Сегодня: 27.01.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

СКАЧАТЬ (28.6 Kb) 22.11.2022, 13:59
Ведерникова Елизавета Валерьевна
студент, ГАПОУ СО НТПК1
Согласно федеральному проекту «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», под патриотическим воспитанием понимается воспитание патриотической личности, характеризующееся развитием в гражданине фундаментальной личностной установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую деятельность, в которой эта позиция выражается. Содержанием этой установки является неразрывная связь с историей, традицией, территорией и культурой своей страны, в целом и частном, то есть от уровня малой родины до великой Родины.

Во время патриотического воспитания у каждого члена общества формируются такие идеалы, которые будут полезны для всего коллектива, интересы индивида начинают сочетаться с интересами общества, все помехи и препятствия, стоящие на пути патриотических воспитанников, должны преодолеваться. Система патриотического воспитания должна быть обновлена в сторону укрепления и возрождения страны, её былого величия[5].

Цель патриотического воспитания – развитие активной гражданской позиции, социальной активности, духовности и важнейших патриотических качеств личности, направленных на укрепление государства и защиту его интересов.

В настоящее время данная цель патриотического воспитания достигается решением следующих задач:
1. Формирование у детей социально-патриотических взглядов и убеждений, любви к Родине и ее истории;
2. Развитие уважительного отношения к народным традициям и культуре России;
3. Обеспечение полноценной социализации подрастающего поколения, активное вовлечение детей в посильное решение социальных, экономических, культурных, экологических и т.д. проблем;
4. Воспитание уважительного отношения к нормам, законам и Конституции страны;
5. Создание условий для развития положительного отношения к конституционным правам и свободам граждан, соблюдения законов, формирование чувства профессионального, гражданского и воинского долга;
6. Привитие детям гордости за свою Родину, почитание символики государства и его истории;
7. Формирование уважительного отношения к религии своего народа и иным религиозным конфессиям, находящимся на территории страны;
8. Создание оптимальных условий для усиления патриотической направленности воспитания детей в образовательных учреждениях;
9. Формирование у детей толерантности, религиозной и национальной терпимости, уважения к традициям и истории других народов [3].

Таким образом, патриотическое воспитание направлено на формирование у детей таких качеств как: ответственность, коллективизм, активная гражданская позиция и т.д.

Среди форм организации патриотического воспитания следует выделить следующие формы: классные часы, торжественные линейки, экскурсии, военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, ролевые игры, встречи со знаменитыми земляками, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, празднование памятных дат, проведение выставок, просмотров видеофильмов, проведение конкурсов военно-патриотической песни, посещение воинской части, обращение к государственной символике, сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн, знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ, социальные акции и др.

В школе используются четыре группы методов патриотического воспитания (классификация Н.И. Болдырев и Н.К. Гончаров):
1) методы убеждений;
2) методы упражнений (приучений);
3) методы поощрения;
4) метод наказания.

В условиях внедрения и перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание и значение уделяется воспитательной деятельности школьников во внеурочное время. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса.

К внеурочной деятельности относят работу с учащимися классных руководителей, школьного библиотекаря и всех других школьных работников, которая проводится во внеурочное время, но не имеет специально выраженного предметного характера (не направлена на изучение какого-либо одного учебного предмета). Эта работа может проводиться в стенах школы или за её пределами, но организуется и проводится работниками школы [2, с. 20].

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основными задачами внеурочной деятельности по ФГОС являются:
1. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
2. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
3. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
4. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни [1].

На современном этапе внеурочная работа - прекрасное расширение инфраструктуры школы. Чем шире представлены различные направления внеурочной деятельности в школе, тем лучше ребёнку и его родителям. В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
 духовно-нравственное;
 социальное;
 общеинтеллектуальное;
 общекультурное;
 спортивно-оздоровительное.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у детей гражданских качеств особую роль сыграли П.П. Блонский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий.

Одна из основных форм воспитательной работы – классный час. Эта форма деятельности способствует формированию у младших школьников системы отношений к окружающему миру.

Информационный час – одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания. Основное назначение информационного часа – приобщать младших школьников к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, села. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания детей об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу.
Устный журнал – это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива.

Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы.

Экскурсия как форма воспитательной работы используется в учебной и внеурочной деятельности. Эту форму педагог избирает тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам.

Путешествие – это разновидность экскурсии. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Они сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т. д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.

С младшими школьниками целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта.

Праздник – особая форма воспитательной работы. Праздник – это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что:
 во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции;
 во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы;
 в-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.

Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности. КТД – способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство [4].

На формирование основ патриотизма у учащихся огромное влияние оказывает такой метод воспитания, как создание и анализ ситуаций. В процессе проигрывания различных ситуаций активизируется воображение ребенка. Это имеет большое значение для положительных изменений в нем самом благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам.

Ещё одним эффективным методом патриотического воспитания является беседа. Беседа – метод убеждения. Ее задачи:
 формирование гражданско-патриотических представлений детей;
 разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения;
 обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.

Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. Патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов.

Поэтому надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания.

Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.

Патриотическое воспитание младших школьников будет результативным и уровень патриотической воспитанности младших школьников станет выше, если, если во внеурочной деятельности применять разнообразные формы и методы воспитания, направленные на включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Особенность данной программы в том, что при ее изучении у обучающихся не только формируются знания о Родине, но и происходит включение в практическую деятельность. На каждом занятии во внеурочной деятельности отводится время на исследовательскую или творческую деятельность младших школьников.

Целью данной программы стало: формирование чувства патриотизма у младших школьников и повышение уровня их патриотической воспитанности.

Из данной цели нашей программы по патриотическому воспитанию были поставлены следующие задачи:
 воспитывать патриотические чувства;
 формировать у школьников гражданскую позицию;
 формировать нравственные основы личности, повышать уровень духовной культуры;
 формировать гуманное отношение к окружающему миру и людям;
 сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
 воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов;
 воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям;
 формировать потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии.

Программа будет рассчитана на 4 года (1-4 класс) – 128 часов всего, 32 часа год (1 ч. в неделю).

Программа состоит из четырех ступеней:
1 ступень – 1 класс (31 час);
2 ступень – 2 класс (32 часа);
3 ступень – 3 класс (30 часов);
4 ступень – 4 класс (32 часа).

В ходе изучения программы, учащиеся получат знания о Родине, её границах, символики, истории возникновения государства. Познакомятся с традициями, народными праздниками и забавами. Изучат особенности декоративно-прикладных промыслов, попробуют себя в роли мастера одного из промыслов. Узнают, что значит быть гражданином, какие права и обязанности имеет гражданин Российской Федерации. У учащихся будут развиты такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Будет воспитываться уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству; глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.). Особое внимание в программе уделено Великой Отечественной войне. На таких занятиях ученики узнают, какой след оставила война в истории семьи. В целом будет развиваться чувство сопричастности к Родине.

В заключении следует отметить исключительную важность внеурочных форм деятельности по воспитанию патриотизма в подрастающем поколении на основе позитивных примеров родного края и исторического опыта нашего народа. Любовь к Родине, интерес к истории, активная гражданская позиция и продуктивная творческая деятельность на благо государства, безусловно, основываются на любви к своей семье, городу, малой родине и осознании связи родных мест и людей к глобальной историей страны и мира. Именно в начальных классах школы педагог обязан привить и развить любовь к родине и истории, показать взаимосвязь локальных и глобальных процессов происходящих в нашей стране, чтобы заложить прочную основу патриотического воспитания и заинтересовать ребенка родной историей, культурой, традициями.

Библиографический список
1. Внеурочная деятельность в рамках ФГОС: организация, проблемы, пути решения
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и сред.пед. учеб. заведений – М.: Академия, 2011 – с. 20
3. Модели организации внеурочной деятельности в школе
4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений / И.П. Подласый. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – с. 231.
5. Савотина, Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-18.


Категория: Блоги | Добавил: Vedernikova24
Просмотров: 39 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
II Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
II Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
V Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
III Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
XXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.01.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог