Сегодня: 01.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Открытый урок в классе-комплекте (2,3классы) по русскому языку

СКАЧАТЬ (45.9 Kb) 31.07.2025, 00:26
Рыбалкина Светлана Валерьевна
учитель начальных классов, МОУ Вареговская сош
Учебный предмет русский язык
Учебник Канакина В. П. ,Горецкий В.Г. Русский язык
Класс 2
Технология построения урока проблемно-диагностическая
Тема урока Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
Тип урока: Открытие Нового Знания.
Цель урока: сформулировать общее понятие об имени существительном как части речи;
Цель учителя: сформировать общее понятие об имени существительном как части речи;
Задачи :Познакомить с основными признаками имен существительных (на какие вопросы отвечает, что обозначает);
Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? Формировать умение различать имена существительные от других частей речи;
Создать на уроке ситуацию психологического комфорта, для усвоения новых знаний;
Планируемые результаты:
Предметные
- познакомить с именем существительным, как частью речи,
- наблюдать за значением слова в речи,
- уметь находить признаки имён существительных,
- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные
Личностные УУД:
-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
-определять общие для всех правила поведения;
-определять правила работы в парах;
-устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Регулятивные УУД:
-строить речевое высказывание в устной форме;
-выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
-моделировать информацию;
-уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Технологии
исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая.

Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности:
словесные(беседа, коллективное обсуждение, учебный диалог, работа с учебником)
наглядные (карточки со словами, индивидуальные здания)
практические(письменные упражнения)
приемы: «Проблемный вопрос», работа в парах «Думай в паре, обсуди», «Лови ошибку», «Ромашка Блума»
Способ контроля:
фронтальный опрос;
устные ответы учащихся.
Взаимоконтроль.
Оборудование:
компьютер
проектор
карточки со словами
задания для работы в парах
учебник
Учебный предмет русский язык
Учебник Канакина В. П. ,Горецкий В.Г. Русский язык
Класс 3
Технология построения урока проблемно-диагностическая
Тема урока :Именительный падеж имен существительных.
Тип урока: Открытие Нового Знания.
Цель урока : сформулировать понятие об особенностях именительного падежа имен существительных.
Цель учителя: сформировать представления об именительном падеже, через выяснение о особенностей данного падежа ( вопросы, предлоги, роль в предложении)
Задачи : развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
знать особенности именительного падежа;
формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
Планируемые результаты:
Предметные
- повторить падежи имен существительных;
- узнать особенностях имен существительных в именительном падеже.
Метапредметные
Личностные УУД:
-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
-определять общие для всех правила поведения;
-определять правила работы в парах, в группах;
-устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Регулятивные УУД:
-строить речевое высказывание в устной форме;
-выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
-моделировать информацию;
-уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Технологии
исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая.

Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности:
словесные(беседа, коллективное обсуждение, учебный диалог, работа с учебником)
наглядные (карточки со словами, индивидуальные здания)
практические(письменные упражнения)
приемы: загадка, работа в парах «Думай в паре, обсуди», «Ромашка Блума»
Способ контроля:
фронтальный опрос;
устные ответы учащихся.
Взаимоконтроль.

Оборудование:
компьютер
проектор
карточки со словами
задания для работы в парах
учебник

Этап Содержание деятельности учителя
во 2 классе Содержание деятельности учителя
в 3 классе Содержание деятельности младших школьников 2класс Содержание деятельности младших школьников 3класс Планируемые результаты
Организационный момент
-Ребята, сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь, подарите свои улыбки, улыбнитесь друг другу.
Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу. Всегда разрешали проблемы вместе
чтобы вы сегодня сделали открытие новых знаний
- Итак, устремимся по ступенькам новых знаний!
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Метапредметные (УУД)
личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
Минутка чистописания
Цель: формирование графически правильного , четкого письма учащихся. - Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать первую букву в названии первого месяца весны. Догадались, что эта за буква? М
Написание соединений строчной и заглавной букв Мм Предметный результат: формирование каллиграфического навыка письма

Актуализация знаний
Цель :повторение изученного материала, подведение под тему урока
-Из чего состоит наша речь?
Из чего состоят предложения?
На прошлом уроке мы с вами некоторые слова объединили в большие группы. Какие это группы?(сущ , прил, гл)
-Как называются вместе эти группы слов? (части речи)

Отвечают на заданные вопросы учителя.
Личностные:
- определять правила работы;
Познавательные:
- операция мышления, классиф. Групп.
Регулятивные:
- контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном
Коммуникативные:
- умение общаться и прислушиваться к мнению других
Постановка учебной задачи
Проблемная ситуация
Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого

-решение проблемы Карточка №1
Распределите слова в группы по их общим признакам
(3 ученика на доске, остальные в тетрадях)
(воробей, слон, каркать, огромный, муравей, серый, ползать, трудиться, веселый, ворона, чирикать, маленький)

По каким признакам вы объединили слова в № группы

Сегодня мы будем работать со словами из первой группы.

Как могут склоняться имена существительные?

Дети предлагают способ деления на группы, обосновывая свой выбор, отвечают на вопросы учителя, записывают слова 1-го столбика в тетрадь.

1-им сущ, 2-им. прил, 3-гл

Отвечают на поставленный вопрос

Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
-определять последовательность
действий;
познавательные:
актуализировать имеющиеся знания.
регулятивные:
-высказывать свое предположение;

коммуникативные:
-точно и полно выражать свои мысли;
личностные:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
Постановка темы и целей урока.
Цель: сформулировать цель и довести ее до сознания учащихся.
- Какая тема нашего урока?

- Поставим цель урока по опорным словам.

Прочитайте правило в учебнике на стр.45 и расскажите соседу.

Чтобы узнать тему урока необходимо отгадать загадку

- Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто. (Именительный падеж)
Формулируют тему и цель урока:.
ЦЕЛЬ: научиться находить имена существительные среди других слов

С помощью учителя формулируют тему и цель урока

Тема: Именительный падеж имен существительных.

Цель: определять имена существительные в именительном падеже
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
-определять последовательность
действий на уроке;
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
-высказывать свое предположение;
коммуникативные:
-точно и полно выражать свои мысли;
личностные:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Введение нового материала с частичной его отработкой.
Цель: усвоение учащимися новых знаний и способов действий.
Проба: назовите им сущ в классе и поставьте к ним вопрос
Просклонять на доске существительное ЗЕМЛЯ
Устно называют имена существительные и ставят к ним вопросы.
Один ученик склоняет существительное на доске. Предметные:
умение самостоятельно
добывать
новые знания.
анализ;
обобщение;
выполнение
действий по
алгоритму
Метапредметн
ые:
К: умение
излагать
мысли;
Р: способность
к волевому
усилию и
преодолению
трудностей.
Личностные:
проявление
активности в
работе
Практическая деятельность учащихся
Цель: формирование умений осмысливать, воссоздать, воспроизводить. с.44 упр 74 самостоятельно в тетрадях. ( 1 вар.- кто? Слабые, 2 вар.- что? Сильные.

(Индивидуализация)

Проверка выполненного упражнения коллективно. Запишите предложения и подчеркните грамматическую основу.
Наступила теплая весна.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.
Маша увидела птицу.

--Определите падеж имен существительных.(И.п., В.п.)
--В каких падежах стоят им сущ?
--В каком падеже стоит подлежащее? (И.п)
__Что есть общего в сущ. Стоящих в И.п.?

Сделаем вывод: каким членом предложения явл. Существительное в И.п.?

учебник с .42 правило
Расскажите по очереди это правило соседу Самостоятельно выполняют упражнение в тетрадях.

Проверяют записи в тетради. Записывают предложения(один ученик у доски)
Находят грамматическую основу и определяют падеж имен сущ.

Делают вывод: сущ в И.п. является в предложении подлежащим.

Читают правило, рассказывают друг другу. Регулятивные:
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Коммуникативные:
- уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Познавательные:
- выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы.

Осуществление контроля.
Осуществление учащимися самостоятельного выполнения задания с последующим контролем (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Развитие речи
-Какие календарные месяцы относятся к зиме?

-Сейчас Леша расскажет стихотворение об одном из зимних месяцев.

-Про какой месяц говориться в стихотворении?(февраль)

-найдите это слово в учебнике на стр.46

-Что вы можете о нем сказать?(словарное)

--Запишем, посчитаем кол-во слогов, букв и звуков.

-Составьте и запишите предложение с этим
словом.
-Найдите изученные орфограммы и подчеркните.
с.42 упр 74 Самостоятельно.

Обмен тетрадями, проверка на слайде. Оценивание

Устно рассказывают, как распределили слова по группам.

Ученик читает стихотворение. Называют кол-во слогов, букв и звуков.
Записывают предложение со словарным словом. Самостоятельно выполняют упражнение. Регулятивные:
-осуществлять итоговый контроль.
Познавательные:
- умение выделять главное, самостоятельно работать с информацией.

Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме.
Метапредметные:
Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
К: использование критериев для обоснования своего суждения.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Посмотрите на слова

Зима, к зиме, о зиме.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Задайте вопросы к этим словам.
Вывод: имена существительные отвечают не только на вопросы кто? И что? , но и на другие вопросы.

Стр. 46 «Обрати внимание» -

работа на карточке №2

Подбери имена существительные к признакам:

красивую..............
сильный .................
острого...................
желтому.......................
злой............................
добрая........................
могучий....................
весёлые........................
Коллективная проверка

-Лера ,запиши предложение с карточки
И найди сущ в И.п.

-2 класс подчеркнуть грамматическую основу.

Ученик показал свои рисунки учителю.

(Родители рано пришли с работы.)
Работа в паре (самостоятельно)
Карточка 2 .
Прочитайте предложения.
Найдите существительные в И.п. Вспомните, какие вопросы нужно задать? Ребята шли из школы домой.
Лисий след ведет к норке.
С неба летел мокрый снежок.

-Проверим. ( зачитывают ответы.
Оцените себя .
- Ребята, в предложениях были еще сущест. ?
-вы заметили ещё одну особенность именительного падежа? (Существительные в именительном падеже не употребляются с предлогами.)

с.42 упр 75( 2 предложения у доски)

Учащиеся 3 класса проверяют выполнение работ 2 класса. (взаимоконтроль)

С первым словосочетание составьте предложение, в котором существительное будет подлежащим.

По ходу урока находить изученные орфограммы
Делают вывод: имена существительные отвечают не только на вопросы кто? И что? , но и на другие вопросы.

Работают в парах на карточках.

зачитывают ответы.
Делают вывод:
Существительные в именительном падеже не употребляются с предлогами

Один ученик работает на доске с объяснением.
Рефлексия
Цель: Подвести итоги урока. Самооценивание.
Ромашка Блума. Оторвите лепесток и ответьте на вопрос.

Работа с оценочным листом.
-Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по 3м критериям:
1) Материал усвоен…
2) Моя активность на уроке…
3) Мое настроение на уроке…
-Оценки ,кто работал у доски. Отвечают на вопросы .Подводят итог урока. Регулятивные:
- осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
Познавательные:
- умение выделять главное, самостоятельно работать с информацией.

Домашнее задание С.45 правило, упр 77

С.42 правило упр 76 Делают
соответствующие записи


Категория: Блоги | Добавил: fikasveta2012yandex
Просмотров: 58 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
Всероссийский творческий конкурс посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 01.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог