В дошкольном учреждении проводится коррекционно-воспитательная работа, направленная на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР с целью подготовки их к полноценному восприятию учебного материала.
Коррекционная работа направлена на формирование пространственных представлений:
о признаках предметов (форма, величина);
о направлениях пространства;
о пространственных отношениях предметов.
Она осуществляется в процессе игры и различных видах деятельности: рисовании, лепки, конструирования, гимнастики, в процессе активного наблюдения за предметами и явлениями.
Важным средством полноценного овладения знаниями является активная предметно-практическая деятельность ребенка, его собственное действие с изучаемыми предметами. Пространственное представление закрепляется в рисовании, лепке, графических упражнениях и других видах деятельности.
Задачей первых этапов обучения является анализ и обобщение формы предметов.
При изучении каждой формы она подробно анализируется, делится на составляющие ее элементы, в ней вычленяются главные, существенные признаки, отличающие ее от всех других форм. Нахождение признаков различия и общности достигается при помощи сравнения изучаемых форм (квадрата и прямоугольника, ромба и квадрата и др.). После тщательного анализа формы дети воспроизводят ее: строят из палочек, рисуют в воздухе, изображают на листе бумаги, вырезают, лепят из пластилина.
При изучении форм предлагаем детям выделить аналогичные формы в окружающих их предметах, что способствует развитию умения сравнивать, анализировать, абстрагироваться от данной конкретной формы. Для закрепления знаний о форме учим детей преобразовывать фигуры ( из одной или нескольких геометрических фигур создавать другие путем их сочетания или реконструкции); выполнять задания на дорисовывание незавершенных контуров фигур и предметов и т.п.
При осуществлении всех видов деятельности, детям предлагается дать вербальный ответ о проделанном, нарисованном, вылепленном, обозначить каждую изучаемую форму соответствующим словом.
Умение словесно обозначить формы соответствующим термином формируются у дошкольников с ЗПР очень медленно с трудом. Практические умения и навыки складываются несколько раньше.
II В работе по развитию пространственных представлений большое значение придается формированию знаний о протяженности, т.е. о пространственной величине.
С понятием протяженности дети сталкиваются при изучении различных учебных предметов. Элементы соизмерения протяженностей имеют место при определении величины букв при письме, при ориентировке в пределах клетки, строчки, но особенно часто пи рисовании и конструировании. Путем сопоставления и сравнении предметов по величине у детей формируются такие понятия, как большой - маленький, высокий - низкий, короткий – длинный, короче – длиннее, больше – меньше и т.д.
При формировании представлений о величине используются различные виды конструирования: по образцу, по условиям, свободное конструирование и т.д. В процессе конструктивной деятельности (складывание картинок из отдельных кубиков, фигур из счетных палочек, из геометрической мозаики, строительного материала) дети учатся сравнивать предметы по величине, анализировать форму, сличать свою работу с образцом, зрительно соизмерять части предметов, пользоваться условной меркой, соизмерять величины путем наложения и приложения. При изучении каждого объекта конструирования дети подводятся к пониманию того, что он может быть разделен на части, а затем опять собран, что каждая деталь занимает в конструкции определенное место, является частью единого целого. Установление зависимости между целым и составляющими его частями исключительно важно для формирования процесса пространственного анализа и синтеза для развития конструктивного мышления.
III этапом коррекционной работы является формирование представлений о направлениях пространства, куда входит умение ориентироваться в сторонности, на плоскости листа, на местности и т.д. Развитие осуществляется в процессе различных видов деятельности: рисования, лепки, гимнастических упражнений, в игровой деятельности. Развитию умения ориентироваться в направлениях пространства в значительной мере способствуют гимнастические упражнения, в процессе которых формируются сторонности, преодолевается зеркальность, а также упорядочивается поведение ребенка и его произвольное внимание. Занятия по различению сторонности проводятся также в игрк и с использованием игрового материала, предметов окружающей обстановки, различных макетов и т.д.
Процесс формирования у детей с ЗПР дошкольного возраста умения ориентироваться в направлениях пространства осуществляется поэтапно. Сначала дети могут определять сторонности у себя и у собеседника лишь в конкретной ситуации, сопровождают процесс ориентировки развернутым речевым проговариванием.
IV этапом в коррекционной работе является развитие представлений о пространственных отношениях предметов между собой. Овладение умением определять пространственные отношения, между предметами связано с пониманием сложных логико – грамматических конструкций с предлогами и наречиями. Очень важно научить детей понимать значение предлогов и наречий: за, перед, между, около, близко, далеко и т.д., употреблять их в речи, понимать пространственные отношения лиц и предметов между собой, выраженные падежными формами слов, т.е. беспредложными конструкциями. Эти задачи реализуются при словесном описании рассматриваемых картин, в процессе активных действий с предметами и их изображениями, в игре и учебной деятельности, складывании орнаментов из мозаики по словесной инструкции, в ходе вы полнения гимнастических упражнений, во время рисования. После выполнения действий вербальный отчет о проделанном.
Учитывая, что дети с ЗПР отличаются крайне неустойчивым вниманием, легко отвлекаются на любой внешний раздражитель, во время занятий на столе и в комнате не должно быть ничего лишнего, кроме того, что требуется для выполнения данного задания. Вначале внимание привлекается и удерживается какими - либо интересными деталями задания (красочные пособия). После выполнения обязательного, но не интересного для ребенка задания ему обещается игра. Воспитание более устойчивого и распределенного внимания – важный момент в коррекционной работе.
Первое время приходится менять виды деятельности 10-15 минут. Этим не только предупреждаем наступающее утомление, но и сохраняем интерес к результатам выполнения задания, дети доводят начатое до конца. Постепенно длительность занятия доводим до 25-30 минут. При подаче материала необходимы: последовательность, обязательно введение старого, хорошо изученного материала, чередование трудных и менее интересных для ребенка видов работ (письмо) с более интересным (рисование, конструирование). В процессе работы практикуются индивидуальные и подгрупповые формы занятий.
То, как показывают результаты обучения, у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста под влиянием правильного организованной и систематически проводимой коррекционной работы успешно формируются пространственные отношения. Значительно более сформировавшими оказываются представления о признаках предметов, их форме, строении, пропорциях, т.е. интенсивно развиваются элементы пространственного анализа. Улучшается ориентация в схеме тела, определять сторонность у себя и собеседника, находить направление по словесной инструкцию Они увереннее ориентируются на плоскости листа бумаги и в пределах клетки. В результате занятий у детей улучшается моторика, особенно тонкие движения пальцев рук, формируется умение правильно держать ручку, они меньше утомляются при выполнении графических упражнений, при вырезании и конструировании, совершенствуется зрительно – двигательная координация.
Раннее и направленное координированное обучение позволяет значительно ускорить процесс формирования пространственных представлений.
Список использованных источников
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 2004.
2. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития, под ред. Дунаевой З.М., М.: Советский спорт, 2006.
|