Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Открытый урок в 9 классе по теме "Алюминий"

СКАЧАТЬ (2.60 Mb) 22.04.2024, 17:55
Федорова Алия Климовна
учитель химии, МОБУ СОШ №1 с.Бакалы
Аннотация: в данной статье - конспект урока изучения нового материала по теме «Алюминий и его соединения». Включает в себя поэтапное планирование открытого урока с подробным описанием каждого ключевого момента.

Ключевые слова: открытый урок, план – конспект, алюминий, свойства алюминия, групповая работа.

«Этому металлу суждено великое будущее»
Н.Г.Чернышевский

Цель урока: продолжить формирование представлений о металлах и их соединениях на примере алюминия.
Тип урока – комбинированный, урок получения и применения новых знаний.
Форма организации учебной деятельности: групповая, беседа, лабораторная работа
Реактивы и оборудования: штативы для пробирок, пробирки, хлорид алюминия, гидроксида натрия, соляной кислоты, черный ящик, алюминиевая ложка, дополнительная литература.
ТСО: компьютер, мультимедиа.

Ход урока
1. Организационный момент

2. Проверка д/з: несколько учащихся выполняют письменную работу (тест), остальные - фронтальный опрос:
- Положение металлов в ПС.
- Какие группы металлов мы знаем?
- Характеристика элементов – металлов по ПС.
- Основные физические свойства металлов.
- Химические свойства металлов.

3. Изучение новой темы.
Черный ящик: Спрятан в ящике предмет –
Без него не съесть обед,
Вещь незаменимая.
Вещь необходимая.
Если мы садимся кушать,
Тот предмет нам очень нужен
Из чего же сей предмет
Серебристо-белый цвет
Вам позволит дать ответ.
Тема урока: Алюминий и его соединения
Сообщение ученика: Историческая справка.
Название Алюминий происходит от латинского alumen - так ещё за 500 лет до н. э. назывались алюминиевые квасцы КAl(SO4)2, которые применялись как протрава при крашении тканей и для дубления кожи, а также как кровоостанавливающее средство. Пропитка древесины раствором алюмокалиевых квасцов делало её негорючей. (СЛАЙД 4)

В 1821 году геолог Пьер Бертье обнаружил во Франции залежи глинистой красноватой породы. Свое название «боксит» (bauxite) порода получила по наименованию местности, где была найдена – Les Baux. (СЛАЙД 5)

Для получения металлического алюминия датский учёный Х.К.Эрстедом использовал амальгированный калий в качестве восстановителя алюминия из оксида. Но что за металл был получен тогда выяснить так и не удалось. Через два года, алюминий был получен немецким ученым-химиком Вёлером, который получил алюминий, используя нагревание безводного хлорида алюминия с металлическим калием. 22 октября 1827 года он получил около 30 граммов алюминия в виде порошка. Ему понадобилось еще 18 лет непрерывных опытов, чтобы в 1845 году получить небольшие шарики застывшего расплавленного алюминия (корольки). (СЛАЙД 6)

Открытый учеными химический метод получения алюминия довел до промышленного применения выдающийся французский химик и технолог Анри-Этьенн Сент-Клер Девиль. Он усовершенствовал метод Вёлера и в 1856 году совместно со своими партнерами организовал первое промышленное производство алюминия на заводе братьев Шарля и Александра Тиссье в Руане (Франция). (СЛАЙД 7)

Алюминий оказался похожим на серебро, но был значительно легче его. Он был очень дорогим металлом, и вплоть до начала XX века, его стоимость была выше стоимости золота, и он считался элитным материалом, предназначенным для изготовления украшений и предметов роскоши.
Первыми продуктами из алюминия считаются медали с барельефами Наполеона III, который всячески поддерживал развитие производства алюминия, и Фридриха Вёлера, а также погремушка наследного принца Луи-Наполеона, выполненная из алюминия и золота. (СЛАЙД 8)

В 1899 г. английские ученые подарили Д. И. Менделееву весы, изготовленные из золота и алюминия. Теперь же килограмм этого металла стоит очень мало. (СЛАЙД 9)

Сообщение ученика: Алюминий наиболее распространённый металл в земной коре среди других металлов и третий по распространённости химический элемент в земной коре после кислорода и кремния. Считается, что земная кора состоит на 8% из алюминия и является при этом составной частью свыше 270 минералов. (СЛАЙД 10)

Немного расскажу об истории алюминия в России. На берегу реки Воложбы были найдены известняки, которые оказались бокситами. Впоследствии здесь появился первый бокситовый рудник России. В это же время проводились исследования в области электрометаллургии алюминия. Начинали строиться заводы, занимающиеся производством алюминиевых сплавов в небольших количествах. В течение первой половины 20 века стремительно развивалось изучение алюминия, способов его получения. (СЛАЙД 11)

Точной датой рождения промышленности алюминия в России называют 14 мая 1932 года, когда на заводе в Ленинградской области был получен первый слиток алюминия. В советский период истории металлургия стремительно развивалась.

В начале 90х годов произошел экономический спад, который нанес непоправимый удар по промышленности. Произошел распад Советского союза, и как следствие появились проблемы с обеспечением сырьем. Глиноземные заводы оказались за границей, а российские не смогли удовлетворить запрос алюминиевых заводов больше чем на 40%. Естественно, это отразилось на военно-промышленных комплексах и машиностроении. Восстанавливаться металлургическая промышленность начала после середины 90х годов.

За первую 20 века мировое производство алюминия возросло более чем в 250 раз, достигнув в настоящее время почти 5 млн. т; по объему производство алюминия занимает второе место после производства железа.
Работа проходит в группах, каждая группа выбирает задание.
Работа с текстом §, с дополнительным материалом энциклопедиями, справочниками.
Класс делится на 6 групп.

1-я группа. Характеристика алюминия как химического элемента.
Инструкционная карта:
Положение в периодической системе.
Строение атома алюминия.
Степень окисления.
Оксид и гидроксид, их характеристика.
Нахождение в природе.

2-я группа. Характеристика простого вещества алюминия.
Инструкционная карта:
Тип химической связи.
Тип кристаллической решетки.
Физические свойства алюминия.Рассмотрите образцы алюминиевой фольги и проволоки. Несколько раз согните и разогните проволоку. О каком свойстве алюминия позволяют судить эти действия? Поцарапайте поверхностную оксидную пленку на проволоке. Что вы наблюдаете?
Опишите физические свойства алюминия, используя наблюдения по плану
Способы получения.

3-я группа. Нахождение в природе. Получение алюминия.

4-я группа. Химические свойства алюминия.

5-я группа. Амфотерность алюминия.
Инструкционная карта: Повторить технику безопасности!!!
С помощью имеющихся реактивов получите гидроксид алюминия и докажите его амфотерность.
Запишите соответствующие реакции, разберите их с точки зрения ОВР.
Реактивы: хлорид алюминия, гидроксид калия, оксид алюминия, соляная кислота.

6-я группа. Применение алюминия на основе его свойств.

4. Отчет каждой группы перед классом.
Ответы учащихся, контроль ответов учащихся, фиксирование информации в тетради.

5. Закрепление:
I. Правильны ли утверждения? Если нет, дайте правильный ответ или поясните.
1.Металлические свойства алюминия слабее, чем у магния.
2.У алюминия 2 электрона на внешнем электронном слое.
3.Восстановительные свойства алюминия сильнее, чем у бора и кремния.
4.Алюминий s-элемент.
5.Можно пользоваться алюминиевой посудой при хранении щелочей и кислот.
6. Алюминий подвергается коррозии.
7. При комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется.
8.Алюминий – самый распространенный металл земной коры.
9.Алюминотермия – получение алюминия.
10.Алюминий тяжелый, ковкий и пластичный металл.
11.Алюминий проявляет амфотерные химические свойства: может реагировать как с кислотами, так и со щелочами.

6.Составьте уравнения реакций по схеме:
Al2О3Al Al2О3 Al2(SO4)3 Al(OH)3

7. Домашнее задание: § 33, придумать рекламу алюминию.


Категория: Блоги | Добавил: Несказка
Просмотров: 114 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог