Открытый урок Н.А. Некрасов "Крестьянские дети", отрывок "Мужичок с ноготок"
(30.0 Kb)
| 06.01.2023, 20:24 |
Кузнецова Светлана Александровна |
учитель начальных классов, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №31" |
Тема урока: Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», отрывок «Мужичок с ноготок»
Учитель: Кузнецова Светлана Александровна.
Цель: создание условий для анализа образа героев, через ознакомление и изучения отрывка из поэмы «Крестьянские дети» расширяя знания детей о жизни людей в 19 веке и выявляя тему и идею произведения.
Задачи:
Обучающие:
- учить школьников анализировать поэтическое произведение
- учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации
- формировать представления об историческом прошлом
- учить работать с произведением, ориентироваться в тексте
- учить рассуждать
- обогащать словарный запас учащихся
Развивающие:
- пробуждать интерес к истории своей Родины
- развивать познавательную активность детей
- развивать устную речь учащихся
Воспитательные:
- воспитывать патриотизм
- прививать интерес к книге, к чтению
- раскрыть нравственный смысл произведения
- воспитывать эстетические чувства
- воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки учащихся
- воспитывать чувство товарищества
- чувство сопереживания к угнетённым людям, ощущения прелести русской природы.
Оборудование:
- учебник Л.А. Ефросининой "Литературное чтение", 3 класс
- портрет Н. А. Некрасова
- электронная презентация, телевизор
- рабочая тетрадь
Ход урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. |
ЭТАП ВЫЗОВА
1.Организационный момент
Задачи:
-Создать положительный эмоциональной настрой, помочь настроиться на работу
Методы: словесные |
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
К нам пришли сегодня гости, давайте поприветствуем их.
Посмотрели друг на друга, улыбнулись, настроились на урок, сели.
Я надеюсь, что урок принесет радость общения друг с другом.
И чтобы этот урок пополнил ваши знания. |
Записать на доске ключевые слова Некрасов, дети, крестьянские дети, стихи |
2 |
2.Введение в тему, проблемная ситуация. |
Ф.И. Тютчев (1803-1873г)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Апполон Николаевич Майков (1821-1897)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Афанасий Афанасиевич Фет (1820-1892)
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
А.С. Пушкин «Зимний вечер» (1814-1841)
Буря млою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
|
(На доске портреты писателей, узнайте чьи это строки?)
Читают дети
Остался портрет Некрасова |
2.
|
Актуализация знаний, умений и навыков.
Цели, которые учитель ставит перед учащимися:
Показать свои знания, активно участвовать в диалоге.
Цель, которую учитель хочет достичь:
Актуализировать знания учащихся, необходимые для восприятия нового материала, подведения к теме урока.
Методы: словесные
Методы стимулирования: похвала. |
А хотите узнать кто это? Расположите буквы по порядку, и вы узнаете, с произведением, какого поэта мы сегодня познакомимся. ( Николай Алексеевич Некрасов), мы встречались с вами с его произведениями во 2 классе. Кто-нибудь помнит его произведения?
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум! «Зеленый шум»
- Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают. «Дед Мазай и зайцы»
- В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Отрывок из поэмы «Саша»
8 2 1 5 6 3 4 7
В Е Н А С К Р О
Презентация.
Работа по картине
-Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н. А. Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника В. Е. Маковского.
Что вы видите на первом плане? Что вы можете сказать о материальном положении семьи? Как вы определили?
- Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через лазейку в заборе к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. Поэтому ему было известно все о бедном житье крестьянских детей.
Фронтальная беседа
Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают "Крестьянские дети". Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью
|
Любит детей, уважает, скучает по детству).
5 мин
Диалог
Мы видим большую семью у бедного дома.
Это крестьянская семья. Дети одеты бедно, худы. Жильё ветхое.
произведения о детях
жанр - стихотворение |
3. |
Постановка учебной задачи
Цель: сформулировать цель урока. |
- Как вы думаете, а чем сегодня нам предстоит познакомиться? Определите тему нашего урока.
А сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».
Молодцы! Как вы думаете, кто будет главным героем произведения? Что мы узнаем нового?
- Поставьте перед собой учебные задачи. |
Фронтальная работа
Мы познакомимся со стихотворением Некрасова о крестьянских детях.
Мы узнаем, как крестьянским детям жилось в то историческое время. Научимся выразительно читать и анализировать текст |
|
ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ
1.Открытие новых знаний
Цель: обсудить проект решения учебной задачи, составление плана работы над стихотворением.
Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умений слушать, анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихотворение, ориентироваться в тексте, рассуждать.
Методы: учебный диалог
|
Прием «Предположения»
- А что вы хотели бы узнать о крестьянских детях?
-А чтобы научиться выразительно читать, что надо сделать?
Слушание стихотворение в исполнении мастера слова.
- Поднимите руку, кому понравилось стихотворение? Чем?
-Какую картину представили?
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися с.151
- Прочитайте внимательно стихотворение и приготовьтесь к анализированию.
- Кто рассказывает о встрече с мальчиком?
- Как вы догадались? Можно предположить, что это был сам Некрасов? Что это доказывает?
- Кто главный герой в произведении? Сколько ему лет? (шестой миновал)
|
Фронтальная работа
Как одевались, чем занимались, во что играли?
Построение алгоритма работы над стихотворением
Стихотворение можно послушать, выучить наизусть, прочитать, найти рифмы, расставить паузы…
Прослушивание текста
|
|
|
Повторное аналитическое чтение стихотворения по частям.
3.Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.
(В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…а сам с ноготок)
4.Подумайте, почему вся одежда велика Власу?
(В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)
5.Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)
6.В какое время года произошла встреча? (зимой)
7.Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.
(Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз).
8.Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?
(С отцом пришёл в лес за дровами. Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.
9. Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.
(Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я).
- Почему 6-летний мальчик оказался в лесу в такой мороз? (С отцом пришёл в лес за дровами.)
-Как идет мальчик? Зачем автор использует такие слова?( Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.)
-Найдите в тексте описание мальчика, какое прилагательное использует автор дважды? Зачем? ()В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок! (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)
1.Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном?
(Не суетится, не резвится, не шалит. Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений).
2. Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.
(Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…)
3. Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…Почему он так говорит?
(Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)
4.Как разговаривает Влас?
(Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.
- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
5. Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
-Что подчеркивает Некрасов словами "парнище" .
(Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)
6..Как вы думаете, как относится автор к мальчику?
(Он его любит, с уважением.) Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")
7.Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. Подумайте, почему мальчик так говорит?
(Он понимает, что важность своей работы в семье.)
8. Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки.
(Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)
9. Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно как король. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему?
(Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)
- Какой прием лежит в основе этого описания? (сравнение) «сам с ноготок» - очень маленький
|
Фронтальная работа.
Выборочное чтение.
С отцом пришёл в лес за дровами. Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.
Большая семья
Он понимает, что он понимает важность своей работы?
Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.
-Шестой миновал
-Сравнение
-Как с равным
-Как со взрослым
-Он маленький, но выполняет работу взрослого.
|
4. |
|
Мозговой штурм.
Составит коллективное описание героя Власа по памятке:
Имя героя.
Три слова-признака героя. (какой?)
Три слова-действия героя (что делает?).
Составь одно предложение о нем.
2 группа:
-Объяснит значение слов.
Что значит
"студёная пора"?
хворосту воз.
Шествуя важно
в спокойствии чинном,
под уздцы
в полушубке овчинном,
вестимо,
какое слово является устаревшим?
3 группа
Выберите фразы, которые передают основную идею произведения
Остальные делают обложку к произведению.
Вывод:
|
Групповая работа. Составление предположений.
Прослушиваие текста.
Фронтальная работа.
Частично.
Маленький мальчик выполняет работу взрослого
Зимой
Мальчик - Влас
Групповая работа
1группа
С опорой на синквейн составляют описание героя.
1. Влас.
2. Он спокойный, маленький, важный.
3. Он ведет, шествует, отвозит.
4. Влас чинно ведет под узцы лошадь.
Вывод После 1 группы.
Крестьянским детям приходилось помогать выполнять работу взрослым. Им некогда было играть, они не играли во взрослых, а рано ими становились. (фронтально)
2 группа.
Пользуясь различными источниками информации (словари, доступ к ресурсам Интернета) дают определение слов. Составление словарика.
Вывод После 2 группы:
Очень холодно
Сухие сучья, ветви, деревья
Часть конской сбруи - надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями
Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.
Конечно, разумеется
Слово вестимо является устаревшим.
В эпоху Некрасова была другая одежда, язык.
|
5 |
Закрепление учебного материала
Цель: развивать творческие способности, самостоятельность учащихся (работа в тетради)
Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умений самостоятельно работать, выполнять самоконтроль.
Методы:репродуктивные |
Вывод: чтение статьи К.И. Чуковского «Мужичок с ноготок».
2.Подготовьте чтение вслух по ролям с соседом, выбери кто какую роль будет читать.
Сколько человек нам понадобиться для чтения отрывка?
Выборочное чтение вслух по ролям 1-2 раза
- Для того, что бы глубже понять это стихотворение, авторы учебника предлагают вам прочитать статью К.И. Чуковского «Мужичок с ноготок» с.153 – выборочно, остальные следят.
-Помогла ли статья глубже понять и прочувствовать героев, то историческое время, жизнь крестьянских детей?
|
Работа в паре.
Чтение по ролям. |
6 |
Итог урока Домашнее задание
Цель: закрепить умение выразительно читать стихотворения наизусть |
-С каким произведением и какого автора мы сегодня работали?
-Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение?
(Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)
- Удалось ли ему это?
- Прочитайте слова, записанные на доске
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
(В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)
- Похоже ваше детство на детство детей того времени, в котором жил Н.Некрасов?
- Какова главная мысль произведения?
Что хотел автор донести до нас текстом произведения?
Я предлагаю вам выучить наизусть отрывок «Мужичок с ноготок» -обязательно.
По желанию:
Нарисовать иллюстрацию к произведению.
Описать героя. Аргументированное эссе |
Ответы на поставленные вопросы.
отрывок «Мужичок с ноготок» выучить наизусть |
7. |
РЕФЛЕКСИЯ
Цель, которую ставит перед собой учитель: формировать у детей навык самоконтроля, развивать рефлексивную деятельность учащихся.
Цель: учиться определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем |
Удалось ли нам выполнить поставленные задачи?
Что нового узнали?
Чему учились?
Я узнал….
Меня поразило во Власе…..
Особенно интересным было….. |
Соотнесение «новой» информации со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления»
Индивидуальная работа
Закончить предложения.
|
|
Категория: Блоги | Добавил: etlana88
|
Просмотров: 996 | Загрузок: 33
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|