Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Педагогическая коррекция пространственных функций у детей с задержкой психического развития

СКАЧАТЬ (24.2 Kb) 14.12.2023, 22:01
Якушина Людмила Михайловна
учитель-дефектолог, МБДОУ Детский сад №56 "Гусельки"
В дошкольном учреждении проводится коррекционно-воспитательная работа, направленная на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР с целью подготовки их к полноценному восприятию учебного материала.

Коррекционная работа направлена на формирование пространственных представлений:
 о признаках предметов (форма, величина);
 о направлениях пространства;
 о пространственных отношениях предметов.

Она осуществляется в процессе игры и различных видах деятельности: рисовании, лепки, конструирования, гимнастики, в процессе активного наблюдения за предметами и явлениями.

Важным средством полноценного овладения знаниями является активная предметно-практическая деятельность ребенка, его собственное действие с изучаемыми предметами. Пространственное представление закрепляется в рисовании, лепке, графических упражнениях и других видах деятельности.

Задачей первых этапов обучения является анализ и обобщение формы предметов.
При изучении каждой формы она подробно анализируется, делится на составляющие ее элементы, в ней вычленяются главные, существенные признаки, отличающие ее от всех других форм. Нахождение признаков различия и общности достигается при помощи сравнения изучаемых форм (квадрата и прямоугольника, ромба и квадрата и др.). После тщательного анализа формы дети воспроизводят ее: строят из палочек, рисуют в воздухе, изображают на листе бумаги, вырезают, лепят из пластилина.

При изучении форм предлагаем детям выделить аналогичные формы в окружающих их предметах, что способствует развитию умения сравнивать, анализировать, абстрагироваться от данной конкретной формы. Для закрепления знаний о форме учим детей преобразовывать фигуры ( из одной или нескольких геометрических фигур создавать другие путем их сочетания или реконструкции); выполнять задания на дорисовывание незавершенных контуров фигур и предметов и т.п.

При осуществлении всех видов деятельности, детям предлагается дать вербальный ответ о проделанном, нарисованном, вылепленном, обозначить каждую изучаемую форму соответствующим словом.

Умение словесно обозначить формы соответствующим термином формируются у дошкольников с ЗПР очень медленно с трудом. Практические умения и навыки складываются несколько раньше.

II В работе по развитию пространственных представлений большое значение придается формированию знаний о протяженности, т.е. о пространственной величине.

С понятием протяженности дети сталкиваются при изучении различных учебных предметов. Элементы соизмерения протяженностей имеют место при определении величины букв при письме, при ориентировке в пределах клетки, строчки, но особенно часто пи рисовании и конструировании. Путем сопоставления и сравнении предметов по величине у детей формируются такие понятия, как большой - маленький, высокий - низкий, короткий – длинный, короче – длиннее, больше – меньше и т.д.

При формировании представлений о величине используются различные виды конструирования: по образцу, по условиям, свободное конструирование и т.д. В процессе конструктивной деятельности (складывание картинок из отдельных кубиков, фигур из счетных палочек, из геометрической мозаики, строительного материала) дети учатся сравнивать предметы по величине, анализировать форму, сличать свою работу с образцом, зрительно соизмерять части предметов, пользоваться условной меркой, соизмерять величины путем наложения и приложения. При изучении каждого объекта конструирования дети подводятся к пониманию того, что он может быть разделен на части, а затем опять собран, что каждая деталь занимает в конструкции определенное место, является частью единого целого. Установление зависимости между целым и составляющими его частями исключительно важно для формирования процесса пространственного анализа и синтеза для развития конструктивного мышления.

III этапом коррекционной работы является формирование представлений о направлениях пространства, куда входит умение ориентироваться в сторонности, на плоскости листа, на местности и т.д. Развитие осуществляется в процессе различных видов деятельности: рисования, лепки, гимнастических упражнений, в игровой деятельности. Развитию умения ориентироваться в направлениях пространства в значительной мере способствуют гимнастические упражнения, в процессе которых формируются сторонности, преодолевается зеркальность, а также упорядочивается поведение ребенка и его произвольное внимание. Занятия по различению сторонности проводятся также в игрк и с использованием игрового материала, предметов окружающей обстановки, различных макетов и т.д.

Процесс формирования у детей с ЗПР дошкольного возраста умения ориентироваться в направлениях пространства осуществляется поэтапно. Сначала дети могут определять сторонности у себя и у собеседника лишь в конкретной ситуации, сопровождают процесс ориентировки развернутым речевым проговариванием.

IV этапом в коррекционной работе является развитие представлений о пространственных отношениях предметов между собой. Овладение умением определять пространственные отношения, между предметами связано с пониманием сложных логико – грамматических конструкций с предлогами и наречиями. Очень важно научить детей понимать значение предлогов и наречий: за, перед, между, около, близко, далеко и т.д., употреблять их в речи, понимать пространственные отношения лиц и предметов между собой, выраженные падежными формами слов, т.е. беспредложными конструкциями. Эти задачи реализуются при словесном описании рассматриваемых картин, в процессе активных действий с предметами и их изображениями, в игре и учебной деятельности, складывании орнаментов из мозаики по словесной инструкции, в ходе вы полнения гимнастических упражнений, во время рисования. После выполнения действий вербальный отчет о проделанном.

Учитывая, что дети с ЗПР отличаются крайне неустойчивым вниманием, легко отвлекаются на любой внешний раздражитель, во время занятий на столе и в комнате не должно быть ничего лишнего, кроме того, что требуется для выполнения данного задания. Вначале внимание привлекается и удерживается какими - либо интересными деталями задания (красочные пособия). После выполнения обязательного, но не интересного для ребенка задания ему обещается игра. Воспитание более устойчивого и распределенного внимания – важный момент в коррекционной работе.

Первое время приходится менять виды деятельности 10-15 минут. Этим не только предупреждаем наступающее утомление, но и сохраняем интерес к результатам выполнения задания, дети доводят начатое до конца. Постепенно длительность занятия доводим до 25-30 минут. При подаче материала необходимы: последовательность, обязательно введение старого, хорошо изученного материала, чередование трудных и менее интересных для ребенка видов работ (письмо) с более интересным (рисование, конструирование). В процессе работы практикуются индивидуальные и подгрупповые формы занятий.

То, как показывают результаты обучения, у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста под влиянием правильного организованной и систематически проводимой коррекционной работы успешно формируются пространственные отношения. Значительно более сформировавшими оказываются представления о признаках предметов, их форме, строении, пропорциях, т.е. интенсивно развиваются элементы пространственного анализа. Улучшается ориентация в схеме тела, определять сторонность у себя и собеседника, находить направление по словесной инструкцию Они увереннее ориентируются на плоскости листа бумаги и в пределах клетки. В результате занятий у детей улучшается моторика, особенно тонкие движения пальцев рук, формируется умение правильно держать ручку, они меньше утомляются при выполнении графических упражнений, при вырезании и конструировании, совершенствуется зрительно – двигательная координация.

Раннее и направленное координированное обучение позволяет значительно ускорить процесс формирования пространственных представлений.

Список использованных источников
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 2004.
2. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития, под ред. Дунаевой З.М., М.: Советский спорт, 2006.


Категория: Блоги | Добавил: Ludmilka29
Просмотров: 152 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог