своей страны на примере знакомства с воинами - интернационалистами;
- формирование у учащихся активной жизненной позиции;
- возрождение уважения к патриотическим традициям, позволяющим воспитывать достойных граждан страны;
- совершенствование системы патриотического воспитания в школе.
Использование технических средств: экран, проектор.
Учитель: Все может родная земля! Может накормить тебя теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, удивить небывалой красотой. И только защитить она себя не может…Поэтому защита Отечества и родной земли - долг тех, кто ест ее хлеб, пьет воду, любуется ее красотой. Защищать свою Родину-это значит всегда быть готовым прийти ей на помощь в любой самой страшной беде.
Учитель:
Ребята, как вы понимаете эти слова. Попробуйте шире рассмотреть суть этих слов.
(ответ учащихся)
Учитель:
Скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня будем говорить? …. Назовите, пожалуйста, события, когда людям нашей страны приходилось очень тяжело.
(ответ учащихся)
Учащиеся:
Во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.
Учитель: Не только. И в мирное время, когда от тебя зависит жизнь другого человека.
Давайте вспомним об этих войнах.
1–ый ученик:
Великая Отечественная война началась в 22 июня 1941года. И в первые же дни была написана песня –гимн «Вставай, страна огромная!» (стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача музыка композитора А. В. Александров) и плакат «Родина - мать зовет» (созданный художником Ираклием Тоидзе). Под этот гимн люди уходили на войну. (Слайды, гимн-песня «Священная война», плакат «Родина-мать зовет»)
2-ой ученик: Надо помнить солдат, защищавших нашу Родину от врагов. Заставшими эти жестокие времена были и дети, родившиеся в 1927 году по 1941 год и в последующие годы войны. Это — дети войны. Вторая мировая война унесла жизни около 13 млн. детей. Также многое можно говорить о Пионерах-героях. О них мы с вами посмотрим видеоролик. Кого-то из них замучили в концлагерях, кто-то не смог пережить ужасы блокады, кто-то сражался с врагом в партизанских отрядах. В материале ТАСС — 10 трагических историй детей войны, их подвиги и свидетельства, которые они оставили после себя. Они пережили всё: голод, смерти близких, непосильный труд, разруху, дети не знали что такое душистое мыло, сахар, удобная новая одежда, обувь. Все они уже давно старики и учат молодое поколение дорожить всем, что у них есть. Но зачастую им не уделяют должного внимания, а для них это так важно передать свой опыт другим. (Слайды, видеоролик)
3-ий ученик: Закончилась война победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине, к Родной земле. (звучит песня «День Победы»)
4-ый ученик: После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганского народу, а также создание благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств». А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…». В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. (просмотр видеоролика). (Какие чувства испытали ученики после просмотра)
5-ый ученик: Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»
Учитель: ДАВАЙТЕ ПОЧТИМ ПАМЯТЬ ВСЕХ ПОГИБШИХ ЗА РОДИНУ МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ. (стук метронома)
Учитель:
Ребята, проявить мужество можно только на войне? Как это сделать в настоящее время? А можете ли вы привести примеры?
(ответ учащихся, включая примеры ребят героев спасающих сверстников, которых рассказывают в новостях).
Учитель: Есть много важных слов на свете - Мама, Родина, счастье. А есть еще важное слово - МИР! Все это в ваших руках. МИР - это Земля, мир - это люди, мир - это дети. Мир - это спокойная и радостная жизнь. Нет войны, нет горя и слез. Мир нужен всем! Мир будет тогда, когда все люди на нашей планете будут дружить.
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города...
Мир нужен на земле всегда! (Н. Найденова)
Это все от нас зависит от меня, от тебя, и от ….
Подведение итогов.
Учитель:
Ребята скажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего классного часа? Какие вы для себя сделали выводы?
(ответ учащихся)
Учитель: На этом классный час закончился. Мира вам всем и добра.
|