Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и само ценности России.
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников.
Цель: формирование патриотического сознания школьников через внеурочную деятельность в средней общеобразовательной школе.
Патриотическое воспитание школьников эффективно при следующих условиях:
• найдены новые формы и способы организации деятельности учащихся;
• процесс воспитания организован целенаправленно, систематически, комплексно и интегрировано;
3) воспитание носит личностно-ориентированный характер, направлено на реализацию индивидуальных запросов учащихся и их родителей.
Можно предположить, что при соблюдении указанных условий возможны следующие результаты:
• повышение уровня развития ребёнка, его учебной мотивации и активной жизненной позиции;
• повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;
• обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса;
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание.
Мы определили следующую систему задач патриотического воспитания школьников:
• воспитания у них любви к Отечеству, в котором чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать её) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);
• глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации, к государственной символике, к общечеловеческим ценностям (мир, безопасность, свобода)
Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию.
Главной целью гражданско - патриотического воспитания является формирование достойного гражданина и патриота России.
Для достижения этой цели поставлены основные задачи:
• утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
• уважение к историческому и культурному прошлому, к нашим славным традициям;
• повышение престижа государственной и военный службы;
• создание новой эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей.
Воспитание в школе реализуется через три взаимосвязанных блока:
• воспитание в процессе обучения;
• воспитание во внеурочной деятельности;
• воспитание во взаимодействии с социумом.
Предметы «Основы безопасности жизнедеятельности», и «история» в вопросах военно-патриотического воспитания учащихся, без сомнения, являются интегрирующими. Однако урочного времени, выделенного явно недостаточно. Что делать? Внеурочная деятельность, кружковая, досуговая работа в данном случае становится тем недостающим и связующим звеном, усиливающим воспитательный эффект.
Цель данной воспитательной системы - развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности предполагает целенаправленное формирование патриотизма как интегрированного качества личности, определяет направленность на самореализацию и социальное поведение детей, при котором любовь и служение Отечеству выступает как высший смысл жизни и деятельности.
Характеристика форм внеурочной деятельности
Кружки. Одной из наиболее широко распространенных форм внеурочной деятельности являются кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Эта форма работы для среднего звена школьников. Кружки по содержанию можно разделить на группы:
1. Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению предмета, привитие интереса к предмету.
2. Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.
3. Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам
4. Кружки, посвященные специальным вопросам, изучаемым на уроках, например, экология и безопасность, по изучению глобальных проблем человечества и др.
Олимпиады Одной из важных форм внеурочной деятельности, способствующей развитию познавательного интереса учеников к курсам «Основы безопасности жизнедеятельности», «история» является олимпиада. Наряду с развитием познавательного интереса олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками профессии для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Следовательно, олимпиады служат решению задач профориентационной работы с учащимися. Для подготовки к олимпиадам необходимо выпускать стенные газеты с занимательным материалом, публиковать специальные тренировочные вопросы и упражнения, проводить викторины, игры по предмету, со старшеклассниками - конференции, приглашать в школу сотрудников и специалистов.
Проведение конференций. Во внеурочной деятельности уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов.
Устный журнал Проведение устных журналов призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеурочной работы он отличается широтой информации. Устные журналы - эффективная форма, способствующая популяризации курсов ОБЖ, история. Эта форма работы тесно связана с другими формами: викторинами, конференциями и т. д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами курса основы безопасности жизнедеятельности.
Викторины и игры Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения . Викторины считаются универсальной формой работы, так как они включаются в проведение конференций , различных соревнований и т.д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.
Предметная неделя по ОБЖ, и истории.
Неделя в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеурочной деятельности: конференции, смотры-конкурсы по усвоению знаний, конкурсы газет, рефератов и т.д. Основная задача проведения предметной недели - развитие интереса у учащихся, профессиональная ориентация на профессии связанные с безопасностью во всех областях (ПБ, ГОиЧС, ГИБДД…) воспитание любви к своей Родине. В предметную неделю включают следующие мероприятия:
• подготовку и оформление плана проведения недели;
• конкурс рефератов;
• выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;
• проведение экскурсий в учреждения связанные с безопасностью.
Школьные издания
Трудно себе представить внеклассную работу без выпуска стенных газет. Стенные газеты различают по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить на фотогазеты, которые выпускают после проведенных походов, конкурсов, соревнований; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».
Эффективность совместной деятельности по реализации патриотического воспитания школьников.
Главным результатом любой проведённой работы является её эффективность. Показателями эффективности патриотического воспитания в разрезе определённых нами условий можно определить следующие:
а) удовлетворённость детей совместной деятельностью,
б) активность школьников в мероприятиях патриотической направленности;
в) результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды;
Изучение отношения к новой форме организации патриотического воспитания через формирование патриотического клуба «Сапсан», через работы кружков показывает:
1) детям нравится данная деятельность, она значима для них, их ожидания оправдались;
2) родители удовлетворены новой деятельностью своих детей, поддерживают их выбор, их ожидания также оправдались;
3) все школьники знакомы с деятельностью клуба «Сапсан», знают его предназначение, деятельность вызывает интерес.
Активность учащихся школы в мероприятиях патриотической направленности высокая. Дети с удовольствием участвуют в различных улусных и школьных соревнованиях, конкурсах.
Таким образом, разработанная технология способствует развитию личности школьника, что подтверждают результаты нашей педагогической деятельности.
Воспитание процесс непрерывный, по большому счету он нацелен на формирование в учениках полезных для общества привычек, традиций, вкусов, желаний. И военно-патриотическое воспитание не исключение. Невозможно воспитать патриота и будущего защитника Отечества, просто посвятив несколько уроков и внеурочных мероприятий рассказам о подвигах прошлого и объяснениям, какое значение имеет в жизни человека его патриотизм. А вот если действия, воспитывающие, образно выражаясь, не мальчика для битья, но мужа (воина фактически), производить постоянно, сделав их привычными и естественными для школьников с учетом их возрастных особенностей, то человек станет патриотом, даже не заметив, что его воспитывали в этом духе. Мы поставили цель описать современные методы, приемы, подходы, используемые в у воспитательной работе по формированию патриотического сознания школьников через внеурочную деятельность.
Описывая систему работы по патриотическому воспитанию школьников, мы опирались на поставленные задачи.
Мы доказали, что при соблюдении указанных условий школа добивается следующих результатов:
• повышение уровня развития ребёнка, его учебной мотивации и активной жизненной позиции;
• повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;
• -обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса.
Перспективы работы:
1. Продолжать поиски новых форм организации деятельности школьников.
2. Ориентироваться на дальнейшее удовлетворение индивидуальных запросов, потребностей, интересов учащихся и их родителей.
3. Совершенствовать учебно-материальную базу кабинетов
|