Учебный предмет русский язык
Учебник Канакина В. П. ,Горецкий В.Г. Русский язык
Класс 2
Технология построения урока проблемно-диагностическая
Тема урока Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
Тип урока: Открытие Нового Знания.
Цель урока: сформулировать общее понятие об имени существительном как части речи;
Цель учителя: сформировать общее понятие об имени существительном как части речи;
Задачи :Познакомить с основными признаками имен существительных (на какие вопросы отвечает, что обозначает);
Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? Формировать умение различать имена существительные от других частей речи;
Создать на уроке ситуацию психологического комфорта, для усвоения новых знаний;
Планируемые результаты:
Предметные
- познакомить с именем существительным, как частью речи,
- наблюдать за значением слова в речи,
- уметь находить признаки имён существительных,
- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные
Личностные УУД:
-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
-определять общие для всех правила поведения;
-определять правила работы в парах;
-устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Регулятивные УУД:
-строить речевое высказывание в устной форме;
-выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
-моделировать информацию;
-уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Технологии
исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности:
словесные(беседа, коллективное обсуждение, учебный диалог, работа с учебником)
наглядные (карточки со словами, индивидуальные здания)
практические(письменные упражнения)
приемы: «Проблемный вопрос», работа в парах «Думай в паре, обсуди», «Лови ошибку», «Ромашка Блума»
Способ контроля:
фронтальный опрос;
устные ответы учащихся.
Взаимоконтроль.
Оборудование:
компьютер
проектор
карточки со словами
задания для работы в парах
учебник
Учебный предмет русский язык
Учебник Канакина В. П. ,Горецкий В.Г. Русский язык
Класс 3
Технология построения урока проблемно-диагностическая
Тема урока :Именительный падеж имен существительных.
Тип урока: Открытие Нового Знания.
Цель урока : сформулировать понятие об особенностях именительного падежа имен существительных.
Цель учителя: сформировать представления об именительном падеже, через выяснение о особенностей данного падежа ( вопросы, предлоги, роль в предложении)
Задачи : развивать умение определять падеж по вопросу и вспомогательным словам;
знать особенности именительного падежа;
формирование умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
Планируемые результаты:
Предметные
- повторить падежи имен существительных;
- узнать особенностях имен существительных в именительном падеже.
Метапредметные
Личностные УУД:
-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
-определять общие для всех правила поведения;
-определять правила работы в парах, в группах;
-устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Регулятивные УУД:
-строить речевое высказывание в устной форме;
-выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
-моделировать информацию;
-уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Технологии
исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности:
словесные(беседа, коллективное обсуждение, учебный диалог, работа с учебником)
наглядные (карточки со словами, индивидуальные здания)
практические(письменные упражнения)
приемы: загадка, работа в парах «Думай в паре, обсуди», «Ромашка Блума»
Способ контроля:
фронтальный опрос;
устные ответы учащихся.
Взаимоконтроль.
Оборудование:
компьютер
проектор
карточки со словами
задания для работы в парах
учебник
Этап Содержание деятельности учителя
во 2 классе Содержание деятельности учителя
в 3 классе Содержание деятельности младших школьников 2класс Содержание деятельности младших школьников 3класс Планируемые результаты
Организационный момент
-Ребята, сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь, подарите свои улыбки, улыбнитесь друг другу.
Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу. Всегда разрешали проблемы вместе
чтобы вы сегодня сделали открытие новых знаний
- Итак, устремимся по ступенькам новых знаний!
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Метапредметные (УУД)
личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
Минутка чистописания
Цель: формирование графически правильного , четкого письма учащихся. - Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать первую букву в названии первого месяца весны. Догадались, что эта за буква? М
Написание соединений строчной и заглавной букв Мм Предметный результат: формирование каллиграфического навыка письма
Актуализация знаний
Цель :повторение изученного материала, подведение под тему урока
-Из чего состоит наша речь?
Из чего состоят предложения?
На прошлом уроке мы с вами некоторые слова объединили в большие группы. Какие это группы?(сущ , прил, гл)
-Как называются вместе эти группы слов? (части речи)
Отвечают на заданные вопросы учителя.
Личностные:
- определять правила работы;
Познавательные:
- операция мышления, классиф. Групп.
Регулятивные:
- контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном
Коммуникативные:
- умение общаться и прислушиваться к мнению других
Постановка учебной задачи
Проблемная ситуация
Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого
-решение проблемы Карточка №1
Распределите слова в группы по их общим признакам
(3 ученика на доске, остальные в тетрадях)
(воробей, слон, каркать, огромный, муравей, серый, ползать, трудиться, веселый, ворона, чирикать, маленький)
По каким признакам вы объединили слова в № группы
Сегодня мы будем работать со словами из первой группы.
Как могут склоняться имена существительные?
Дети предлагают способ деления на группы, обосновывая свой выбор, отвечают на вопросы учителя, записывают слова 1-го столбика в тетрадь.
1-им сущ, 2-им. прил, 3-гл
Отвечают на поставленный вопрос
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
-определять последовательность
действий;
познавательные:
актуализировать имеющиеся знания.
регулятивные:
-высказывать свое предположение;
коммуникативные:
-точно и полно выражать свои мысли;
личностные:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
Постановка темы и целей урока.
Цель: сформулировать цель и довести ее до сознания учащихся.
- Какая тема нашего урока?
- Поставим цель урока по опорным словам.
Прочитайте правило в учебнике на стр.45 и расскажите соседу.
Чтобы узнать тему урока необходимо отгадать загадку
- Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто. (Именительный падеж)
Формулируют тему и цель урока:.
ЦЕЛЬ: научиться находить имена существительные среди других слов
С помощью учителя формулируют тему и цель урока
Тема: Именительный падеж имен существительных.
Цель: определять имена существительные в именительном падеже
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
-определять последовательность
действий на уроке;
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
-высказывать свое предположение;
коммуникативные:
-точно и полно выражать свои мысли;
личностные:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
Введение нового материала с частичной его отработкой.
Цель: усвоение учащимися новых знаний и способов действий.
Проба: назовите им сущ в классе и поставьте к ним вопрос
Просклонять на доске существительное ЗЕМЛЯ
Устно называют имена существительные и ставят к ним вопросы.
Один ученик склоняет существительное на доске. Предметные:
умение самостоятельно
добывать
новые знания.
анализ;
обобщение;
выполнение
действий по
алгоритму
Метапредметн
ые:
К: умение
излагать
мысли;
Р: способность
к волевому
усилию и
преодолению
трудностей.
Личностные:
проявление
активности в
работе
Практическая деятельность учащихся
Цель: формирование умений осмысливать, воссоздать, воспроизводить. с.44 упр 74 самостоятельно в тетрадях. ( 1 вар.- кто? Слабые, 2 вар.- что? Сильные.
(Индивидуализация)
Проверка выполненного упражнения коллективно. Запишите предложения и подчеркните грамматическую основу.
Наступила теплая весна.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.
Маша увидела птицу.
--Определите падеж имен существительных.(И.п., В.п.)
--В каких падежах стоят им сущ?
--В каком падеже стоит подлежащее? (И.п)
__Что есть общего в сущ. Стоящих в И.п.?
Сделаем вывод: каким членом предложения явл. Существительное в И.п.?
учебник с .42 правило
Расскажите по очереди это правило соседу Самостоятельно выполняют упражнение в тетрадях.
Проверяют записи в тетради. Записывают предложения(один ученик у доски)
Находят грамматическую основу и определяют падеж имен сущ.
Делают вывод: сущ в И.п. является в предложении подлежащим.
Читают правило, рассказывают друг другу. Регулятивные:
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Коммуникативные:
- уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Познавательные:
- выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы.
Осуществление контроля.
Осуществление учащимися самостоятельного выполнения задания с последующим контролем (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Развитие речи
-Какие календарные месяцы относятся к зиме?
-Сейчас Леша расскажет стихотворение об одном из зимних месяцев.
-Про какой месяц говориться в стихотворении?(февраль)
-найдите это слово в учебнике на стр.46
-Что вы можете о нем сказать?(словарное)
--Запишем, посчитаем кол-во слогов, букв и звуков.
-Составьте и запишите предложение с этим
словом.
-Найдите изученные орфограммы и подчеркните.
с.42 упр 74 Самостоятельно.
Обмен тетрадями, проверка на слайде. Оценивание
Устно рассказывают, как распределили слова по группам.
Ученик читает стихотворение. Называют кол-во слогов, букв и звуков.
Записывают предложение со словарным словом. Самостоятельно выполняют упражнение. Регулятивные:
-осуществлять итоговый контроль.
Познавательные:
- умение выделять главное, самостоятельно работать с информацией.
Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме.
Метапредметные:
Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
К: использование критериев для обоснования своего суждения.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Посмотрите на слова
Зима, к зиме, о зиме.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Задайте вопросы к этим словам.
Вывод: имена существительные отвечают не только на вопросы кто? И что? , но и на другие вопросы.
Стр. 46 «Обрати внимание» -
работа на карточке №2
Подбери имена существительные к признакам:
красивую..............
сильный .................
острого...................
желтому.......................
злой............................
добрая........................
могучий....................
весёлые........................
Коллективная проверка
-Лера ,запиши предложение с карточки
И найди сущ в И.п.
-2 класс подчеркнуть грамматическую основу.
Ученик показал свои рисунки учителю.
(Родители рано пришли с работы.)
Работа в паре (самостоятельно)
Карточка 2 .
Прочитайте предложения.
Найдите существительные в И.п. Вспомните, какие вопросы нужно задать? Ребята шли из школы домой.
Лисий след ведет к норке.
С неба летел мокрый снежок.
-Проверим. ( зачитывают ответы.
Оцените себя .
- Ребята, в предложениях были еще сущест. ?
-вы заметили ещё одну особенность именительного падежа? (Существительные в именительном падеже не употребляются с предлогами.)
с.42 упр 75( 2 предложения у доски)
Учащиеся 3 класса проверяют выполнение работ 2 класса. (взаимоконтроль)
С первым словосочетание составьте предложение, в котором существительное будет подлежащим.
По ходу урока находить изученные орфограммы
Делают вывод: имена существительные отвечают не только на вопросы кто? И что? , но и на другие вопросы.
Работают в парах на карточках.
зачитывают ответы.
Делают вывод:
Существительные в именительном падеже не употребляются с предлогами
Один ученик работает на доске с объяснением.
Рефлексия
Цель: Подвести итоги урока. Самооценивание.
Ромашка Блума. Оторвите лепесток и ответьте на вопрос.
Работа с оценочным листом.
-Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале по 3м критериям:
1) Материал усвоен…
2) Моя активность на уроке…
3) Мое настроение на уроке…
-Оценки ,кто работал у доски. Отвечают на вопросы .Подводят итог урока. Регулятивные:
- осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
Познавательные:
- умение выделять главное, самостоятельно работать с информацией.
Домашнее задание С.45 правило, упр 77
С.42 правило упр 76 Делают
соответствующие записи
|