Тема урока: В царстве грибов.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: знакомство учащихся с царством грибов.
Задачи урока:
- познакомить учащихся со строением гриба,
- расширить кругозор учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Планируемые результаты.
Предметные.
1.Различать съедобные и несъедобные грибы. Приводить 2-3 примера грибов растущих в данной местности.
2. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. Определять значение грибов в природе.
3. Выявлять особенности внешнего строения шляпочного гриба.
УУД (универсальные учебные действия):
Познавательные.
- Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
- Находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста.
- Устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений).
Коммуникативные.
- Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.
- Воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости.
Регулятивные.
- Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
- Принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Личностные.
- Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира.
Методы работы:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) метод проблемного изучения нового материала;
3) частично-поисковый.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах
Организация образовательного процесса
Оборудование:
- эл. доска; доска; компьютер учителя; научные статьи о грибах.
Учебные пособия:
- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс
1.Орг. момент. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Повернитесь, улыбнитесь и тихонько поздоровайтесь.( 1 мин)
(Учитель читает стихотворение)
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться.
2.Актуализация знаний.
Учитель:
-Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы догадайтесь, о чем идет речь?
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер с листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … (природа)
Учитель :
-Какая бывает природа? (Живая и неживая)
-Вспомните: что отличает живую природу от неживой?
(живые существа дышат, питаются, приносят потомство, умирают).
Игра:
Учитель:
- Я вам буду показывать различные предметы. Если предмет относится к живой природе, вы один раз хлопните в ладоши, если к неживой, вы поднимаете правую руку. (На слайдах дерево, цветок, камень, волк, машина- не относится к живой и не живой природе, так как сделана руками человека)
-Всё живое ученые-биологи делят на большие группы, какие: государства, королевства, царства? (Учитель показывает карточки с названиям групп, дети хлопают на карточке «царства»)
-Какие царства живой природы можете назвать? (растений, животных, и грибов).
3.Формулирование детьми темы урока.
Учитель:
-Ребята, а о каком царстве живой природы мы поговорим сегодня на уроке, ответ на этот вопрос мы найдем в коробочке (ребенок достает грибок)
- Как вы думаете , какая цель нашего урока?( Знакомство с царством грибов)
Интересный факт (Рассказывает заранее подготовленный ребенок)
_ Ребята, Катя Мельникова заинтересовалась нашей сегодняшней темой урока и подготовила сегодня для нас дополнительный материал о царстве грибов.
Ученик:
– Эти живые существа любители поиграть в игру под названием “Угадай, кто я?”. Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашел. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и наконец в 19 веке выделили их в отдельное царство.
Учитель:
- Какие грибы вы знаете? ( Называют)
– Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая.).
– Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)
4. Постановка учебной задачи.
Учитель:
-А что нового мы можем узнать о грибах? (Предположения)
- А давайте прочитаем на слайде , какие задачи урока мы перед собой ставим.
Наши учебные задачи:
- познакомимся со строением грибов;
- узнаем о значении грибов для природы и жизни человека;
- научимся различать съедобные и несъедобные грибы;
получим возможность узнать, как правильно собирать грибы, чтобы не нанести вред природе.
-Как вы думаете, пригодятся ли нам в дальнейшем знания о грибах? В каких случаях? (Да, пригодятся, так как мы ходим в лес собирать грибы)
5. Пошаговое «открытие новых знаний»
Учитель:
-Изучению грибов посвящена целая наука. Она называется «микология» Существует около 120 000 разновидностей грибов. При этом человеку нужны примерно 500 видов.
– У меня на доске и у вас на партах имеется схема строения гриба. Давайте вместе разберемся, как называются части гриба. Подпишите части гриба на ваших рисунках. (РАБОТА СО СХЕМОЙ).
- А со мной у доски поработает ….
– Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть.)
– Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка.)
– В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название “плодовое тело”.
– Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть.)
- А чтобы узнать, что находится под землей ,откройте стр.107 и прочитайте.
-Как называется подземная часть гриба?( Грибница ( мицелий)
– А на самом деле подземная часть называется “грибница (мицелий)”.
– Какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? (Грибница)
-Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов.)
-Перед нами на стр. 107 изображена грибница , посмотрите на нее -это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело.
- Грибница состоит из тонких бесцветных ниточек, раскинувшихся под землёй на десятки метров. На них и образуются грибы. Грибницы растут более ста лет, и каждый год дают новый урожай. Если запомнить такое урожайное место, можно несколько раз за лето приходить сюда за грибами.
-Как собирать грибы, чтобы не повредить грибницу?
- Запомните, чтобы не повредить грибницу, грибы срезают ножом или выкручивают.
- Ребята, а как вы думаете , где растут грибы? ( Под деревьями)
-А почему под деревьями? Об этом в узнаете прочитав текст на стр. 107-108
-Как деревья и грибы «помогают» друг другу?(Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли).
-Что получают грибы от деревьев? ( Питательные вещества, которые растения производят на свету).
- А какие вещества растения производят на свету?( сахар, крахмал)
Схема: гриб и дерево , слайд
-Правильно, ребята. Грибы и деревья – большие друзья и помощники друг другу. Дерево дает грибу пит. вещества , а гриб дереву воду и минеральные соли. Поэтому мы не будем топтать, сбивать и ломать даже старые и ядовитые грибы.
- А теперь я буду читать загадки, вы внимательно их слушаете, отгадывайте и называйте дерево, под которым данные грибы растут.
1.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я…….(подосиновик).
-Под каким деревом можно найти подосиновик? (Под осиной)
2. Лета первая примета
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (подберезовик)
-Под каким деревом, растет подберезовик? (Под березой)
3. Под сосною на опушке
Преют рыжие макушки
В мох душистый две косички
Прячут хитрые……(лисички).
-Под каким деревом можно найти лисички? (Под сосною)
4.Будто смазанные маслом,
Мы блестим на солнце красном.
Как лесные дошколята,
Под сосной растут … (маслята)
-Под каким деревом прячутся маслята? (Под сосной).
5.Нет грибов дружней, чем эти, —
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в леcу,
Как веснушки на носу. (Опята)
-На чем растут опята? (На пнях деревьев).
6. Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - ...(Боровик - белый второе название гриба).
-Где же, он растет? ( Растет под елью).
-А кому грибы нужны ещё и зачем? (Предположения)(Животным)
Да, действительно, почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу. Шляпочные грибы очень питательны. Содержат витамины, белки и другие полезные микроэлементы. А ещё грибы – лекари. Заболевшие лоси лечатся мухоморами.
-Почему у этого гриба такое название? (Предположения)
-Интересные факты о мухоморе расскажет нам Прасолова Ева …
Учитель:
Этими грибами в народе издавна морили мух в жилищах. Кроме этого грибы – лесные санитары. Они довольно быстро заселяют пни, валежники, перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.
5.Физкультминутка или видео
Утром дети в лес пошли /шаги с высоким подниманием ног
И в лесу грибы нашли. /равномерные приседания
Наклонялись, собирали /наклоны вперед
По дороге растеряли. /ритмичные разведения рук в стороны
Ваня с корзиной в лес пошел, /шаги с высоким подниманием ног
Все поляны обошел, /ритмичный поворот вокруг себя
К старой елке подошел /присесть, руки на пол
И огромный гриб нашел. /встать, руки в стороны.
Учитель :
Грибы важны и для людей, и для животных, и для деревьев. Поэтому к ним надо относиться бережно. Некоторые виды грибов внесены в Красную Книгу России и нуждаются в особой охране.
СЛАЙД
-Посмотрите на слайд. Вы видели когда-нибудь эти грибы? (нет)
- Как вы думаете, почему?
-Да, ребята. Это редкие грибы. Они занесены в Красную книгу. Давайте прочитаем, как они называются и запомним, как они выглядят.
- Если встретится один из этих грибов вам на пути, следует ли его срывать? (Нет)
Знакомство с ядовитыми грибами.
-В народе говорят: «Всякий гриб берут, да не всякий в кузовок кладут». Что значит это высказывание? (Ядовитые грибы люди не употребляют в пищу)
-Но какие грибы можно собирать, а какие – нет? (Съедобные и несъедобные)
-Назовите представителей этих групп.
Посмотрите на рисунок стр. 109.
-Они похожи?
-Как различить съедобные грибы от несъедобных?
-Хотите знать точно? Прочитайте текст на с. 109- 110 и запомните отличия. (дети читают по рядам )
- Назовите отличия. (ответы детей)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учитель :
- На самом деле грибов очень много , их невозможно запомнить всех, поэтому если вас заинтересовало, то всю информацию о грибах можно изучить по атласу – определителю ( показываю атлас -определитель) или в сети «Интернет»
- Теперь мы уже многое знаем о грибах. Как вы думаете, теперь мы готовы пойти в лес за грибами?
- Кому из вас доводилось ходить за грибами? Поднимите руки.
- Как должен быть одет грибник и почему?
-Выберите соответствующую картинку. Слайд
- А почему человек одет так?
- Назовите врагов грибника( клещи и тд)
- А можно ли детям одним без взрослых идти в лес за грибами?
- Почему?
-Оделись правильно, погода подходящая. Осталось повторить правила сбора грибов.
Помогите мне правильно составить ПАМЯТКУ ГРИБНИКА . У вас на партах уже есть памятка грибника, ваша задача подчеркнуть правильные высказывания. Работаем в парах.
Памятка грибника (дети выбирают нужные правила. Работа в парах)
Выбери правильные рекомендации
- Собирай все грибы, которые найдешь в лесу – дома разберешься.
- Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.
- Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в стороны листву и мох. Так грибы будут лучше видны.
- Гриб срезай ножом.
- Не разрывай грибницу.
- Не надо собирать старые грибы. В них может быть опасный яд для человека.
- Ищи самые заметные большие старые грибы, сразу наполнишь всю корзину.
- Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, промышленных предприятий, в городских скверах, чтобы далеко не ходить.
- Собирай грибы в лесу, вдали от дорог.
- Проверим.
-Какие правила выбрали и почему? (Ответы)
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Дидактическая игра. Дополнительно, если будет время.
Ну а теперь пойдем в лес по грибы... СЛАЙД ЛЕСА
Отправляйтесь на поиски съедобных грибов.
( На столе стоит корзинка, один из учеников достает из конверта изображения съедобных, несъедобных, ядовитых, редких и неизвестных грибов)
Взаимопроверка с учителем.
-Что из них приготовите?
8. Обобщение знаний .
Учитель: Давайте проверим наши знания о грибах. У вас на партах лежат таблички. Я произношу высказывание, если вы согласны , то ставите +, если не согласны - .
Игра «Да нет»
1.Грибы относятся к царству растений.
2. Грибы размножаются при помощи семян.
3.Грибы состоят из шляпки, ножки и грибницы
4.Грибы тесно связаны с деревьями
5.Грибы сами производят для себя питательные вещества (нет)
6.Грибы являются пищей многих лесных животных
7.Несъедобные грибы нужно ломать и топтать.
8.При сборе грибов нужно знать, как выглядят съедобные грибы, и брать только их.
9. При сборе грибов нужно вырывать гриб из земли вместе с грибницей.
10.Грибы можно собирать возле дорог и в городских скверах
- Давайте проверим ваши ответы. Поменяйтесь своими табличками и поставьте друг другу оценки за работу на уроке.
Слайд ответов
0 ошибок – оценка «5»
1-2 ошибки – оценка «4»
3-5 ошибки – оценка «3»
больше 5 ошибок – оценка «2»
9. Рефлексия (Лист самооценки, по одному вопросу по рядам)
- А теперь давайте проверим, как вы работали на уроке: все ли вам понятно, было ли вам интересно, были ли у вас затруднения. У вас на партах лежат листочки, вам нужно закончить предложения :
1 ряд отвечает на вопрос : Сегодня на уроке я узнал(а)
2 ряд отвечает на вопрос : Сегодня на уроке я научился(лась)
3 ряд отвечает на вопрос : Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать
Выставление оценок
Домашнее задание : составить синквейн или кроссворд по теме «Цартсво грибов»
СЛАЙД:Спасибо за внимание
|