Цель урока: продолжить формирование представлений о металлах и их соединениях на примере алюминия.
Задачи:
Образовательная: сформировать представление о строении атома алюминия на основании положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, физических и химических свойствах алюминия, амфотерности соединений алюминия и природных соединений;
Развивающая: продолжить развивать умение работать с различными источниками информации и проводить лабораторные опыты;
Воспитывающая: продолжить формировать коммуникативные качества, внимательность, ответственность и аккуратность.
Тип урока – комбинированный, урок получения и применения новых знаний.
Форма организации учебной деятельности: групповая, беседа, лабораторная работа
Реактивы и оборудования: 1. Для лабораторных опытов: штативы для пробирок, пробирки, растворы: хлорид алюминия, гидроксида натрия, соляной кислоты, черный ящик, алюминиевая ложка, дополнительная литература.
ТСО: компьютер, мультимедиа.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка д/з: несколько учащихся выполняют письменную работу (тест), остальные - фронтальный опрос:
- Положение металлов в ПС.
- Какие группы металлов мы знаем?
- Характеристика элементов – металлов по ПС.
- Основные физические свойства металлов.
- Химические свойства металлов.
3. Изучение новой темы.
Черный ящик: Спрятан в ящике предмет –
Без него не съесть обед,
Вещь незаменимая.
Вещь необходимая.
Если мы садимся кушать,
Тот предмет нам очень нужен
Из чего же сей предмет
Серебристо-белый цвет
Вам позволит дать ответ.
Тема урока: Алюминий и его соединения
Сообщение ученика: Историческая справка.
Название Алюминий происходит от латинского alumen - так ещё за 500 лет до н. э. назывались алюминиевые квасцы КAl(SO4)2, которые применялись как протрава при крашении тканей и для дубления кожи, а также как кровоостанавливающее средство. Пропитка древесины раствором алюмокалиевых квасцов делало её негорючей. (СЛАЙД 4)
В 1821 году геолог Пьер Бертье обнаружил во Франции залежи глинистой красноватой породы. Свое название «боксит» (bauxite) порода получила по наименованию местности, где была найдена – Les Baux. (СЛАЙД 5)
Для получения металлического алюминия датский учёный Х.К.Эрстедом использовал амальгированный калий в качестве восстановителя алюминия из оксида. Но что за металл был получен тогда выяснить так и не удалось. Через два года, алюминий был получен немецким ученым-химиком Вёлером, который получил алюминий, используя нагревание безводного хлорида алюминия с металлическим калием. 22 октября 1827 года он получил около 30 граммов алюминия в виде порошка. Ему понадобилось еще 18 лет непрерывных опытов, чтобы в 1845 году получить небольшие шарики застывшего расплавленного алюминия (корольки). (СЛАЙД 6)
Открытый учеными химический метод получения алюминия довел до промышленного применения выдающийся французский химик и технолог Анри-Этьенн Сент-Клер Девиль. Он усовершенствовал метод Вёлера и в 1856 году совместно со своими партнерами организовал первое промышленное производство алюминия на заводе братьев Шарля и Александра Тиссье в Руане (Франция). (СЛАЙД 7)
Алюминий оказался похожим на серебро, но был значительно легче его. Он был очень дорогим металлом, и вплоть до начала XX века, его стоимость была выше стоимости золота и он считался элитным материалом, предназначенным для изготовления украшений и предметов роскоши.
Первыми продуктами из алюминия считаются медали с барельефами Наполеона III, который всячески поддерживал развитие производства алюминия, и Фридриха Вёлера, а также погремушка наследного принца Луи-Наполеона, выполненная из алюминия и золота. (СЛАЙД 8)
В 1899 г. английские ученые подарили Д. И. Менделееву весы, изготовленные из золота и алюминия. Теперь же килограмм этого металла стоит очень мало. (СЛАЙД 9)
Сообщение ученика: Алюминий наиболее распространённый металл в земной коре среди других металлов и третий по распространённости химический элемент в земной коре после кислорода и кремния. Считается, что земная кора состоит на 8% из алюминия и является при этом составной частью свыше 270 минералов. (СЛАЙД 10)
Немного расскажу об истории алюминия в России. На берегу реки Воложбы были найдены известняки, которые оказались бокситами. Впоследствии здесь появился первый бокситовый рудник России. В это же время проводились исследования в области электрометаллургии алюминия. Начинали строиться заводы, занимающиеся производством алюминиевых сплавов в небольших количествах. В течение первой половины 20 века стремительно развивалось изучение алюминия, способов его получения. (СЛАЙД 11)
Точной датой рождения промышленности алюминия в России называют 14 мая 1932 года, когда на заводе в Ленинградской области был получен первый слиток алюминия. В советский период истории металлургия стремительно развивалась.
В начале 90х годов произошел экономический спад, который нанес непоправимый удар по промышленности. Произошел распад Советского союза, и как следствие появились проблемы с обеспечением сырьем. Глиноземные заводы оказались за границей, а российские не смогли удовлетворить запрос алюминиевых заводов больше чем на 40%. Естественно, это отразилось на военно-промышленных комплексах и машиностроении. Восстанавливаться металлургическая промышленность начала после середины 90х годов.
За первую 20 века мировое производство алюминия возросло более чем в 250 раз, достигнув в настоящее время почти 5 млн. т; по объему производство алюминия занимает второе место после производства железа.
Работа проходит в группах, каждая группа выбирает задание.
Работа с текстом §, с дополнительным материалом энциклопедиями, справочниками.
Класс делится на 6 групп.
1-я группа. Характеристика алюминия как химического элемента.
Инструкционная карта:
Положение в периодической системе.
Строение атома алюминия.
Степень окисления.
Оксид и гидроксид, их характеристика.
Нахождение в природе.
2-я группа. Характеристика простого вещества алюминия.
Инструкционная карта:
Тип химической связи.
Тип кристаллической решетки.
Физические свойства алюминия.Рассмотрите образцы алюминиевой фольги и проволоки. Несколько раз согните и разогните проволоку. О каком свойстве алюминия позволяют судить эти действия? Поцарапайте поверхностную оксидную пленку на проволоке. Что вы наблюдаете?
Опишите физические свойства алюминия, используя наблюдения по плану
Способы получения.
3-я группа.Нахождение в природе. Получение алюминия.
4-я группа. Химические свойства алюминия.
5-я группа. Амфотерность алюминия.
Инструкционная карта: Повторить технику безопасности!!!
С помощью имеющихся реактивов получите гидроксид алюминия и докажите его амфотерность.
Запишите соответствующие реакции, разберите их с точки зрения ОВР.
Реактивы: хлорид алюминия, гидроксид калия, оксид алюминия, соляная кислота.
6-я группа. Применение алюминия на основе его свойств.
4. Отчет каждой группы перед классом.
Ответы учащихся, контроль ответов учащихся, фиксирование информации в тетради.
5. Закрепление:
I. Правильны ли утверждения? Если нет, дайте правильный ответ или поясните.
1.Металлические свойства алюминия слабее, чем у магния.
2.У алюминия 2 электрона на внешнем электронном слое.
3.Восстановительные свойства алюминия сильнее, чем у бора и кремния.
4.Алюминий s-элемент.
5.Можно пользоваться алюминиевой посудой при хранении щелочей и кислот.
6. Алюминий подвергается коррозии.
7. При комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется.
8.Алюминий – самый распространенный металл земной коры.
9.Алюминотермия – получение алюминия.
10.Алюминий тяжелый, ковкий и пластичный металл.
11.Алюминий проявляет амфотерные химические свойства: может реагировать как с кислотами, так и со щелочами.
6.Составьте уравнения реакций по схеме:
оксид Al"Al"оксид Al"сульфат Al" гидроксид Al
7. Домашнее задание: §, придумать рекламу.
|