Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Открытый урок

СКАЧАТЬ (33.9 Kb) 04.02.2024, 14:41
Мельникова Анна Андреевна
учитель начальных классов, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 имени А.С. Пушкина" города Калуги
Тема урока: В царстве грибов.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: знакомство  учащихся с царством грибов.

Задачи урока:
- познакомить учащихся со строением гриба,
- расширить кругозор учащихся; 
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.


Планируемые результаты.
Предметные. 
1.Различать съедобные и несъедобные грибы. Приводить 2-3 примера грибов растущих в данной местности.
2. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. Определять значение грибов в природе.
3. Выявлять особенности внешнего строения шляпочного гриба.
УУД (универсальные учебные действия):
Познавательные.
  • Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста.
  •  Устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений).
Коммуникативные.
  • Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.
  •  Воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости.
Регулятивные.
  • Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
  • Принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Личностные. 
  • Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира.
Методы работы:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) метод проблемного изучения нового материала;
3) частично-поисковый.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах

Организация образовательного процесса
Оборудование:
- эл. доска; доска; компьютер учителя; научные статьи о грибах.
Учебные пособия:
- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс

1.Орг. момент.  Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Повернитесь, улыбнитесь и тихонько поздоровайтесь.( 1 мин)
(Учитель читает стихотворение)
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться.

2.Актуализация знаний.
Учитель:
-Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы догадайтесь, о чем идет речь?

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо  светло-голубое,
 Солнце светит золотое,
 Ветер с листьями играет,
 Тучка в небе проплывает,
 Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … (природа)
Учитель :
-Какая бывает природа? (Живая и неживая)         
-Вспомните: что отличает живую природу от неживой?
 (живые существа дышат, питаются, приносят потомство, умирают).
Игра:
Учитель:
- Я вам буду показывать различные предметы. Если предмет относится к живой природе, вы один раз хлопните в ладоши, если к неживой, вы поднимаете правую руку. (На слайдах дерево, цветок, камень, волк, машина- не относится к живой и не живой природе, так как сделана руками человека)
-Всё живое ученые-биологи делят на большие группы, какие: государства, королевства, царства? (Учитель показывает карточки с названиям групп, дети хлопают на карточке «царства»)
-Какие царства живой природы можете назвать?  (растений, животных, и грибов).

3.Формулирование детьми темы урока.
Учитель:
-Ребята, а о каком царстве живой природы мы поговорим сегодня на уроке, ответ на этот вопрос мы найдем в коробочке (ребенок достает грибок)
 - Как вы думаете , какая цель нашего урока?( Знакомство с царством грибов)
Интересный факт (Рассказывает заранее подготовленный ребенок)
_ Ребята, Катя Мельникова  заинтересовалась нашей сегодняшней темой урока и подготовила сегодня для нас   дополнительный материал о царстве грибов.
Ученик:
– Эти живые существа любители поиграть в игру под названием “Угадай, кто я?”. Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашел. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и наконец в 19 веке выделили их в отдельное царство.

Учитель:
- Какие грибы вы знаете? ( Называют)
 – Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая.).
– Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)


4. Постановка учебной задачи.
Учитель:
-А что нового мы можем узнать о грибах? (Предположения)
- А давайте прочитаем на слайде , какие задачи урока мы перед собой ставим.
Наши учебные задачи:
  • познакомимся со строением грибов;
  • узнаем о значении грибов для природы и жизни человека;
  • научимся различать съедобные и несъедобные грибы;
получим возможность узнать, как правильно собирать грибы, чтобы не нанести вред природе.
-Как вы думаете, пригодятся ли нам в дальнейшем знания о грибах? В каких случаях? (Да, пригодятся, так как мы ходим в лес собирать грибы)

5. Пошаговое «открытие новых знаний»  
Учитель:
-Изучению грибов посвящена целая наука. Она называется «микология» Существует около 120 000 разновидностей грибов. При этом человеку нужны примерно 500 видов.
– У меня на доске и у вас на партах имеется схема строения  гриба. Давайте вместе разберемся, как называются части гриба. Подпишите части гриба на ваших рисунках. (РАБОТА СО СХЕМОЙ).
- А со мной у доски поработает ….
– Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть.)
– Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка.)
– В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название “плодовое тело”.
– Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть.)

- А чтобы узнать, что находится под землей ,откройте стр.107 и прочитайте.
-Как называется подземная часть гриба?( Грибница ( мицелий)
– А на самом деле подземная часть называется “грибница (мицелий)”.
– Какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? (Грибница)

-Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов.)
-Перед нами   на стр. 107 изображена  грибница , посмотрите на нее -это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело.

- Грибница состоит из тонких бесцветных ниточек, раскинувшихся под землёй на десятки метров. На них и образуются грибы. Грибницы растут более ста лет, и каждый год дают новый урожай. Если запомнить такое урожайное место, можно несколько раз за лето приходить сюда за грибами.
-Как собирать грибы, чтобы не повредить грибницу?
- Запомните, чтобы не повредить грибницу, грибы срезают ножом или выкручивают.
- Ребята, а как вы думаете , где растут грибы? ( Под деревьями)
-А почему под деревьями? Об этом в узнаете прочитав текст на стр. 107-108
-Как деревья и грибы «помогают» друг другу?(Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли).
-Что получают грибы от деревьев? ( Питательные вещества, которые растения производят на свету).
- А какие вещества растения производят на свету?( сахар, крахмал)
Схема: гриб и дерево , слайд
-Правильно, ребята. Грибы и деревья – большие друзья и помощники друг другу. Дерево дает грибу пит. вещества , а гриб дереву воду и минеральные соли. Поэтому мы не будем топтать, сбивать и ломать даже старые и ядовитые грибы.
     - А теперь я буду читать загадки, вы внимательно их слушаете, отгадывайте и называйте дерево, под которым данные грибы растут.

1.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я…….(подосиновик). 

-Под каким деревом можно найти подосиновик? (Под осиной)

2. Лета первая примета
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (подберезовик

-Под каким деревом, растет подберезовик? (Под березой)

3. Под сосною на опушке
Преют рыжие макушки
В мох душистый две косички
Прячут хитрые……(лисички). 

-Под каким деревом можно найти лисички? (Под сосною)

4.Будто смазанные маслом,
Мы блестим на солнце красном.
Как лесные дошколята,
Под сосной растут … (маслята)

-Под каким деревом прячутся маслята? (Под сосной).

5.Нет грибов дружней, чем эти, —
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в леcу,
Как веснушки на носу. (Опята)

-На чем растут опята? (На пнях деревьев).

6. Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - ...(Боровик - белый второе название гриба).

-Где же, он растет? ( Растет под елью).
-А кому грибы нужны ещё и зачем? (Предположения)(Животным)
Да, действительно, почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу. Шляпочные грибы очень питательны. Содержат витамины, белки и другие полезные микроэлементы. А ещё грибы – лекари. Заболевшие лоси лечатся мухоморами.
-Почему у этого гриба такое название? (Предположения)
-Интересные факты о мухоморе расскажет нам Прасолова Ева …
Учитель:
Этими грибами в народе издавна морили мух в жилищах. Кроме этого грибы – лесные санитары. Они довольно быстро заселяют пни, валежники, перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.

5.Физкультминутка или видео
Утром дети в лес пошли /шаги с высоким подниманием ног
И в лесу грибы нашли. /равномерные приседания
Наклонялись, собирали /наклоны вперед
По дороге растеряли. /ритмичные разведения рук в стороны

Ваня с корзиной в лес пошел, /шаги с высоким подниманием ног
Все поляны обошел, /ритмичный поворот вокруг себя
К старой елке подошел /присесть, руки на пол
И огромный гриб нашел. /встать, руки в стороны.    


Учитель :
Грибы важны и для людей, и для животных, и для деревьев. Поэтому к ним надо относиться бережно. Некоторые виды грибов внесены в Красную Книгу России и нуждаются в особой охране.
СЛАЙД
-Посмотрите на слайд. Вы видели когда-нибудь эти грибы? (нет)
- Как вы думаете, почему?
-Да, ребята. Это редкие грибы. Они занесены в Красную книгу. Давайте прочитаем, как они называются и запомним, как они выглядят.
- Если встретится один из этих грибов вам на пути, следует ли его срывать? (Нет)
Знакомство с ядовитыми грибами.
-В народе говорят: «Всякий гриб берут, да не всякий в кузовок кладут». Что значит это высказывание? (Ядовитые грибы  люди не употребляют в пищу)
-Но какие грибы можно собирать, а какие – нет? (Съедобные и несъедобные)
-Назовите представителей этих групп.
Посмотрите на рисунок стр. 109.
 -Они похожи?
-Как различить съедобные грибы от несъедобных?
-Хотите знать точно? Прочитайте текст на с. 109- 110 и запомните отличия. (дети читают по рядам )
- Назовите отличия. (ответы детей)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учитель :
- На самом деле грибов очень много , их невозможно запомнить всех, поэтому если вас заинтересовало, то всю информацию о грибах можно изучить по атласу – определителю ( показываю атлас -определитель) или в сети «Интернет»
- Теперь мы уже многое знаем о грибах. Как вы думаете, теперь мы готовы пойти  в лес за грибами?
- Кому из вас доводилось ходить за грибами? Поднимите руки.
 - Как должен быть одет грибник  и почему?
-Выберите соответствующую картинку. Слайд
- А почему человек одет так?
- Назовите врагов грибника( клещи и тд)
- А можно ли детям одним без взрослых идти в лес за грибами?
- Почему?
-Оделись правильно, погода подходящая. Осталось повторить правила сбора грибов.
Помогите мне правильно составить ПАМЯТКУ ГРИБНИКА . У вас на партах уже есть памятка грибника, ваша задача подчеркнуть правильные высказывания. Работаем в парах.
Памятка грибника  (дети выбирают нужные правила. Работа в парах)
Выбери правильные рекомендации
  • Собирай все грибы, которые найдешь в лесу – дома разберешься.
  • Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.
  • Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в стороны листву и мох. Так грибы будут лучше видны.
  • Гриб срезай ножом.
  • Не разрывай грибницу.
  • Не надо собирать старые грибы. В них может быть опасный  яд для человека.
  • Ищи самые заметные большие старые грибы, сразу наполнишь всю корзину.
  • Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, промышленных предприятий, в городских скверах, чтобы далеко не ходить.
  • Собирай грибы в лесу, вдали от дорог.
  • Проверим.
-Какие правила выбрали и почему? (Ответы)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Дидактическая игра. Дополнительно, если будет время.
Ну а теперь пойдем в лес по грибы... СЛАЙД ЛЕСА
Отправляйтесь на поиски съедобных грибов.
( На столе стоит корзинка, один из учеников достает из конверта изображения съедобных, несъедобных, ядовитых, редких и неизвестных грибов)
Взаимопроверка с учителем.
-Что из них приготовите?

8. Обобщение знаний .
Учитель: Давайте проверим наши знания о грибах. У вас на партах лежат таблички. Я произношу высказывание, если вы согласны , то ставите +, если не согласны - .

Игра «Да нет»
1.Грибы относятся к царству растений.
2. Грибы размножаются при помощи семян.
3.Грибы состоят из шляпки, ножки и грибницы
4.Грибы тесно связаны с деревьями
5.Грибы сами производят для себя питательные вещества (нет)
6.Грибы являются пищей многих лесных животных
7.Несъедобные грибы нужно ломать и топтать.
8.При сборе грибов нужно знать, как выглядят съедобные грибы, и брать только их.
9. При сборе грибов нужно вырывать гриб из земли вместе с грибницей.
10.Грибы можно собирать возле дорог и в городских скверах
- Давайте проверим ваши ответы. Поменяйтесь своими табличками  и поставьте друг другу оценки за работу на уроке.
Слайд ответов
0 ошибок – оценка «5»
1-2 ошибки – оценка «4»
3-5 ошибки – оценка «3»
больше 5 ошибок – оценка «2»

9. Рефлексия (Лист самооценки, по одному вопросу по рядам)
- А теперь давайте проверим, как вы работали на уроке: все ли вам понятно, было ли вам интересно, были ли у вас затруднения. У вас на партах лежат листочки, вам нужно закончить предложения :
1 ряд отвечает на вопрос : Сегодня на уроке я узнал(а)  
2 ряд отвечает на вопрос :  Сегодня на уроке я научился(лась)  
3 ряд отвечает на вопрос : Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать

Выставление оценок

Домашнее задание : составить синквейн или кроссворд по теме «Цартсво грибов»
СЛАЙД:Спасибо за внимание


Категория: Блоги | Добавил: annamelnikova
Просмотров: 133 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог